10-05-11

Политика

Фракции «справедливых» не быть

Попытка создания фракции «справороссов» была предпринята на заседании Законодательного собрания Нижегородской области в прошлый четверг. Усиление конкуренции перед серией выборных кампаний 2011—2012 годов никому не нужно. Поэтому решение было заблокировано.

Известно, что в Законодательное собрание Нижегородской области в 2006 году прошли депутаты-списочники «Единой России», «Российской партии пенсионеров», КПРФ, ЛДПР, а кроме того, депутаты-одномандатники от «Единой России», «пенсионеров» и «Партии жизни». В дальнейшем «Российская партия пенсионеров» и «Партия жизни» прекратили свое существование: первая раскололась, а вторая влилась в «Справедливую Россию». Раскол затронул и депутатов Заксобрания Нижегородской области из числа «пенсионеров». В «Единую Россию» ушли депутаты Роман Антонов, Валерий Антипов, Дмитрий Малухин, Иван Сидорок, Александр Табачников, Виктор Сопин, Ольга Сысоева. В ряды «справороссов» ушли депутаты Александр Косовских и Сергей Зуденков. Несколько позже Зуденков тоже стал «единороссом».

Первая попытка решить вопрос о фракции «Справедливой России» в региональном Заксобрании была предпринята в середине 2007 года. Тогда ее хотели создать экс-«пенсионеры» Косовских и Зуденков, в также бывший член «Партии жизни» Исхак Ягудин. По нашей информации, в Заксобрание был внесен соответствующий законопроект и даже изменения в регламент. Однако в ответ на эту инициативу в областной закон «О статусе депутата» были внесены поправки противоложного действия, фактически устанавливающие непреодолимые препятствия на пути к формированию фракции нью-эсеров, — это надолго отбило у «справороссов» желание поднимать этот вопрос.

Хотя за идею создания фракции в региональном парламенте Нижегородской области ратовали спикер Совета Федерации Сергей Миронов и сенатор от нижегородского правительства Александр Подлесов. Они обсуждали этот вопрос с губернатором Шанцевым. Тот якобы прагматично отвечал, что у партии есть возможность лоббировать продвижение этого вопроса, но он как представитель «Единой России» тут не помощник. Вот такая губернаторская позиция: и не помогать, и не мешать.

В середине 2007 года было трудно провести решение о создании фракции «Справедливой России». «Единороссы» из числа бывших принципиально противодействовали этому. Мол, если не пошли вслед за нами, получите невозможность создать свою фракцию.

Потом возникла некая пауза в попытках организационно оформить «Справедливую Россию» в Заксобрании Нижегородской области.?Предполагалось, что ряд «единороссов», которые потеряют по разным причинам шансы переизбраться в Законодательное собрание следующего созыва, будут искать другую партийную нишу. Например, в той же «Справедливой России». Однако все действующие депутаты-«единороссы» продолжают надеяться на переизбрание в 2011 году, заручившись поддержкой тех или иных политических группировок внутри партии власти.

Определённые шансы на создание фракции «Справедливой России» вновь появились в октябре-ноябре 2009 года. Особые ­надежды появились после Послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года, где он потребовал обеспечить равенство прав парламентских партий в законодательных органах власти.

Где справедливость?

После президентского послания нижегородские политики, в том числе председатель регионального парламента Виктор Лунин, заговорили о расширении прав членов политических партий на формирование фракций. Тот же Лунин согласился с тезисами президента о заслушивании один раз в год тех политических партий, которые не прошли в региональный парламент. Таким образом, создались политические предпосылки к созданию фракции «справороссов» в нижегородском региональном парламенте.

По некоторым данным, сигналом к этому стало заявление одного из высокопоставленных «единороссов», которые можно было толковать по-разному. В том числе и так, что двери открыты. И вот 22 апреля на заседании комитета по депутатской этике и регламенту был внесен вопрос о проекте закона «О внесении изменений в статью 6 Закона Нижегородской области «О статусе депутата Законодательного собрания Нижегородской области».

Смысл инициативы, которую внес депутат Косовских, состоит в том, чтобы предоставить возможность формирования фракций депутатам Заксобрания, являющимся членами политической ­партии, ­выдвинувшей список кандидатов и допущенной к распределению мандатов в Госдуме. Мол, раз «Справедливая Россия» участвовала в выборах в Госдуму и преодолела отборочный барьер, то депутаты Косовских, Добродомов и Ягудин имеют право на создание фракции. А нынешнее положение, которое не дает им создать фракцию, ставит политические партии в неравное положение и препятствует эффективной работе законодательных органов власти.

«Справороссы» выступили с инициативой об изменении порядка формирования фракций Заксобрания, «единороссы» дали им это сделать — в итоге, резонанс и намёк на консолидацию нью-эсеров и коммунистов

На профильном комитете решение не было принято. Два депутата проголосовали против и еще трое воздержались. В соответствии с регламентом Заксобрания, если решение на комитете не принято, то законопроект выносится на заседание регионального парламента и там обсуждается. Автоматически вопрос получает общественно-политический резонанс. Что и было нужно Косовских и его соратникам по «Справедливой России». Можно сказать, что из уважения к депутату Косовских его коллеги дали ему возможность провести политическую акцию партии до конца.

Тут нужно отметить и следующее. На законопроект Косовских было получено положительное заключение государственно-правового управления Зак­собрания и отрицательные из прокуратуры Нижегородской области и правительства Нижегородской области.

Это означает, что позиция спикера Лунина о демократизации ЗС НО была чисто декларативной. Мол, все, что Медведев говорит, мы «одобряем-с», а сделаем — по-своему. Другое дело, что правительство Нижегородской области заняло жесткую позицию. И тут, видимо, сыграли роль результаты мартовских выборов по партийным спискам в пяти муниципальных образованиях.

В Арзамасе за «справороссов» проголосовали более 11% избирателей, в Володарске — 15,42%, на выборах в земское собрание Городецкого района — более 14,7%, а в гордуме Чкаловска были достигнуты рекордные 19%. Можно по-разному оценивать эти факты. В том числе и как протест против местного руководства и «Единой России». Тем не менее, с этой партией, видимо, придется считаться и на выборах в гордуму Дзержинска и Нижнего Новгорода осенью 2010 года, да и на выборах в Законодательное собрание в марте 2011 года.

На пленарном заседании Заксобрания за законопроект Косовских проголосовали семь депутатов, двое — воздержались и тридцать проголосовали против. Можно предположить, что создание фракции «Справедливой России» поддержали собственно «справороссы», депутаты из ЛДПР и КПРФ.?Коммунисты и «либерал-демократы» солидаризировались, поняв, что они делают красивый жест, ничего не теряя. Они понимали, что партия власти будет против. Не исключено, что на фракции «единороссов» по этому вопросу принималось решение о консолидированном голосовании. В силу того, что сейчас в «Единой России» строго следят за голосованием своих депутатов и даже выносят предупреждения, по этому вопросу никто не рискнул дерзнуть свободомыслием.

Понятно, что это скорее не юридическое, а политическое решение. Все стороны процесса действовали в рамках возможного. Руководство парламента и депутаты-«единороссы» позволили озвучить этот вопрос. Косовских и депутаты-«справороссы» выполнили просьбу ­спикера Совета Федерации Сергея Миронова. КПРФ и ЛДПР продемонстрировали солидарность малых групп перед большой машиной для голосования. «Единороссы» заблокировали конкурентов, которые отнимают у них часть голосов. Это компромиссное решение, которое устроило всех. Цинично рассуждая, можно отметить, что «справороссам» такое решение только в плюс. Во время выборной кампании они могут сказать, что два года боролись за создание фракции в региональном парламенте, но были заблокированы. Но, мол, даже в таких суровых условиях защищали интересы населения. Сделать больше нам просто не дали.

Характерно, что после вопроса о создании фракции «справороссов» Косовских поддержал одну из инициатив КПРФ. Пока нельзя сказать, можно ли считать это первыми шагами по выстраиванию согласованной тактики на октябрьских выборах 2010 года и марта 2011 года, несмотря на конфликт интересов.

Причём ситуация неоднозначная. Депутат Добродомов из фракции КПРФ перешел в «Справедливую Россию». Это несколько затруднило межпартийный диалог в Нижегородской области. Кроме того, КПРФ, а возможно, и «справороссам», из Москвы было дано задание получить на следующих выборах второе место в партийном зачете. По некоторым данным, другой результат станет черной меткой для первого секретаря нижегородского обкома Николая Рябова. А ему есть что терять — как минимум депутатство в Госдуме. Поэтому логично прогнозировать обострение борьбы между коммунистами и «справороссами», а не объединение усилий даже на локальных участках.

Виктор Деменев