10-05-11

Политика

Дзержинские романтики

Заявление депутата Законодательного собрания Нижегородской области Виктора Сопина о его возможном участии в выборах мэра Дзержинска можно назвать переходной точкой. Теперь совершенно понятно, что реальная дзержинская политика будет делаться не в гордуме, а в высших сферах Нижнего Новгорода. И дело не столько в кандидатах в мэры, сколько в тех, кто за ними стоит.

Виктор ДЕМЕНЕВ: На самом деле в том, что Виктор Сопин может пойти в мэры Дзержинска, нет ничего неожиданного. Он командный человек, а его команда не нашла другого человека для участия в выборах. И серьезные люди расписываются в этом уже сейчас. За Сопиным стоят депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Роман Антонов. А также, возможно, их коллега Владимир Стальмахов, который выигрывал выборы в Дзержинске в 2003 году. В то время он был очень популярен в городе. Неожиданным мне представляется момент, выбранный Сопиным для такого заявления. Ведь окончательно вопрос о форме выборов мэра будет решен 18 мая.

Впрочем, в публичном заявлении Сопина я вижу намек на то, что изменения в Устав Дзержинска внесены не будут. Впрочем, есть ощущение, что Антонову, Хинштейну и Стальмахову под силу сколотить сильную команду под выборы в гордуму, чтобы получить там большинство со всеми вытекающими последствиями. В том числе и в виде избрания своих главы МСУ и сити-менеджера.

Предпочтительнее для молодых депутатов Госдумы прямые выборы мэра Дзержинска. Потому что уже в этом будет политическое поражение их могущественного оппонента в лице губернатора Валерия Шанцева. В прямых выборах есть для блока Антонова-Хинштейна-Стальмахова и известный прагматизм. Кандидат в мэры от «Единой России» будет определен в результате праймериз. Это означает, что кто будет контролировать дзержинский политсовет «Единой России», тот и сделает победителем первичных выборов своего человека. Для этого надо вбить клин между «семьей» Виктора Портнова — Павлом Ворониным — и местным олигархом Валерием Артамоновым. Это вполне возможно. Потому что у Артамонова есть свой идеальный кандидат в мэры Дзержинска — депутат Законодательного собрания Валерий Осокин. Артамонов — влиятельная фигура, он контролирует некоторых членов дзержинского политсовета партии, а потому его отход от портновского лагеря больно ударит по позициям действующего мэра.

Денис НИКИФОРОВ: Ну, если весь этот огород городили не с целью спасти прямые всенародные выборы и отстоять последний оплот демократических достижений, а просто потому, что выгоднее и интереснее провести своего человека через такую систему, то у меня язык не поворачивается считать этих людей серьезными. Да, Дзержинск стал притчей во языцех с его противостоянием, потрепал нервы если не губернатору, то другому серьезному человеку — министру внутренней политики Александру Цапину.

Романтический период борьбы за власть в Дзержинске на уровне городской думы закончен. Это было красиво, увлекательно, но наивно. Настали будни политического брака по расчету. Должны были прийти крупные игроки. И круг их в значительной мере очерчен

Хотелось бы просто отметить, что осенью будет горячая пора выборов. А двое из компании серьезных людей — Владимир Стальмахов и Александр Хинштейн отправятся курировать выборные кампании в Тамбов и Самару соответственно. Так решила партия. Правда, этот вовсе не означает, что в маленьком Дзержинске с его токсичной политикой все будет запущено. Наверняка, политика будет проведена в жизнь.

В.Д.: Виктор Портнова поддерживает губернатор Валерий Шанцев. Это серьезный ресурс, который не сбросить со счетов. Но именно эта ставка Портнова на Шанцева и Шанцева на Портнова заставляет группу Хинштейна–Антонова–Стальмахова устраивать реальную битву. Эти депутаты Госдумы вряд ли живут иллюзиями по поводу «непереутверждения» Шанцева губернатором на следующую пятилетку. Поэтому нужно разработать сценарий противостояния главе Нижегородской области. Он напрашивается в таком виде: взять под свой контроль два крупнейших города региона. Соответственно, этот вопрос они и хотят решить, выдвигая в мэры Виктора Сопина.

У Виктора Портнова неплохие стартовые позиции, но стратегически он уязвим. Опираясь на Шанцева, до последнего времени Портнов стоял на двух ногах: одна — это спонсор Артамонов, другая — это зять Воронин с мощными задатками бизнесмена. Понятно, что Воронин никуда не денется, а вот Артамонова надо было плотно держать. И вот появились слухи, что с этим далеко не все в порядке. По некоторым данным, команда, которая в 2005 году привела Виктора Портнова к власти, а именно Евгений Люлин и Валерий Артамонов, могут поставить на Валерия Осокина.

Я не исключаю, что Люлин и министр внутренней политики Цапин могут уговаривать губернатора, чтобы тот сделал ставку на Осокина, а кого-то из портновского семейства провести в региональный парламент на высвободившееся место.

Д.Н.: И вы реально видите картину, когда могут сцепиться сразу три знаковые для Дзержинска фигуры? Портнов, Осокин и Сопин? Этого не может быть по принятым партийным принципам. Я, вообще, не думаю, что Осокин ступит на эту скользкую дорожку, где будет много политической крови. Он слишком осторожен. Кстати, по причине партийной дисциплины, которую «единороссы» все же хотят поддерживать, запретив взаимные тычки и подножки, Сопин и Портнов тоже могут не встретиться на одном ринге. Хотя, думаю, это было бы очень интересно. У них достаточно много общего, кроме того, что они тезки.

В.Д.: Да, борьба Сопина и Портнова была бы просто грандиозной: кровь, пот и слезы! Оба имеют опыт работы в качестве главы Дзержинска, прошли университеты Законодательного собрания, являются публичными политиками, полемистами высшего класса, умеющими работать с журналистами. Многое будет зависеть от команд. И не факт, что у Портнова с этим дела обстоят лучше. В правительстве есть мощная фигура министра внутренней политики Александра Цапина, но ниже нет никого — там кадровый вакуум. Команда Виктора Портнова сразу обозначила все свои страхи и сомнения по поводу Антонова и Хинштейна, которые ставят на Сопина. Это говорит о состоянии легкой паники в окружении мэра Дзержинска.

По моим оценкам, тоже получается, что Осокин не пойдет на выборы мэра, если в них примет участие Портнов. И я тоже не вижу вариантов, чтобы сцепились сразу три фигуры — Портнов, Осокин, Сопин. А вот противостояние Осокина и Сопина, при определенных обстоятельствах, возможно. Это будет не так принципиально и жестко, но внутренняя напряженность окажется зашкаливающей.

Д.Н.: Мне кажется, что губернаторский лагерь не будет так сильно упираться, ведь он слишком поглощен происходящим на более высоких уровнях — нужны красивые показатели экономики региона перед переназначением, наконец, самому тоже надо выглядеть красиво. А тут какой-то Дзержинск. Цапин кажется несколько инертным во всей этой ситуации. В регионе продавливались и более серьезные вопросы с участием более авторитетных представителей региональной элиты. В областном парламенте проводятся такие законы, что ни пером описать, ни вырубить топором. Поэтому я не исключаю, что старый аппаратный лис еще переиграет молодежь.

Ну, а интерес придает именно то, что в руках актеров политического кукольного театра не совсем куклы, а вполне себе сложившиеся политические игроки. На кого бы ни опирался Виктор Портнов, его нельзя назвать марионеткой. Он обладает собственной волей к победе и будет гнуть свое.

В.Д.: Борьба за пост мэра Дзержинска — это больше, чем борьба за второй город Нижегородской области. Тут реально крупные политические расклады. И обратите внимание, что два последних мэра Дзержинска прошли через региональный парламент. Сейчас мы тоже говорим о ­фигурах ­областного масштаба: действующий мэр Портнов, депутаты Заксобрания Сопин и Осокин. Нет ли тут тонкого намека для остальных потенциальных кандидатов в мэры Дзержинска, что для успеха нужна примерно такая же траектория карьерного успеха? Опять дело не в том, что в региональном парламенте учат на мэров, а в том, что там проходят смотрины у делателей этих самых мэров.

Романтический период борьбы за власть в Дзержинске на уровне городской думы закончен. Это было красиво, увлекательно, но наивно. Должны были прийти крупные игроки. И круг их в значительной мере очерчен. Напрасны ли были жертвы, если вспомнить медика Алексея Калигина, которого сначала уволили, а теперь его проверяет прокуратура? Не знаю. Скорее всего, подробности этой внутридумской схватки больше никому не интересны. Да и ее непосредственные участники тоже.

18 мая в Дзержинске вернутся к вопросу об изменениях в Устав города, то есть к теме отхода от прямых выборов главы МСУ.?Конечно, у каждой из сторон есть свои предпочтения, и по этому поводу ведутся переговоры. Но ведь главное не в том, как избирать первое лицо города, а в самих игроках. И Дзержинск обещает нам настоящую войну.

Д.Н.: Кстати, вы верно подметили. Период действительно был романтический. Борьба за демократические проявления, жаркие выкрики граждан на публичных слушаниях, крах карьер из-за принципиального взгляда на будущее города, городская оппозиция, каток исполнительной власти. На самом деле, период был ярким и нереаль­ным, так как в наше циничное время все жертвы кажутся глупыми и большой популярностью пользуется поговорка «бабло победит зло». Сейчас будет также и борьба не столько политфигур, сколько их ресурсов, перетягивания кошельков, перекрытие друг другу кислорода. Ну, кто вспомнит про романтические настроения городской думы? Кончилась романтика, настали будни политического брака по расчету. Кто ненавидит войну — тот в плену.

Виктор Деменев, Денис Никифоров