10-03-01

Среда обитания

Русь изначальная — потерянная история. Часть 8

или Несколько шагов в поисках истины

1 — Современный кремль. 2 — Нижний город — крепость, которую оборонял Абрам. 3 — Верхний город — крепость на Ильинской горе. 4 — Древний монастырь на месте усыпальницы сказочной Златогорки. 5 — Резиденция Святогора. 6 — Восточные ворота древнего кремля. 7 — Южные ворота кремля. 8 — Западные ворота кремля. 9 — Восточные ворота Царьграда. 10 — Южные ворота Царьграда. 11 — Западные ворота Царьграда. Современные улицы: П — Пискунова, С — Сергиевская, БПеч — Большая Печёрская, БПок — Большая Покровская, И — Ильинская, ПС — Похвалинский съезд, МЯ — Малая Ямская, 3Я — 3-я Ямская, ПлГ — Площадь Горького, МГ — Максима Горького, Бел — Белинского, К — Красносельская, Р — Родионова, Г — Гагарина

В XIX веке известный нижегородский краевед и историк Николай Иванович Храмцовский написал труд под названием «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода». Эта бесценная и талантливая работа посвящена Нижнему Новому — городу, который начал свою историю с приходом на эти земли западных князей. Но как историк, опирающийся на реальные факты, Храмцовский не мог не рассказать пусть небольшую, но предысторию этого города в первой главе своего повествования, которая так и называется: «События, предшествовавшие основанию Нижнего Новгорода».

Здесь он приводит старую легенду, которая несколько приоткрывает завесу над неизвестной историей нашего таинственного города.

Во-первых, в этой легенде указываются точные размеры его укреплений.

Читаем: «Укрепление это обхватывало с севера к югу всё пространство от Коровьего взвоза… до нынешнего Лыковского съезда, а с востока на запад — от Ковалихинского ручья до реки Почайны.

В этом укреплении Абрам (избранный правитель мордовского народа) устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие, с дубовыми створами, которые завалил землёй, другие тайные, на севере, у самого Коровьева взвоза… (Коровий взвоз — съезд, существовавший до 1850-х гг. в конце современной ул. Пискунова до сооружения Верхневолжской набережной (в 1860-е гг.), шёл по одному из оврагов, ныне засыпанных; название связано с тем, что съезд вёл на одно из пастбищ, находившихся в средние века в полугоре современного Александровского сада. — Прим. по книге Н. Морохина «Наши реки, города и сёла»)».

То есть старый город, существовавший здесь до прихода православных военных князей, занимал территории, как минимум в два раза превышающие по площади территории современного кремля. Южные ворота находились на пересечении современных улиц Пискунова и Большой Покровской. Отсюда начиналась дорога на древнюю столицу мордвы — город Арзамас. Северные ворота (их правильнее было бы называть восточные) были устроены в районе пересечения современных улиц Пискунова и Большая Печёрская. Отсюда начиналась дорога на восток.

Во-вторых, в легенде говорится, что князь Мстислав Андреевич, сын Андрея Боголюбского, пришёл к стенам Абрамова городка с четырнадцатитысячным войском (войска князей были профессиональными и отлично разбирались в фортификациях и осадах городов неприятеля) против пятисот человек мирных жителей, засевших в укреплении. Но, видимо, стены этого укрепления были столь велики и неприступны, а размеры города столь внушительны, что Мстислав даже не попытался взять эту крепость приступом и, мало того, не мог контролировать её периметр, что позволило мордве привести небольшое подкрепление. Не дожидаясь штурма крепости, Абрам вывел своё войско через южные ворота и атаковал превосходящего численно почти в три раза противника. Все обороняющиеся полегли в неравной схватке с отлично вооружённым княжеским войском.

Всё это говорит о том, что ещё в XII веке на территории современного Нижнего Новгорода сохранялось огромное даже по сегодняшним масштабам фортификационное сооружение, которое и использовал при обороне от неприятеля мордовский правитель Абрам. Такую большую территорию не смогли (даже не пытались) освоить новые хозяева этих земель. Новая крепость, построенная князем Юрием Всеволодовичем, значительно уступала по размерам былым укреплениям, и возведена она была, как можно предположить, в своей северной и западной части по склонам Дятловых гор на существующем фундаменте старого добротного укрепления. Возможно, что эта часть крепости была просто реконструирована, а построенный вновь участок от Коромысловой до Георгиевской башни лишь сократил своей новой стеной былую мощь древнего, незнакомого нам сегодня города.

Сам Храмцовский комментирует приведённую выше легенду следующим образом: «Эта легенда, как почти и все легенды, далеко расходятся с историческими данными в подробностях, но в основании своём она не противоречит летописцам и историкам и подтверждает, что на месте нынешнего Нижнего Новгорода был город или небольшое сельбище туземцев, который, по всей вероятности, подвергся опустошению в 1171 году…».

Итак, мы выяснили, что на месте более большого старого города был построен новый город поменьше. Это событие отразилось в названии города — Новгород. О первой части названия города — Нижний — соответственно ниже.

Пройдёмся теперь по стенам древнего невидимого города. Единственный сохранившийся сегодня его участок — вал вдоль улицы Пискунова от улицы Большая Печёрская до улицы Минина. Пусть это небольшой по своим размерам, но значительный артефакт, подтверждающий существование древнего города.

Здесь, с одной стороны вала, на пересечении улиц Пискунова и Большая Печёрская когда-то находились Восточные ворота города (в легенде они называются Северными, что не совсем верно). Отсюда, по современным улицам Большая Печёрская, Родионова, Казанскому шоссе, начиналась бесконечная дорога на восток, которая могла привести путников к берегам Тихого океана.

Какое количество людей прошло по ней за многовековую историю человечества!

Даже сегодня это самая прямая и практически единственная дорога, соединяющая Восток и Запад.

От другого конца сохранившегося сегодня вала начинался Коровий взвоз, ­который шёл по засыпанному ныне оврагу. Этот овраг, как можно смело предположить, был продолжением древней фортификации и являлся искусственной террасой, созданной древними строителями. Теперь пройдёмся по улице Пискунова (не забывайте, что мы прогуливаемся по стенам древнего города) в сторону улицы Большая Покровская. На пересечении с улицей Ошарской мы попадаем в район, который называется Чёрный пруд. Пруд — это искусственный водоём. Кто и зачем его вырыл? Для накопления питьевой воды? Читаем у Морохина в книге «Наши реки, города и сёла»: «На этом месте существовал пруд, соединявшийся с руслом р. Ковалихи, который служил местом отдыха горожан. Чёрным называется за тёмный цвет воды. Другое его старое название — Поганый. Засыпан в 1930-х гг. как источник малярии, на его месте разбит сквер». Согласитесь, не очень вкусная вода у этого пруда.

Другая версия. Чёрный пруд был создан древними строителями у самых стен бывшей крепости для накопления воды, которая в свою очередь, заполняла вырытый вдоль этих стен ров. И это — очевидно.

Здесь следует отметить ещё один интересный факт. Река Ковалиха, давшая название улице Ковалихинская, впадает в реку Старка. Эта самая Старка имеет двойное название. В верхнем своём течении она называется Кова, а после впадения в неё реки Ковалиха — Старка. Что значит это название? Морохин выводит её название от слова «старица — старое речное русло, не имеющее течения». Очень любопытно, но на мой взгляд, не совсем точно. Что, имея конфигурацию реки (большая длина при небольшой ширине), кроме старицы, не имеет течения?

Это канал!

Стар-ка — стар-ый ка-нал.

Замеры высот берегов этого канала подтверждают эту версию. Канал, начинавшийся где-то в районе современного Высоковского проезда, соединялся с Русским морем в районе деревни Ржавка. Полагаю, что задуман он был для тайного отступления из города по воде, в случае перекрытия неприятелем сухопутных дорог. Недаром и близлежащие ворота города в легенде названы тайными.

Продолжим свой путь по улице Пискунова. На её пересечении с улицей Большая Покров­ская, как сказано в легенде, находились главные, Южные ворота древнего города. Отсюда начиналась дорога на Арзамас и дальше, на, вечно неспокойный и горячий, юг.

Дальше наша воображаемая крепостная стена проходит сквозь гордое здание Театра Драмы и, через пару сотен метров, заканчивается у кручи Почаинского оврага.

Всё, конец нашему путешествию?

Давайте не будем спешить.

Улица Пискунова, по которой мы прошли, имела старое название — Осыпная. Читаем у Морохина: «Улица Осыпная. Старое название западной части улицы Пискунова. Улица проходит вдоль городской оборонительной линии XV века, представлявшей собою земляной вал — осыпь с воротами в местах пересечения с дорогами».

Всё правильно. Но где, по замыслу древних строителей, должна была заканчиваться западная часть этой оборонительной линии?

Ещё раз пробежимся взглядом по карте.

От улицы Минина до улицы Варварской улица Пискунова образует дугу, а затем начинается её совершенно прямой участок.

Давайте приставим линейку и посмотрим, куда направлялась бы наша улица (читай оборонительная линия), если бы ей не преградил дорогу Почаинский овраг?

В этом случае точно на пути оборонительной линии лежат: лестница к Зеленскому съезду, Лыковая дамба и… улица Сергиевская, которая своим западным концом практически упирается в крутой овраг, в котором, в свою очередь, точно по направлению этой улицы вырыт, заметный даже сегодня спуск и приметная терраса.

Вот оно — продолжение нашей воображаемой, а когда-то реально существующей крепостной стены нашего невидимого города!

По его разрушенному фундаменту проложены и лестница, и Лыковая дамба, и сама современная улица Сергиевская.

От восточного конца современной улицы Пискунова древняя крепость спускалась в Почаинский овраг. Замеры высот с северной стороны дамбы показывают, что современный Почаинский овраг был заливом Русского моря, который доходил своими водами точно до современной Лыковой дамбы. То есть древняя крепость (её южная часть) проходила по берегу этого залива или лимана. Затем крепость поднималась вверх, совпадая своей геометрией с современной улицей Сергиевской. На пересечении этой улицы и современной Ильинской, как можно предположить, были устроены ещё одни, Западные ворота города. Далее крепость упиралась в овраг, по которому, повернув свои стены на север, она опускалась к воде и, повторяя контур современной улицы Рождественской, только выше, в полугоре, возвращалась к Почаинскому заливу.

Только представьте, какое это было грандиозное сооружение!

И построено оно было нашими предками на берегу ещё существовавшего Русского моря, то есть в «допотопные» времена!

Дмитрий Квашнин