10-04-26

Политика

Исторический отчёт последнего мэра

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов отчитался за 2009 год. Это первый отчет мэра, представленный в областном центре в ситуации, когда настолько четко оформилась оппозиция. Может быть, именно потому отчет получился самым подробным и объемным. Но нас в силу специфики жанра интересуют не детали, а концептуальные вещи.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Несколько лет назад нижегородцы потеряли позиции жителей третьей столицы России, столицы Поволжья. В 2009 году это отступление продолжилось. Мы продолжаем терять самоидентификацию. Нижний Новгород — больше не российский Детройт. Мы ратуем за присвоение Нижнему Новгороду звания «Город воинской славы», но та оборонка, которая в 1941—1945 годах спасла Советский Союз, практически не получает заказов. И все-таки дело не только в этом. Мы морально-психологически отказались от лидерства, суперамбиций, отдали инициативу не только таким городам, как Казань, но и Саранску с Чебоксарами.

Почему это получилось? С 2005 года сделана ставка на то, что слава Нижегородской области будет прирастать периферией, то бишь районами. Поэтому те же физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами и ледовыми аренами чуть ли не в пику Нижнему Новгороду строят не там, где их ждут сотни тысяч людей, а там, где живут десятки тысяч.

Характерна ситуация с аквапарками. Все время идут ссылки на Казань: там прекрасный аквапарк, в который ездят на выходные тысячи нижегородцев. А у нас уже пять лет только разговоры ходят о строительстве оного. И вот недавно слышу, что аквапарки, мол, выходят из моды, их можно и не строить.

Денис НИКИФОРОВ: Я вижу, вы просто скучаете по Сергею Кириенко, который один тут исповедовал веру в силу бренда, под который можно приводить инвесторов. Ведь круто что-то строить в городе, имеющем звание официальное или неофициальное. Но Сергей Владиленович ушел. Нам остается только вспоминать программу столичности, царь-горку и прочие фантазии, над которыми, кстати, смеялись. Оставшись без затейника, мы проворонили все громкие бренды со словом «столица». Остались только излишне амбициозные, вроде «Пупа земли». Кстати, он не занят?

При этом я бы хотел отметить, что вина городских властей тут косвенная. До фантазий ли мэру, когда город лишается львиной части доходов, теряет функции? Ну, кидайте в Вадима Булавинова камни, но кидая, не забывайте, кто сосредоточил в своих руках земельный ресурс Нижнего Новгорода. Кто раздавал у нас участки инвесторам под те же аквапарки и сейчас пожинает урожай? Кто строит ФОКи в райцентрах, где нет тренерских кадров?

А насчет моды — это серьезно. У нас из моды много что вышло в последний год — начиная с аквапарков и заканчивая легковыми автомобилями местного производства и своевременной сдачей жилых домов.

В.Д.: А я бы отметил, что в 2005—2006 годах активно дебатировалась тема стратегического планирования в Нижнем Новгороде. Говорили, что тот или иной год посвящен жилищно-коммунальному хозяйству или чему-то другому. А каким был 2009 год? Этого никто не скажет. Никаких явных ­приоритетов не было. И никакие ссылки на кризис не являются убедительными. Выбран путь без приоритетов, равномерное размазывание масла по батону.

Да, сдали сразу три новых средних школы. Это неплохо. Но этими школами залатали давние дыры в нижегородской образовательной инфраструктуре. Для города как такового это не стало праздником с большой буквы. Я вот что замечаю. У нас с недавних пор все приостанавливается на уровне разговоров. Помню, не год и не два говорили о том, что нужно построить фуникулер, который бы доставлял туристов и просто горожан в Кремль. Забыли. Сейчас начали строить канатную дорогу через Волгу на Бор. И вот я слышу от одного депутата гордумы — надо бы это остановить. Даже надземные пешеходные переходы у нас только в проекте. Всегда что-то мешает.

Нижний Новгород стал цивилизованным городом. Мы полностью избавились от комплексов перед москвичами, считаем себя вполне самодостаточными обывателями. И власть города сыграла в этом определенную роль

В этом плане 2009 год тоже не назовешь переломным. Да, построили дорожную часть метромоста. Стало понятно, что следующая пятилетка в Нижнем Новгороде будет транспортной: мосты, метро, расширения дорог, строительство дублеров. Но какой была пятилетка 2005—2010? Непонятно.

Д.Н.: А что непонятного? Ясно, что многолетняя борьба с бюджетными долгами и дефицитом осталась где-то за рамками человеческой памяти. В мозгу городских финансистов и на седых висках мэра. Я бы назвал эти годы Эпохой благоустройства. То, что город изменился в лучшую сторону, отмечают даже оппозиционно настроенные депутаты городской думы. Например, вот Олег Кондрашов тоже видит перемены в городе. Это не спрятать, как не получится ходить по городу с закрытыми глазами.

Вот вы говорите о размазывании масла по батону. Было бы что мазать. А мазать было почти нечего — кризисный год, ­когда ­приходилось поджимать все ресурсы, ­перекидывать средства на более необходимые объекты. Фуникулеры и канатные дороги — это опять же проекты областного правительства. И силами города не посвятить год транспортным проблемам. Где взять деньги на это? Город не получает денег на ремонт дорог, а тем более на строительство. И тот транспортный налог, при повышении которого нам всем объясняли, что средства пойдут на повышение качества дорог, идет в областной бюджет. А где новые дороги? Я давлю на асфальт двухтонной машиной, плачу за это, как и за ремонт подвески. Поэтому давайте все же видеть истинное положение вещей. Это несправедливо, когда губернатор деньги собирает и неизвестно на что тратит, а с мэра спрашивают хороших дорог.

В.Д.: Я не говорил, что 2009 год был провальным. Идет комплексный ремонт жилого фонда, достигнуты определенные успехи в благоустройстве. Несмотря на критику дорог в городе, они все же стали лучше. Достигнуты заметные успехи в обеспечении жителей коммунальными услугами. Сама система власти стала лучше отзываться на сигналы общественности. Все знают, что подавляющее количество людей умирают от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Появились попытки влиять на улучшение ситуации. Появился хоспис, закупается высокотехнологическое оборудование даже для самых бедных муниципальных больниц.

Мы наблюдаем постепенную гуманизацию власти. Люди стали больше получать адресной помощи, думают о будущих поколениях. Вокруг мест в детских садах началась настоящая шумиха. Старшеклассникам, которые выполняют общественно полезные работы, выдают трудовые книжки. При всех издержках Нижний Новгород стал цивилизованным городом. И у нижегородцев появляются правильные реакции. Случился кризис? И что? Вот по отчету видно, что люди стали больше думать, больше читать деловых журналов. И люди также стали больше переживать — увеличилось производство лекарств. Мы полностью избавились от комплексов перед москвичами, считаем себя вполне самодостаточными обывателями. И власть города сыграла в этом определенную роль.

Д.Н.: А мне непонятно, откуда столько сарказма. Вы вот поняли, что присутствовали при последнем отчете всенародно избранного мэра Нижнего Новгорода? Это же почти историческое событие. А глумиться над статистикой можно бесконечно. Возможно, конечно, наполнить отчет красивыми реляциями, но зачем? Лучше послушать про число сданных школ и дефицит мест в детских садиках, чем реплики о том, что «в радиусе 500 км от Нижнего Новгорода проживает до 46 млн человек, что составляет около 30% населения страны». Меня вот это совершенно не греет. Да, садиков мало, а жилье дорожает. Но мы же не на острове живем. Это общие тенденции. Кстати, интересно, если бы мы жили на острове, к нам бы приплывали на лодке чиновники из регионального минфина для изъятия своей доли в наших доходах?

В.Д.: Ну я согласен, что 2009 год получился противоречивым. С одной стороны, генплан города дорабатывался именно в прош­лом году. И мы серьезно продвинулись в том, чтобы решиться на экологический вектор развития. Наконец-то победила идея сохранения парков, зеленых зон и разбивки скверов. Электротранспорт легче всего было бы «зарубить», но он будет у нас только развиваться.

Разочарование состоит в том, что все разговоры о жилищном буме в городе оказались просто пропагандой и агитацией. Исторический центр города — это город контрастов. Деловые и торговые центры соседствуют с бараками и трущобами. Еще несколько лет назад это не так бросалось в глаза. Сейчас на это смотреть тошно.

Среди цифровых показателей больше всего радует уровень средней заработной платы в 19 тысяч рублей. Самая неприятная цифра — это рост цен на жилищно-коммунальные услуги на 122,4%. По цене на отопление мы вообще абсолютные лидеры в Приволжском федеральном округе.

Я бы сказал, что тот консервативный путь, которым шел Нижний Новгород в 2002—2009 годах, был необходим и даже оптимален для того периода. Сейчас он себя исчерпал. Нужен новый курс, и назрела необходимость в пересмотре подходов, а для этого требуется политическая воля власти.

Д.Н.: А вы заметили, какой посыл был в финале выступления? Акцент на патриотизм присутствующих. Мы, мол, все местные, нам тут жить, а не иногородняя саранча, которая пожрет и улетит. Кстати, дата отлета все ближе. Если будет летная погода, конечно…

Виктор Деменев, Денис Никифоров