10-03-29

Общество

Не послать ли нам гонца? В Гаагу

О культурных героях нашего времени

Для начала голые факты. Администрация Нижегородского ТЮЗа отказалась оплачивать съёмное жильё актёрам Алексею Манцыгину и Максиму Новикову. Актёры Манцыгин и Новиков собрали вещи и пришли в театр, чтобы поселиться в гримерках. В ответ администрация начала менять в гримерках замки. В срочном порядке. Заменой занимался инженер Михаил Игнатьев. После того, как замки были сменены, охранник потребовал от Игнатьева отдать ему дубликаты ключей. Получил отказ. В ответ инженер Игнатьев получил от охранника сильный удар в грудь и попал в больницу. Сразу вспомнилось, как на своей знаменательной пресс-конференции директор ТЮЗа Максим Крохин сетовал: «Пишутся какие-то письма… Я не знаю, может быть, уже в Гаагу жалобу написали на меня».

Максим Владимирович явно кокетничал. Не страшит его ни далекая мифическая Гаага с ее правами человека, ни общественное мнение, складывающееся вокруг его персоны. Вчера еще безвестный клерк сегодня стал новым культурным героем России (такое звание присвоил ему Интернет). Выложенная там же видеозапись демонстрирует стиль общения Максима Владимировича с работниками театра, которые попросили его ответить, почему ТЮЗ превращается в зону строгого режима, где становится возможным избиение сотрудников.

Беспристрастная камера показывает нашего героя — маленького человека за большим столом. На столе — икона Серафима Саровского. В руках у человека — пульт от телевизора. Человек не сразу реагирует на вошедших и не сразу обращает внимание на плачущую женщину, отчество которой он забыл, хотя это его сотрудник, заведующая осветительным цехом, жена избитого — Ольга Игнатьева. Максим Владимирович раз шесть-семь переспрашивает, в чем, собственно, дело. Ответы не слушает и сам не отвечает. Потом встает, произносит: «Всем сотрудникам Нижегородского Театра юного зрителя приказываю покинуть кабинет и не мешать мне выполнять мои обязанности директора». Когда и это не возымело никакого действия — вызывает милицию. Милиционер попался вменяемый: «Я не вижу хулиганских действий — зачем вы меня с моего поста на улице сорвали?». Тогда директор снова берет пульт и врубает телевизор на полную громкость. Таков вкратце сюжет. Это тот случай, когда смотришь, но глазам не веришь.

Но видео что-то мучительно напоминает. После энного просмотра понимаю, откуда мое «дежа вю»: с подобной техникой психологического выматывания, ведения разговора «по кругу» я уже сталкивалась. После публикации материалов о Церкви Хаббарда и хаббардистских методиках «промывания мозгов» в редакцию «Новой газеты» в Нижнем» (тогда еще на Варварке) пришла женщина, окончившая Хаббард-колледж. Трехчасовой разговор принес блестящий результат: двое журналистов и двое профессиональных психологов едва не рухнули с головной болью, а посетительница ушла — свежа и полна сил. Не исключаю, что столь действенную методику могли взять на вооружение всевозможные курсы повышения квалификации, школы кадрового резерва, управленческие академии или что там еще окончил наш герой. Но на горизонте уже появляются новые. Герои.

На днях прошло первое заседание Общественного совета Нижегородского ТЮЗа. Об этом сообщили общественности. Собранный областным Минкультуры за считанные часы (военная стратегия бури и натиска!), утвержденный безо всяких там мягкотелых публичных обсуждений, Совет согласилась возглавить Марина Рат, директор Пушкинской гимназии, уважаемый и известный в городе человек. Вопрос: можно ли уважаемому педагогу принимать приглашение работать в «закулисно» формируемом органе? Этично ли вообще соглашаться участвовать в заведомо карательных операциях?Даже если самому педагогу не нравятся спектакли режиссёра Владимира Золотаря? Сумеет ли председатель и таким образом созданный Совет выразить мнение всего общества? А в том, что Совет призван ставить «неуды», нет сомнений: иначе на историческое первое заседание пригласили бы и тех, кто театр Золотаря поддерживает. И представителей самой «мятежной» (по определению председателя СТД Александра Калягина) труппы. Но их не пригласили. Никого. Значит, правы те, кто настаивает: «Надо немедленно информировать все возможные московские инстанции, причастные к разрешению конфликта, что на нижегородском уровне это «разрешение» опять превращают в профанацию с помощью «нужных» персон».

В разгар сентябрьской голодовки другой наш культурный герой, Виктор Симакин, простодушно признался мне: «Вы знаете, я не планировал возвращаться. Я собирался на рыбалку. Но ко мне приехали и сказали: такая ситуация, грех не воспользоваться». Так что не будем питать иллюзий: наши «культурные герои» — абсолютно несамостоятельные фигуры.

А по поводу неуслышанного общественного мнения… Не послать ли нам, в самом деле, гонца в Гаагу? Уже пора.