10-02-15

Культурный слой

«Водка, матрешка… метро!»

29 января в Централь­ном выставочном зале открылась выставка «новых голландцев». Художники Виллеке ван Тейн и Гербранд Волгер представили проект «Назад в СССР. Утраченные идеалы». Культурные обозреватели «Новой» в Нижнем» не удержались от рецензий.

Первый же проход по залам в день открытия вызвал у меня яростный протест. Честно говоря, я ничего не мог понять: ни названия, ни произведений. Что-то мрачное, одиозное и саркастическое глянуло на меня со стен, этакие Кукрыниксы из-за железного занавеса. Видимо, от обиды за родную страну я даже не подошел как обычно к авторам (о чем сожалею), а зачем-то ввязался в легкую дискуссию с Кэти Чухнов, одной из участниц проекта. Наслушавшись умных слов и не получив ни одного ответа, я в полном смятении покинул поле боя, пытаясь успеть еще на одну культурную акцию, и, пребывая в состоянии расконцентрации, всю аналитику решил оставить на потом.

Следующее посещение ясным светлым днем способствовало более позитивному восприятию. Я даже внимательно послушал авторские телекомментарии, после чего из всех осколков сложилась совсем печальная картина: как боялись западные люди русских, так до сих пор и боятся. И не понимают. Да еще, сами того не ведая, подтверждают сакраментальный тезис, что у нас в стране стран собственно две: Москва и та, что «за МКАДом», то есть остальная Россия.

Особенно удручил выборочный и тенденциозный подход: метро, церковь и монументальная скульптура («Станция «Комсомольская», «ВДНХ», «СССР»). Я понимаю, что после своей архитектуры и интерьеров в стиле хай-тек наши бережно сохраняемые станции метро, изобилующие помпезной наглядной агитацией прошлого, могли показаться зловещими и потенциально опасными для сознания. Рациональный и детерминированный западный менталитет во все пытается вложить смыслы и весь этот нетронутый сталинский антураж им представляется законсервированной идеологической бомбой с тикающим часовым механизмом. Ну да, если кладбище, так непременно черти, замок — так привидения, а стакан сырой воды из под крана — быстрая смерть от кишечной палочки.

Вообще, все это мне до боли напомнило совремеменный «экстремальный туризм», типа посещения Северного полюса: доставят тебя на теплом самолете, сфотографируют на фоне флага и торосов, а потом долго еще в любой компании будешь ловить на себе восхищенные взгляды. Так и здесь. Погуляли люди по метро с ВДНХ, напокупали на Арбате матрешек с буденновками, и теперь везде с гордостью рассказывают ( и показывают) как они неделю (!) выжили в России, где день считается за год.

Самое трогательное, что работы немалых рубенсовских форматов с технической точки зрения являются классическими «почеркушками» углем и темперой. У нас такие, даже лучше, театральные художники в качестве эскизов рисуют для худсоветов. Так что в этом плане трудно сказать что-то вразумительное, кроме фиксированного ощущения неуважения и невнимания к нам с вами — и в качестве персонажей, и в качестве зрителей.

А по части «мессиджей» тоже полная невнятица. Люди прошлись по специфическим местам одного города и смело пытаются сделать далеко идущие выводы и обобщения. Это только Шерлок Холмс по отпечатку ботинка мог угадать и рост, и пол, и возраст подозреваемого, а также сколько у него детей и каким шампунем он моет голову. Вот просто из мелкой мести съездить бы в эти Нидерланды и в красках живописать «улицу красных фонарей» с «наркокоммунами», добавив для объективности пресловутые мельницы и тюльпаны.

Ведь все эти подземные скульптурные шедевры для нас — уже просто история, как для египтян пирамиды. Не сносить же их, как Дзержинского? Или может, проще, как в античные времена, приделать головы Потанина, Абрамовича или Хакамады.

Неловкое же сравнение господина Волгера церкви с метро не выдерживает никакой критики: храм — все-таки сакральное учреждение, и случайных людей там нет. А подземка — проходной двор с утилитарными транспортными функциями. Так что хочется пожелать нашим гостям почти их же словами: «Good-bye! Welcome back to Holland!», если боитесь или не желаете побывать в девственной тайге, Звездном городке, на курортах Сочи или рыбном Сахалине. А то ведь, может, и ракурс сменили бы, и подобрели, а главное — перестали уже бояться. Ведь живем мы не в сказках Пушкина: у нас памятники с пьедесталов сами собой не сходят.

Сергей Плотицын