10-05-24
Экономика
Под электронным замком
Власти ищут новые методы борьбы с коррупцией
С 1 января 2010 года вступили в силу новые правила игры для участников системы государственных заказов. Отныне федеральных госзакзчиков обяжут работать только через систему электронных площадок. С 2011 года эта норма станет обязательной для региональных и муниципальных заказчиков. Таким способом государство пытается бороться с коррупцией. Удастся ли совладать с «коррупционной составляющей» в госзакупках? Каковы плюсы и минусы системы электронных торгов?
С коррупцией в новейшей истории России борются давно и разными методами. Лет 15 назад представители власти делали ставку на аукционы, тендеры и распределение заказов и подрядов не единолично конкретным начальником, а представительной комиссией. Считалось, что задобрить представителей различных ведомств, собранных в одно время в одном месте гораздо сложнее, нежели банально подкупить нужного чиновника. Однако, как показала практика, дальнейший ход событий легко описывается немудреной фразой «сложно, но можно». Можно найти подход и к членам комиссии и к потенциальным участникам аукциона, которые все чаще стали напоминать не открытую борьбу, а «игру в поддавки» по заранее написанному сценарию. Пресловутый человеческий фактор упорно давал о себе знать. И вот, электронные торги. Неужели панацея?
Правительство страны отобрало пять электронных площадок, на которых будут размещаться государственные заказы со всей России. В список аккредитованных площадок вошли «Сбербанк-АСТ», Единая Электронная Торговая Площадка (Москва), РСТ (Москва), ММВБ-Поволжье (Нижний Новгород) и Агентство по госзаказу (Татарстан).
Правительство Нижегородской области планирует в 2010 году разместить на электронных площадках государственный заказ на сумму, составляющую четверть от общей суммы годового госзаказа. Особенность электронных торгов заключается в том, что все документы участники предоставляют в электронном виде. Для того чтобы подтвердить, что данные документы принадлежат именно этому участнику, а не другому, нужна электронная цифровая подпись. Такой своего рода электронный ключ можно получить в специальных организациях — так называемых удостоверяющих центрах. Далее участникам нужно будет зайти на сайт той или иной электронной площадки, зарегистрироваться, внести свое предложение и ввести электронный ключ. На сайте электронной площадки можно видеть не только свое предложение, но и предложения других участников. При этом название организации-конкурента там не указано. Устроители полагают, что подобным образом снижаются коррупционные факторы: заказчик не знает, какого поставщика выбирает, он делает выбор, исходя исключительно из представленных предложений. Торги идут в режиме реального времени. Поэтому участники могут вносить изменения в свои изначальные предложения и повышать шансы на победу.
«В электронных торгах заинтересованы как представители власти, так и бизнес, потому что исключается фактор субъективной оценки,?— говорит начальник Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев.?— В аукционе, в том числе электронном, главный критерий — цена. Есть, конечно, такие формы размещения госзаказа, как творческий конкурс, где цена не играет решающей роли. Однако доля электронных аукционов в общем количестве госзаказов увеличится. Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем использования инструментов электронной торговли даст бизнесу дополнительные преимущества. К числу таковых относятся дистанционное участие и снижение временных затрат и материальных расходов, доступ к информации о конъюнктуре рынка, прозрачность проведения процедур, снижение уровня коррупционных проявлений и нарушений законодательства».
А как же все-таки быть с коррупцией? Неужели все обходные пути для потенциальных взяточников заказаны?
По мнению Сергея Грачева, до введения электронных торгов сговор был возможен как между самими участниками конкурса, так и между участником и представителем заказчика или уполномоченного органа. Электронные торги снимают такую возможность. Чиновник убежден, что «когда не видишь, кто подал документы, тогда и вопрос «с кем договариваться?» отпадает сам по себе». С другой стороны, и предприниматели, и чиновники работают на рынке государственных закупок не первый год. И далеко не факт, что ни та, ни другая стороны не смогут подобрать ключи (по крайней мере, точно попытаются!) к двери, пусть и охраняемой электронным замком.
Сергей Анисимов