10-04-12
Общество
Живые души в опале
В Доме детского творчества идет борьба за возможность… творчества
Дом детского творчества Советского района — один из немногих островков в Нижнем Новгороде, где дети имеют возможность бесплатно посещать кружки и секции. Но в последнее время кружков здесь стало меньше, равно как и тех, для кого эти кружки предназначены. Кроме того, под угрозой закрытия находится талантливый молодежный театр Кирилла Зимнякова «Другие — не — лучше». Кириллу намекнули, что контракт на следующий учебный год администрация ДДТ с ним, скорее всего, не заключит. Воспитанники Кирилла — против, только это, кажется, мало кого волнует.
Игорь Томин вёл клуб ролевых игр в ДДТ
Бывший директор Татьяна Томина
Маргарита Юдинцева и театральная студия «Теремок»
Кирилл Зимняков и его театр на сцене
Уровень не областной — международный: не подходит?
Театр «Другие — не — лучше» уникален уже тем, что в нем есть определенная преемственность. Многие пришли сюда из театральной студии «Теремок», которую ведет Маргарита Юдинцева. Любовь к сцене Маргарита Ивановна привила и Кириллу Зимнякову, занимавшемуся у нее в школьном возрасте. Он вырос и получил экономическое образование, но «театральный заряд», заложенный в него Юдинцевой, ждал своего часа, и он был выпущен — Кирилл организовал молодежный театр «Другие — не — лучше». Ученики Кирилла идут еще дальше: после «Д-Н-Л» они поступают в Театральное училище, но молодежный театр не бросают, приходя сюда по вечерам и выходным, выступая на фестивалях.
—?Этот театр для ребят очень много значит, — рассказывает Элеонора Куклина, мама девушки, которая как раз после театра Зимнякова поступила в театральное. — Там не просто занимаются и играют на сцене: для ребят это место духовного единения, общения. Кирилл Зимняков — очень талантливая личность и энтузиаст, каких мало.
Однако позиция чиновников странным образом не совпадает ни с мнением родителей, ни с мнением ребят, занимающихся у Кирилла.
— У Кирилла Зимнякова нет педагогического или специального театрального образования, — говорит главный специалист Управления образования администрации Советского района Лидия Михалева, — что является нарушением. У него другое основное место работы и экономическое образование, к тому же, в его театре занимаются, в основном, взрослые люди — студенты, в то время как Дом детского творчества рассчитан на детей до 18 лет. А о том, что его театр супервостребован, вообще нельзя говорить: первых мест и высоких наград на областных выступлениях он не занимал.
Неужели главный специалист администрации не знает о том, что молодежный театр «Другие — не — лучше» два года подряд побеждал в международном фестивале детского и юношеского творчества «Друзья Болгарии» и является лауреатом международного конкурса детского и юношеского творчества «Европа без границ»? Или, может быть, она считает, что международные победы по значению гораздо ниже областных?
Уволены! С вещами на выход!
Есть вероятность, что истинная причина такого отношения к театру Кирилла Зимнякова со стороны администрации вовсе не в том, что у него другое образование и место работы, и даже не в том, что его ученикам больше восемнадцати лет (кстати, в Уставе Дома детского творчества прописано, что ДДТ может охватывать своей работой и молодежь старше этой отметки). Кирилл уже 10 лет руководит театром, его ученики поступают в училище — не это ли лучшее доказательство его педагогического и актерского мастерства? Так почему же за 10 лет никаких нареканий к работе Кирилла не было, а сейчас чиновники вдруг вспомнили о том, что у него «не то образование»?
— Все очень просто, — считает сам Зимняков. — Я выступал в суде в защиту нашего прежнего директора Татьяны Александровной Томиной. И, собственно, никогда не скрывал своего мнение о том, что я против смены директора ДДТ. Татьяна Александровна — прекрасный руководитель, профессионал своего дела, и не было никаких веских причин для ее увольнения.
Кстати, то, как происходило увольнение прежнего директора ДДТ Советского района Татьяны Томиной, заслуживает особого внимания.
23 июня 2009 года в Дом детского творчества приехали сотрудники Управления образования администрации Советского района и сообщили Томиной, что 22 июня она была уволена. Тут же была представлена и.о. директора ДДТ — Татьяна Хачикян. При этом приказ об увольнении предъявлен не был.
—Ко мне подошла главный специалист РУО Лидия Михалева и попыталась забрать ключи от кабинета, где хранилась административно-хозяйственная документация учреждения,— рассказывает бывший завхоз ДДТ Наталья Пьянова.— Я отказалась их отдать, потому что не было приказа. Тогда она применила силу, оттеснив меня в сторону.
Когда Татьяна Томина также отказалась сдавать документы учреждения, чиновники привезли-таки приказ о сдаче документов. Видно, он составлялся в скоростном режиме — его даже «забыли» заверить у вышестоящей организации. Это был приказ РУО, не подписанный профильным департаментом образования или представителями мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова.
— Я сочла данный приказ о сдаче документов незаконным, — говорит Татьяна Томина, — и продолжала находиться на рабочем месте. Тогда 25 июня приехали лица, возглавляющие Управление образования Советского района, и стали требовать от меня покинуть учреждение, после чего вызвали наряд милиции, взяли мою сумку и вынесли в коридор.
Карательные меры в культурной сфере
Татьяна Александровна в судах и прокуратуре оспаривает правомерность своего увольнения и законность насильственных действий по отношению к ней и сотрудникам ДДТ со стороны чиновников (вынос личных вещей из кабинета, изъятие документации без приказа, оформленного соответствующим образом и так далее). Меж тем, люди, которые не боятся говорить своё мнение о том, что происходит в ДДТ Советского района, сейчас находятся в жесточайшей опале. Кроме Кирилла Зимнякова, в число опальных работников Дома детского творчества попала и руководитель театральной студии «Теремок» Маргарита Юдинцева.
Если Зимняков и Юдинцева продолжают работать и под прессингом, то другие предпочли отойти от дел. Так ДДТ лишился шахматного кружка, вокального ансамбля, клуба ролевых игр и кружка «Юный художник»
— Я за то, чтобы директором ДДТ была Татьяна Александровна, — говорит Маргарита Ивановна. — Коллектив, который здесь работает, создан Томиной, и это коллектив профессионалов, людей, творчески подходящих к своему делу. Что происходит сейчас? Уволили Татьяну Александровну и взяли курс не на работу с детьми, а на организацию методической работы: у нас стало больше методистов, зато реальных педагогов — меньше.
Когда мы разговаривали с Маргаритой Ивановной, к нам подошла нынешний директор ДДТ Татьяна Хачикян и безапелляционно заявила: «Я думаю, пяти минут для разговора вполне достаточно». Видимо, в «ее учреждении» существует неписанный регламент, определяющий время для разговора сотрудников с журналистами по неудобным темам. Для неугодных, для тех, кто посмел быть против действий чиновников от образования, придуманы особые карательные меры: Юдинцевой и Зимнякову отныне не выделяют денег на костюмы и участие в конкурсах. Так, Маргарите Ивановне пришлось из своего кармана оплатить участие учеников театральной студии «Теремок» в международном конкурсе «Озорная весна» — как интеллигентный человек она не смогла даже намекнуть родителям на деньги — ведь кружок бесплатный! «Я потянула только двоих, — говорит она, — хотя в прошлом году участвовало пятеро моих ребят в этом конкурсе, и участвовали они, естественно, не за мой счет». (Кстати, в прошлом номере «Новой» в Нижнем» мы рассказывали об условиях, поставленных перед участниками «Озорной весны», и подарках, преподнесённых детям. — См. статью Эмилии Новрузовой «Мухи больше не отдельно?».) Скоро состоится городской конкурс «Любовь моя, театр», и ставшие победителями районного отбора «Теремок» и «Другие — не — лучше» поедут выступать в другие районы города. А здесь опять препятствие — администрация ДДТ отказывается выделять транспорт для перевозки декораций, предлагая все привезти за свой счет. Завхозу Наталье Пьяновой запрещают появляться в ДДТ и безвозмездно (!) помогать детям: Зимняков попросил ее нарисовать задник для своего спектакля, но как только она появилась в стенах Дома детского творчества, ее выгнала директор Хачикян. Кстати, Пьянова, помимо работы завхоза, вела в ДДТ кружок рисования для детей младшего школьного возраста, но после всего случившегося была вынуждена уволиться.
Зимняков, как настоящий энтузиаст своего дела, приходит в ДДТ в воскресенье, но теперь это почему-то сильно раздражает директора — она выступает против этого, тем самым срывая репетиции молодежного театра. Да и сама дальнейшая деятельность Кирилла в Доме детского творчества под вопросом. Правда, версия его возможного ухода подается как вполне благопристойная:
— Деятельность театров, может быть, как-то усечется, так как у нас не хватает места, — сообщила Хачикян. — Из-за этого они занимаются в воскресенье — официальный выходной день (кстати, при прежнем директоре в ДДТ вообще не было выходных дней, и никаких вопросов по поводу занятий в воскресенье ни у кого не возникало. — Прим. автора). А зал, где они репетируют, должен пустовать хотя бы неполный день в неделю, чтобы была возможность в любой момент его использовать — например, кто-то хочет дополнительно позаниматься бальными танцами или подготовиться к соревнованиям.
Но ведь уже есть люди, которые хотели бы «дополнительно позаниматься» в зале ДДТ, — это ребята из театра Зимнякова. Именно им больше всех нужна сцена, которая есть в зале.
— Что вы, в зале нам теперь заниматься почти не позволяют! — говорят актрисы «Д-Н-Л» Софья Быкова и Екатерина Носкова. — Мы вынуждены репетировать в небольшом подсобном помещении. Мы чувствуем, как относится руководство ДДТ к Кириллу. Но другого руководителя у театра быть не может в принципе, как этого не понимают?! Да и к нам сейчас отношение не лучше. Если при директоре Томиной нам давали развиваться, мы участвовали в конкурсах, ездили по Европе, то сейчас ничего этого нет и в помине.
Жизнь против «бумаги»
Если Зимняков и Юдинцева стойко выдерживают прессинг и, несмотря ни на что, продолжают работать в ДДТ, то другие (не согласные с действиями РУО) после ухода Татьяны Томиной предпочли отойти от дел. Дом детского творчества таким образом лишился шахматного кружка, вокального ансамбля, клуба ролевых игр и кружка «Юный художник».
— Татьяну Александровна вкладывала в свою работу всю себя, — рассказывает руководитель вокального ансамбля Наталья Голованова. — Она очень ценила кадры и позволяла своим сотрудникам проявлять инициативу, что для творческого человека очень важно. Но в конце прошлого учебного года я чувствовала напряженность вокруг нее. Тяжело было работать в такой атмосфере, и я решила уйти, несмотря на то, что в ДДТ были талантливые ребята.
Результат всего произошедшего налицо: раньше в ДДТ занимались 1380 детей, функционировали 29 программ дополнительного образования, теперь — 1160 детей и 23 программы. Вот как объясняют это чиновники:
— На самом деле, те кружки, которые сократились, существовали только на бумаге, а люди, которые их вели, числились лишь номинально, — утверждает Лидия Михалева. — Реально же дети там не занимались.
Лидия Михалева, правда, признала закрытие клуба ролевых игр, прокомментировав это тем, что дети занимались не на базе ДДТ, а на полигоне, проводя все время на улице. А это, дескать, нарушение. Однако уличные тренировки являются спецификой ролевых игр, причём Игорь Томин занимался с трудными подростками. Что касается кружков, которые «были только на бумаге», хочется привести лишь одно из высказываний родителей, дети которых посещали эти «несуществующие» кружки:
— Моя дочь Катя занималась шахматами у Виктора Марсака в ДДТ, — рассказывает Ирина Фирсова, — и очень успешно: придя к нему без каких-либо навыков, за год она получила третий разряд. Что нам очень нравилось, в ДДТ ходили обычные дети разных возрастов, и у Марсака на занятиях никогда не было менее десяти человек.
Не только кружок шахмат Виктора Марсака, как мы выяснили, был отнюдь не «бумажным», а реально существующим, но и вокальный ансамбль Натальи Головановой, и кружок «Юный художник» Аллы Инютиной, который был хорош тем, что там занимались дети младшего школьного возраста, — сегодня они «выпали» из художественной сферы, так как ИЗО-студии ДДТ обучают детей 6–7 лет и 10–12 лет — и, кроме рисования, с Аллой Инютиной ребята занимались рукоделием. Интересно, если администрация ДДТ не заключит с Кириллом Зимняковым контракт на будущий год, его молодежный театр тоже объявят «чисто номинальным», а ребят, в нем занимавшихся, — «мертвыми душами»?
P. S. Возникает вопрос: а зачем все-таки понадобилось менять директора ДДТ? Чиновники утверждают; все дело в непрофессионализме Татьяны Томиной. Как-то неожиданно работник с огромным стажем в педагогической сфере и девятилетним в ранге директора, человек, о котором прекрасно отзываются как коллеги, так и родители кружковцев, оказался «непрофессионалом». Уже прошёл слух, что администрация хочет поставить своего человека на место директора, чтобы сначала закрыть ДДТ на капремонт, а потом тихо ликвидировать большую часть бесплатных кружков, а может, и само учреждение как не приносящее доход.
Оксана Ольшанская