10-03-15
Политика
У гроба МСУ
Практически во всех районах Нижегородской области губернатор Валерий Шанцев поддерживает действующую власть. Во многих районах социально-экономическая ситуация сложная, если не сказать удручающая. Это несоответствие настолько вопиюще, что становится трудно понять алгоритм принятия решений в команде Валерия Павлиновича. Но мы все-таки уяснили логику мысли губернатора Нижегородской области.
Линия имени Валерия Павлиновича
Понятно, что в большинстве районов Нижегородской области выполнение программ развития производительных сил сорвано. И дело вовсе не в кризисе, который якобы помешал муниципальным районам выйти на самоокупаемость в 2010 году, и губернатор Валерий Шанцев с учетом этого перенес час Х на 2012 год. На самом деле, около 80% районов относятся к территориям с низкой степенью влияния кризиса. И это понятно — там нет обрабатывающей промышленности и машиностроения. В лучшем случае у них функционирует пищевая промышленность, сельское хозяйство и лесопереработка. В этой ситуации губернатор Валерий Шанцев вроде бы должен иметь претензии к главам районных администраций, которых он так и не «разбудил».
С другой стороны, действующие главы за исключением двух-трех районов целиком и полностью поддержали идею Валерия Шанцева по изменению схемы выборов руководителей муниципалитетов. Тем самым они проявили политическую лояльность, встраиваясь в управленческую вертикаль «область — районы» по линии «губернатор — сити-менеджеры» в муниципалитетах.
Можно посчитать, что губернатор мыслит примерно так: по экономике у большинства глав района «двойки», по политике — «пятерки», что касается поддержки социальной сферы со стороны областного правительства (строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, школ, больниц и так далее) — где густо, а где и пусто. Средняя температура по больнице якобы нормальная. Поэтому Шанцев, что называется, от добра добра не ищет.
Что имеем — сохраним
На самом деле, все обстоит несколько иначе. У губернатора другая задача — доказать в администрации президента с цифрами на руках то, что у него в Нижегородской области все идет нормально, все под контролем. Его курс везде поддерживается. Могут спросить — а что тут оригинального? Все дело в том, как это будет доказываться.
Губернатор Шанцев решил, что в муниципальных районах это проводится через поддержку действующих глав. Сохранят они свои посты на 100% территорий, значит, доказано, что там курс главы региона населением и местной элитой поддерживается. Если таких районов только 50%, то значит, таких территорий только половина. Вот и стараются люди из министерства внутренней политики сохранять у руля районов побольше действующих, то есть шанцевских глав.
В этом отчасти и состояла бюрократическая логика перехода от прямых выборов глав муниципальных районов к их избранию на земских собраниях. Практика показала, что через прямые выборы непопулярному главе не пройти. Все помнят, что в ряде районов в 2005 году действующие начальники не просто проиграли выборы, но уступили своим соперникам по 40-50% голосов, набрав всего по 20-30%. Избрание районных начальников — значительно более управляемый процесс. Тут можно и нужно задействовать механизм «ЕР», члены и сторонники которой составят большинство почти во всех представительных органах.
То есть понятно, что отмена прямых выборов — это еще и способ повысить процент территорий, где у Шанцева якобы все в порядке. Мол, смотрите, глава района работал со мной четыре с половиной года, входил в мою команду на муниципальном уровне, был поддержан населением через их представителей в земском собрании. Для администрации президента это будет более убедительно, чем чьи-либо рейтинги популярности или доверия главы Нижегородской области.
Губернаторская команда придумала такую игру: сохранение власти в руках шанцевского главы — это положительный результат виртуального референдума в поддержку Валерия Шанцева и его курса. Поэтому глава Нижегородской области ездит по районам и агитирует население оказать доверие действующим начальникам, а не оппозиции. При этом он не только закрывает глаза на отсутствие экономических результатов, провал планов развития производительных сил, но даже восхваляет глав районов и преувеличивает их достижения. Обычно это выливается вот в такие сентенции. Мол, он мало говорит, но много делает. Вы не смотрите, что глава заикается, — это от волнения, человек беспокоится за район и его жителей. Мол, он плохо произносит речи, но за него говорят его конкретные дела…
Население депрессивных районов, пребывающее не в курсе политических раскладов Валерия Шанцева и ожидающее от него нелицеприятного разговора о состоянии дел, а то и расправы над главой, просто впадает в шок. Оказывается, у них в районе все нормально, а завтра будет просто отлично. Вот только они почему-то не видят никакого просвета.
Зачастую губернатор Шанцев в своих выступлениях перед районной общественностью использует такой объективный довод: мол, район еще два-три года назад по комплексной оценке социально-экономического развития находился, например, на 40-м месте, а сейчас, допустим, на 25-м. На народ это не оказывает ни малейшего впечатления. В основной своей массе люди не стали жить лучше. Средние показатели доходов населения растут за счет повышения зарплат чиновников, бонусов высшего руководства предприятий, которые еле-еле дышат.
Очевидно, в ходу такая установка: кто против действующих глав районов — тот против губернатора Валерия Шанцева. И то, что многие районы могут быть обречены еще на пять лет застоя и безнадеги, в облправительстве никого не волнует. Областная власть найдет, как в очередной раз обмануть провинцию, и докажет, что они сами виноваты во всех своих бедах. Огромные куски территории Нижегородской области бросаются в топку бюрократических расчетов губернатора Шанцева и его предельно циничного окружения.
Чтобы никто не пропал
Кстати об общем политическом подходе губернатора Шанцева, почти везде поддерживающего действующих глав районов. До последнего времени трактовка этого была сугубо личностной. Мол, Валерий Павлинович «устарел», в силу возраста стал чересчур консервативен, ему не до просмотра кандидатов в главы МСУ и легче сделать ставку на нечто знакомое. Теперь понятно, что за всем стоит определённый расчет.
В отношении ряда территорий нижегородский белый дом проявляет особую заинтересованность, чтобы полностью там контролировать ситуацию. К таковым относится, например, Навашинский район. Это связано с тем, что в 2014–2015 годах на его территории планируется начать строительство атомной электростанции. А значит, тут нужно занять все мало-мальски значимые позиции, в том числе взять под полный контроль администрацию Навашинского района. Чтобы подряды на конкурсах уходили не абы кому, а тем, кому надо.
Конечно, нельзя обойти и тему исключения из правил. Это, прежде всего, Краснооктябрьский район, где сохранены прямые выборы главы местного самоуправления. Вопреки шанцевской линии на ликвидацию всенародного избрания глав МСУ.
В некоторой степени это, видимо, относится и к Кулебакскому району, где произошел так называемый «казус Николая Рябыкина», который будучи главой района, неожиданно исчез в неизвестном направлении. Об этом долгое время все умалчивали. А потом разразился громкий скандал. Пришлось покинуть пост заместителю губернатора Сергею Потапову, который курировал местное самоуправление в областном правительстве. Зато потом этот казус раскрутили для того, чтобы уйти от прямых выборов глав МСУ, опираясь на то, что долгое время не находили легитимный способ отстранения исчезнувшего с должности. Сейчас вокруг Кулебакского района происходит какая-то политическая возня. Под придуманным предлогом очищения коридоров власти от рябыкинцев там хотят посадить на хозяйство москвича с местными корнями. И вокруг этого завязалась борьба, в которой, похоже, областная власть и «Единая Россия» находятся по разные стороны баррикад.
Теперь стало ясно и понятно, почему всю Нижегородскую область заставили пройти через ломку системы местного самоуправления. И сейчас очевидно, что это было сделано в интересах главного областного бюрократа и вопреки интересам населения депрессивных районов с неэффективными главами.
Виктор Деменев