10-05-31

Политика

Ценой депутатских обещаний

Все-таки загадочна русская душа, что ни говорите. Как быстро мы привыкаем к бесправию, как легко смиряемся с беззаконием, с какой готовностью принимаем за норму то, что по сути своей ненормально и противоестественно. Кого, скажите, положа руку на сердце, возмущает использование депутатами своих полномочий в корыстных целях? Никого или почти никого. Люди и идут во власть с одной только целью — расширить бизнес и максимально обезопасить его. А что делать, если у нас страна такая: ничего прочного, ничего незыблемого — сегодня собственность твоя, а завтра, глядишь, чужой станет. Но иногда депутатская деятельность выходит за грань даже таких широких морально-нравственных допущений, и тут остается только диву даваться и руками разводить. Опишу конкретный пример из нижегородской жизни.

 

Владимир Кузнецов — депутат думы города Кстова, представляющий самую многочисленную российскую партию, получил свой мандат по результатам выборов 2 декабря 2007 года. В тот памятный день предприниматель и лидер движения «Молодежное единство» (эта местная организация является молодежным подразделением «Единой России») набрал 674 голоса и стал третьим по списку депутатом одного из территориальных округов Кстово.

Вообще-то, удивительно, что победа Кузнецова была такой скромной. Несмотря на свои молодые годы и сравнительно небольшой политический стаж, Владимир Кузнецов даст сто очков вперед многим соратникам по партии и коллегам по Гордуме. Далеко не каждый политик обладает такой харизмой и даром убеждения. Кузнецов виртуозно владеет интонацией, он артистичен и неподражаем — даже перед самой большой аудиторией чувствует себя как рыба в воде. Неслучайно даровитого самородка из нижегородской глубинки заметили и включили «в обойму» старшие товарищи по партии. Как говорится, исполать.

…После выборов Владимир Кузнецов начал активную работу в своем избирательном округе и сразу же обнаружил способность к нестандартным решениям. Весной 2008 года к депутату обратились жители Кстова, ставшие жертвами известного на всю область долгостроя, расположенного как раз на территории данного округа. Дольщики просили народного избранника ускорить сдачу объекта, потому что многим из них было буквально негде жить. Владимир Кузнецов сразу же взялся за дело.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и рассказать предысторию. В уже далеком 2004 году некое ООО «Комфорт» стало привлекать деньги граждан на строительство многоэтажного дома. Разрешение на строительство было получено, цены за квадратный метр назывались вполне приемлемые, поэтому дольщиков, желавших решить квартирный вопрос, набралось много. Причем большинство из них к категории состоятельных не относились — для того, чтобы выплатить пай, они вынуждены были брать кредиты, закладывать и продавать имеющееся жилье. Но срок, обозначенный в договоре, заключенном с ООО «Комфорт», вселял надежду. Когда до срока осталось совсем немного, дольщики поняли, что светлое будущее отодвигается на неопределенный срок, а настоящее выглядит, увы, безрадостно. Застройщик вежливо оправдывался, объяснял причины и… назначал новые сроки сдачи объекта. Прошел год, за ним другой, но строительство так и не было закончено. Люди начали терять терпение и подавать жалобы на ООО, ЖСК и генподрядчика «Евродом-Холдинг» (по счастью или к несчастью, руководителем всех трех вышеназванных организаций был один и тот же человек — Сергей Малышев). Дело дошло до суда…

Малышев начал процедуру банкротства, чтобы избавиться от тяготивших его обязательств, и вполне преуспел: именно с этой целью была реализована тройная схема. Она, к слову, хорошо известна и широко применяется в наши дни: людей привлекают недорогими ценами, причем договор они заключают с фирмой-посредником, которая впоследствии выводится из игры. Когда собранные деньги заканчиваются, на сцену выходит другая фирма (застройщик) и говорит, что нужно доплатить еще. Возмущенные дольщики показывают договор, в котором четко прописаны сроки и цена, а застройщик разводит руками: «Договор подписан не с нами, а с другой фирмой. Мы вам ничего не должны». Дольщики идут к фирме-посреднику, которая великодушно предлагает вернуть внесенный пай (представьте, как выглядит эта сумма с учетом инфляции). «Но я подписывал договор на квартиру», — негодует дольщик. «За квартиру придется доплатить!» — отвечают ему.

Только вызвавшийся помочь обманутым дольщикам депутат Кузнецов смог получить трехкомнатную квартиру всего за 500 тысяч рублей

Обычно люди платят. А что остается, если ни власть, ни суды помочь им не в состоянии. Правда, решить проблему можно, получив статус «обманутого дольщика», но его дают все реже и реже — в период кризиса государству невыгодно брать на себя лишние расходы.

…Но мы возвращаемся к Владимиру Кузнецову, к тому, как оригинально он решил помочь своим избирателям, не получившим официального статуса обманутых дольщиков, но фактически являющимся таковыми.

Депутат лично встретился с Малышевым. Как проходила встреча, доподлинно неизвестно, но результатом этих переговоров стало следующее: 4 августа 2009 года Кузнецов стал председателем ЖСК «Комфорт» (напомним, так называется фирма-застройщик) и обладателем трехкомнатной квартиры в том же самом, не сданном в эксплуатацию доме. «Только в этом качестве, — объяснил депутат свой поступок, — мне удастся решить проблему недостроенного дома».

Новый председатель ЖСК начал с того, что предложил всем дольщикам как можно быстрее вступить в члены его кооператива, чтобы «вместе и заедино» достроить дом. Однако на его предложение откликнулись единицы. Не привыкший сдаваться Кузнецов решил провести разъяснительное собрание с дольщиками. Для этой цели кстовская власть предоставила депутату актовый зал мэрии. Причина щедрости понятна: долгострой — бельмо на глазу местных чиновников, поэтому они заинтересованы в том, чтобы Кузнецов как можно скорее довел объект до сдачи.

Собрание состоялось 25 сентября. Кузнецов — как всегда — был артистичен, красноречив и убедителен. Он доказывал, что договоры долевого участия — «филькины грамоты», что единственный путь узаконить квартиры — вступить в ЖСК и заплатить столько, сколько потребуется для достройки дома. Тут же, на переносной доске, председатель делал расчеты и калькуляцию, суммы получались внушительные. «Это минимум для достройки дома, — уверял недоверчивых избирателей депутат. — Если мы протянем время, то сумма вырастет в разы».

Зал реагировал недобрым молчанием. Дело в том, что дольщики к тому времени уже создали ТСЖ.?Замгубернатора Валерий Англичанинов, подсказал активистам, пришедшим на прием, что в случае с долгостроем товариществу собственников, пусть даже собственников долей объекта незавершенного строительства, легче решить многие правовые вопросы.

Один из членов ТСЖ, взяв слово, напомнил собравшимся, что собственники оплачивают текущие расходы по эксплуатации и обслуживанию жилья, но члены кооператива обязаны будут взять на себя прежние счета, долги и штрафы, неоплаченные застройщиком в свое время. Понятно, что стоимость квартир в этом случае возрастет существенно.

Аудитория разделилась. Кузнецову поверили около сорока человек (всего в доме 198 квартир), которые заплатили по 5000 руб­лей вступительный взнос и с тех пор ежемесячно вносят по несколько тысяч в качестве паенакопления и членский взнос по 37 рублей за каждый квадратный метр. Кузнецов успокоил их, сказав, что со временем все остальные, и несговорчивые тоже, вынуждены будут вступить в ЖСК, иначе им не удастся узаконить право на квартиры. Вступившие раньше всех будут, по словам Кузнецова, устанавливать размер взносов для поздно одумавшихся и не только достроят дом, но и вернут вложенные деньги (кстати, именно так строятся финансовые пирамиды). Однако расчет на то, что дольщики своими силами и на свои деньги достроят дом, не оправдался.

Тогда депутат Кузнецов подал иски в отношении главных его соперников (активистов ТСЖ) о признании их договоров долевого участия недействительными, а в отношении самых непокорных еще и иски о выселении. Аргументы Кузнецов изложил в исковом заявлении. Приведу из него лишь особенно яркие цитаты: «Договор генподряда от 4 февраля 2004 года, заключенный между ЖСК «Комфорт» и ООО «Евродом-Холдинг», не порождает каких-либо прав на жилые помещения строящегося дома как у ООО «Комфорт», так и у лиц, вносивших в него денежные средства в качестве дольщиков… ООО «Комфорт» не может передать дольщикам готовых квартир, так как само Общество никаких прав на квартиры в этом доме не приобретает… Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, инвестор должен был получить право распоряжаться объектом инвестирования (получить построенные помещения либо право распоряжаться ими) и мог это сделать, только став членом жилищно-строительного кооператива, которым он не является…». Требует же истец (председатель ЖСК и депутат по совместительству) «признать недействительным договор» и «выселить из квартиры самовольно заселившихся граждан».

Суд не счел требования ЖСК обоснованными, зато удовлетворил иски нескольких дольщиков и признал их право собственности на объекты незавершенного строительства. Угрозы Кузнецова не сбылись: документ на собственность многие получили без вступительных, паевых и членских взносов в ЖСК.

Тем временем деньги, которые собираются с поверивших депутату дольщиков в кассу ЖСК для оплаты ЖКУ, а также взносы, дошедшие до расчетного счета, тратятся на ведение процессов против остальных дольщиков.

Пирамиду не удалось довести до конца, деньги людям вернуть тоже вряд ли удастся. Но сам депутат не в накладе. В новой редакции устава ЖСК установлена льгота для членов, вступивших в ЖСК до 1 октября 2009 года. Для них размер пая за выделенную квартиру составляет всего 5 тысяч рублей за один квадратный метр. А среди таких дальновидных никого, кроме Кузнецова, не оказалось. Он один смог получить трехкомнатную квартиру всего за 500 тысяч рублей.

Своими действиями депутат давно скомпрометировал себя. Сейчас ему не доверяют ни дольщики, ни избиратели, похоже, и исполнительная власть города начинает жалеть о том, что доверила Кузнецову такое тонкое дело. Несколько дней назад депутат формально ушел с должности председателя ЖСК, поставив вместо себя управляющего своей же автостоянки — лицо во всех смыслах несвободное и несамостоятельное. По-видимому, господин Кузнецов все-таки решил довести дело до конца.

Вера Кострова