10-05-17
Экономика
Хлебное место
Почему упал спрос на хлебобулочные изделия?
Хлеб — всему голова. Так говорили наши предки. Примерно так же говорили предприниматели девяностых, делавшие целые состояния на производстве и продаже хлебобулочной продукции. Однако сегодня производство хлеба не так выгодно, как раньше. Например, если в прошлом году в регионе было зарегистрировано 200 малых пекарен, то сейчас осталось только 150. Почему малый бизнес, который называют социально-резонансным, стал сдавать свои позиции и как можно помочь хлебопекам выжить в кризисное время?
Предпосылок для банкротства мини-пекарен сегодня предостаточно. Начнем, с причин глобальных, мало зависящих от самих хлебопеков. Главная из них — в России реально стали меньше есть хлеб. Например, если в шестидесятые население нашей страны потребляло 700 граммов хлеба в день на человека, то сейчас — только 200. Если раньше хлеб замещал в рационе советского человека другие, недоступные ему продукты, то сегодня большинство, даже из не самых богатых слоев, населения питаются недорогими продуктами, но все равно едят меньше хлеба, нежели ранее. Хлебом практически не кормят скот, как это было принято в сельской местности совсем недавно в связи с нехваткой специализированных кормов. Кроме того, индустрия здоровья настойчиво внушает нашим гражданам, что чрезмерное потребление хлебобулочных изделий не самым лучшим образом может отразиться на фигуре и вообще привести к проблемам со здоровьем. Итак, серьезное падение спроса в отрасли налицо. Итог — заводы-производители хлеба сегодня загружены только на 60?% из-за недостаточной реализации продукции. Особенно страдает малый бизнес.
Если в Европе малые пекарни всегда были традицией, то для российской экономики эта ситуация не характерна. Этот вид бизнеса в советское время полностью заменен индустриальными производственными заводами с огромными мощностями, такими как 100—200 тысяч тонн хлеба. С другой стороны, производство хлебобулочных и кондитерских изделий по-прежнему относится к социально-резонансному сектору экономики. Кризис способствовал тому, что между большими хлебными заводами и малыми предприятиями этой отрасли возникла серьезная конкурентная среда. Складывается впечатление, что малый бизнес эту конкуренцию не выдержал. Среди причин — последние изменения в законодательстве, влияние тарифной политики естественных монополий на производственные процессы и ценообразование, а также проблема доступа к госзаказу для малых и средних предприятий хлебопекарной отрасли. Поэтому Российская гильдия пекарей и кондитеров выступила с инициативой сформировать преференции для предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сфере хлебной и кондитерской продукции.
Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства достаточно противоречива. С одной стороны, налоговая служба утверждает, что количество малых предприятий постоянно растет. С другой стороны, сами предприниматели говорят, что ситуация в этом секторе экономики значительно ухудшилась. При этом ссылаются на кризис, приведший к еще большему падению спроса, и на постоянный рост тарифов муку, электричество и транспорт. Крупные хлебозаводы выигрывают за счет организованности, гибкой ценовой политики и сети реализации.
По мнению исполнительного директора хлебозавода «Каравай» Елены Григоренко, цены на продукцию у больших хлебозаводов и у малых пекарен приблизительно равны. Поэтому выпускать некачественную продукцию в условиях серьезной конкуренции просто невыгодно. Крупные хлебозаводы действительно выигрывают конкурентную борьбу, но не обладают такой гибкостью, как частные пекарни. «Мы не можем выпускать разной продукции понемножку. А малые пекарни могут позволить себе намного больше и продавать горячий хлеб у дома»,?— пояснила Григоренко.
Как заявила директор хлебозавода «Каравай», в последнее время в нашей стране к хлебу сложилось отношение как к необязательному, простому и не очень престижному продукту. У населения немного знаний о хлебе, люди не знают, что это «сложный» и дорогой продукт. Тот факт, что процесс изготовления хлеба технологически непрост, а цена на готовую продукцию — достаточно низкая, вызывает снижение заработных плат в этом секторе и, как следствие, снижает уважение к профессии. Предложения хлебопеков со всей России в настоящее время суммируются, чтобы быть представленными Государственной думе. Предполагается, что до конца года эти предложения найдут свое воплощение в изменении российского законодательства.
Прокомментировать ситуацию мы попросили президента Нижегородской гильдии пекарей и кондитеров Валерия Градобоева:
«Проблему есть у всех, но малых предприятий больше. Причины — и сокращение потребления хлеба, и возрастающая конкуренция, и все наши кризисные явления, связанные с увеличением издержек на ресурсы,?в первую очередь, электричество и газ. Малый бизнес в хлебопечении, хоть и востребован, но так же подвержен рыночным колебаниям, как и малое предпринимательство в целом. В девяностые мини-пекарни активно развивались, потому что эта ниша не была занята никем, прежде всего в районах области. Сказать, что малые предприятия сегодня однозначно проиграли конкуренцию большим, нельзя — общий уровень конкуренции слишком высок. Малые предприятия и сейчас, и раньше имели преимущество за счет более низкой цены на свою продукцию, поскольку не могли конкурировать с хлебозаводами по линии раскрученных брендов. Российский бизнес в целом раньше имел фору в виде относительно дешевых энергоресурсов. Сегодня этого нет. А за счет чего мы будем сейчас выигрывать? Технологии у нас отсталые, организация труда — несовременная. У хлебозаводов сохранился еще с советских времен свой круг покупателей. К тому же они имеют возможность выйти со своей продукцией в гипермаркеты, чего малый бизнес позволить себе не может (речь, прежде всего, идет о бонусах за вхождение в торговую сеть и штрих-кодировании). Если раньше клиентами малых предприятий были мини-маркеты, то сегодня большинство из них закрыты. Если так называемые магазины пошаговой доступности действительно заменят мини-маркеты, независимая клиентура придет к нам. Многие крупные предприятия сегодня работают на газе, в то время как большинство мини-пекарен используют постоянно дорожающее электричество. Предприниматели, которые переходят на газ, сразу становятся конкурентоспособными.
…Если посмотреть структуру питания на Западе, то там примерно 40?% составляет еда из зерен, в том числе хлеб, паста, крупы. Наши люди пока не поняли, что лучше взять здоровый хлеб подороже, чем рафинированный, но подешевле. Поэтому пока все равно кушают батоны и буханочки. Сказать «Не ешьте хлеб!» очень просто. Но я считаю, что гораздо полезнее говорить о переходе с питания рафинированными хлебобулочными изделиями на питание здоровым хлебом — с добавками, цельнозерновым, с отрубями. Наш потенциальный сегмент — те же гипермаркеты, где базируются мини-пекарни, и люди видят сам процесс изготовления хлеба, что само по себе внушает больше доверия. Хлебозаводы раньше запускали «утки», что хлеб из мини-пекарен дешевле, потому что там, дескать, не соблюдается рецептура. ГОСТы у нас те же самые, рецептуры — одинаковые. Если, допустим, я хочу сделать кулич для низкого покупательского сегмента, я сделаю закладку на 50 рублей. Если для более высокого сегмента — на 200 рублей, вот и все. Мы проходим те же процедуры сертификации, которые не зависят от размера предприятия. Для малых предприятий они даже сложнее, потому что на единицу себестоимости сертификационных мероприятий приходится больше. Хлеб от малых предприятий получается более дешевым потому, что более дешев ручной труд. На малых предприятиях меньше брака, меньше возврата готовой продукции».
Сергей Анисимов