10-02-15

Культурный слой

«Каждый холст дышит агрессией»

 

Я умереть хочу.

Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеяньи…

И неуместной почести позор…

Вильям Шекспир

Сонет 66

 

Афиша над Выставочным комплексом с названием экспозиции заставляет многих нижегородцев вздрогнуть. Она выглядит как лозунг, как транспарант на демонстрации с призывом свержения «капиталистического строя».

Однако это лишь иллюзия, удачный рекламный слоган, так как сами работы голландцев лукавы и неоднозначны по своей содержательной сути.

Объектом интереса художников стали произведения советского монументального искусства и образы вождей от Ленина до Хрущева.

Без всякого романтического флера работы, в основном, выполнены на огромных листах бумаги углем и пастелью. Те из них, что нарисованы на холсте в том же модуле, также не претендуют на живописность: вновь черно-белый колорит с небольшими цветными деталями.

Уже сам прием демонстрирует «черноту» советской истории и ее «преступных» вождей. Без нюансов.

Забавно, что Гербранд Волгер вырос в семье голландских коммунистов и, по его словам, с детства считал СССР образцом справедливого общества для всего мира. Не однажды он бывал в Москве и Петербурге и после развала Союза понял, что все идеалы — «прах».

Его супруга — художница Ван Тейн — с ним полностью солидарна. Ее работы неотличимы от работ мужа. Вся экспозиция — выставка как бы одного художника.

Шаржированные образы Ленина, Сталина, Дзержинского, Берии, Хрущева, Че Гевары и прочих «до кучи» революционеров показаны в роли «врагов народа».

Такое однозначное отношение к нашей истории вызывает протест.

Женская фигура. В руке — колосья. На груди — пионерский галстук. В другой руке почему-то томик Чехова (хотя уместнее в такой трактовке был бы том «Капитала» Маркса). И название: «Советская икона». Если это метафора, то и она слишком грубая.

А вот «Заговор». На бумаге — чаепитие. За столом Ленин, Сталин, Дзержинский, Берия. Композиция заключена в орнамент, вырезанный из черного картона. Все «заговорщики» с искаженными от злобы лицами.

Надо отдать должное художникам: работы выполнены мастеровито. Другое дело, что каждый лист или холст «дышат» агрессией, активным неприятием того, что называется «СССР».

Это «соль» выставки.

Когда поймешь тенденцию, становится ясно, почему все огромные фигуры «Рабочих», «Колхозниц», «Стахановцев», девушек из «Фонтана «Дружба народов» так неприятно физически развиты, мускулисты, стандартно улыбчивы.

Советское монументальное искусство в лучших своих образцах совсем не шаблонно. Не нравится идея — это совсем не вопрос искусства. Эстетика вне политики. Как сказал когда-то знаменитый французский писатель Роже Гароди: «Реализм без берегов».

К этому термину в разные времена находили многие определения: «романтический реализм», «критический», «социалистический» — все это есть реализм. Без берегов. А живет и будет жить только то, что содержит признаки подлинного искусства. И называйте его как хотите. В меру своего развития и вкуса.

Но наша страна Русь, СССР, Россия — это наша страна. С ошибками, болезнями, нашей болью и нашей гордостью. И не было бы великой державы СССР, что стало бы с «умной», «гуманной», «цивилизованной» Европой, не спасённой советским народом от фашистской чумы?

Однажды Виктор Розов сказал: «В нашей стране зло побеждено еще большим злом».

В продолжение известного сонета Шекспира можно вспомнить и другие строки:

 

И вдохновенья зажатый рот,

И праведность на службе у порока…

Все мерзостно, что вижу я вокруг…

Альбина Гладышева