10-06-08

Общество

Михаил Веллер: «Через 25 лет о гослидеров путинской эпохи историки вытрут ноги…»

Михаил Веллер стал известен благодаря «Легендам невского проспекта» — сборнику новелл об обитателях СССР шестидесятых, как мифических, так и вполне реальных. Познав славу благодаря этой поистине всенародно прочтенной книге, Михаил Иосифович не раз пытался превзойти ее успех. Новой попыткой взять высоту стали «Легенды Арбата» — книга, навеянная впечатлениями писателя от его жизни в Москве путинской эпохи. Героями легенд стали деятели культуры — скульптор Зураб Церетели и кинорежиссер Никита Михалков, и верхи буржуазии, управляющие страной. Итак, Михаил Веллер — о том, какие мифы живут в переулках и особняках Арбата, а также о том, что волнует умы обитателей России сегодня.

Легенды

— В одном из интервью вы вслух мечтали о литературных неграх. Интересно, вы успели ими обзавестись при написании этой книги?

— Разумеется, нет. Боюсь, у меня к ним завышенные требования. Наверное, я не сумею найти таких негров, которые будут писать так, как я хочу. А если сумею, то они вполне смогут писать сами от себя, и на что я им тогда сдался? Завышенные требования к действительности вообще портят жизнь многим.

— Значит, эту книгу вы тоже писали сами, и я могу вас призвать к ответу как автора?

— Эту книгу я тоже писал сам, и теперь как честный человек обязан отвечать за свои слова.

— Не было ли у вас сложностей с Зурабом Церетели после того, как вы так высокохудожественно описали его детские комплексы, которые вылились в такие грандиозные проекты, один из которых, памятник Петру на Москве-реке, вы образно и метко сравнили с Гулливером?

— Зураб Церетели старинного грузинского княжеского рода. Насколько я понимаю, никто его не обижал ни в детстве, ни в отрочестве, ни в юности. И думаю, он не нуждался в дополнительных заработках для поддержания своей учебы. Все это придумано от начала и до конца, и художественная биография Зураба Церетели косвенно и не полностью соотносится с реальной биографией маститого художника Зураба Церетели.

— Но сравнение удачное, и новелла хороша. Жаль, что все это было вами просто придумано…

— Я думаю, жаль, что это было придумано Церетели. Он был бы действительно замечательным миниатюристом. В народе давно ходил слух о том, что Петр был сделан Колумбом и предназначался к пересечению Атлантики в честь 500?летия открытия Нового Света. Гулливер — это уже мое личное развитие темы. Потому что памятник настолько выдающийся, скорее в отрицательных смыслах этого слова, что на нем грех не потоптаться. Если миллионы людей вынуждены его видеть и рядом с ним жить, то я думаю, что автору этого шедевра было бы справедливо выслушать мнение хотя бы одного из несчастных зрителей, изложенное в художественной форме.

— Михаил Иосифович, вы живете далеко от этого памятника, насколько я помню…

— Я вижу его достаточно редко, но все равно во много раз чаще, чем мне бы того хотелось. А самое ужасное: я знаю, что он есть.

— История о том, как во времена СССР Познер переводил на кинофестивале монгольское кино о любви двух пастухов друг к другу, написана столь правдоподобно, что не хочется узнать о том, что и это неправда…

— Владимир Владимирович Познер — интеллигентнейший человек, и с ним никогда не происходило ничего подобного. Он никогда не работал переводчиком на ташкентских кинофестивалях, хотя на этих фестивалях работал переводчиком его родной брат Павел Владимирович Познер, но когда я писал эту историю, я этого не знал. Я знал историю о том, что переводчик на кинофестивале пошутил подобным образом, и знал, что история эта ходила лет тридцать назад среди любителей кино… Хотя я не уверен, что кино было монгольским… Интересно, что когда было продано уже сто тысяч экземпляров книги, ее, наконец, принесли Познеру, и он немножко обиделся. Хотя, на мой взгляд, образ Познера в новелле вполне приятный и положительный, я бы сказал, обаятельный и озорной. Более того, в интернете кто-то неизвестный написал, что это он все придумал. Так ли это на самом деле или какой-то сумасшедший интернетчик придумал это сейчас, я не знаю. Поговорка «у успеха много отцов» всегда правдива.

— Когда вы писали эту книгу, вы предполагали, что вам придется потом говорить много теплых слов о ваших героях, в связи с многочисленными вопросами, которые последуют? В принципе, вы сделали своей книгой некий изящный пиар…

— Я надеюсь, что на самом деле никого из них не обидел. Потому что это разные вещи — смеяться и обижать. Я не люблю смеяться над людьми. Я люблю смеяться над ситуацией. А это не одно и тоже. Я никогда не пишу о людях, которые мне неприятны и неинтересны. Человек должен вызывать теплое чувство, чтобы захотелось сделать его героем. Он должен быть интересным, чтобы можно было смеяться над ситуацией, в которую он попал, и, возможно, над некими его чертами, которые усугубляют эту ситуацию. Но в общем, если бы одним из героев такой книги стал я сам, думаю, мне было бы это приятно, как подтверждение легендарности в народе.

— Я думаю, ваша легендарность в народе не нуждается ни в каких подтверждениях.

— Это вы бросьте. Я не Церетели и не Михалков. Каждому полагается представлять, что он такое есть.

— Михалков, кстати говоря, должен вас поблагодарить за новеллу о себе. Я думаю, что многие, впрочем, как и я, не знали, что он доблестно служил в рядах вооруженных сил. Мог бы и откосить, при таком папе… Молодец оказался Михалков, хотя в вашей истории его папа все-таки пытался сына отмазать…

— Я не думаю, что великий режиссер, небожитель и гений, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков стал бы благодарить кого-то, кто использовал из своей новеллы один из случаев его блистательной биографии. Напротив, это я глубоко благодарен Михалкову. Во?первых, за то, что он дает поводы писать о нем, а во?вторых, за то, что он не пытается предпринять никаких репрессий против тех, кто о нем написал. Более мне никакой признательности от него и не нужно.

— У вас в книге есть легенда о Нине Ургант, действие которой происходит на сцене ленинградского театра… То, что действие происходит в Ленинграде, и особенно стилистика, наталкивает на мысль о том, что вы могли использовать темы, не дорассказанные в вашей ранней книге «Легенды Невского проспекта»…

— Веста, дорогая, ну какая она, к черту, ранняя?! «Легенды Невского проспекта» вышли пилотным тиражом, когда мне было 45 лет. Чехов в 44 умер. Не повторяйте глупостей ваших собратьев по перу, пишущих то, что придет в их в воробьиные головки. А то, что этой истории много лет и она писалась на том материале, который был отсеян из «Легенд Нев­ского проспекта», вы угадали. Я слышал эту историю в семидесятых в Ленинграде, когда мы пару раз выпивали вместе с Андрюшей Ургантом. В «Легенды Невского проспекта» это не вошло за малостью сюжета. А литературная форма «Легенд Арбата» это позволяет.

— У вас талант создавать атмосферу личного присутствия. Когда вы описывали, как Нина Ургант томно смаковала на сцене вторую рюмку водки, у меня возникло убеждение, что вы были на этом спектакле.

— Спасибо за комплимент, но если при чтении писателя вспоминается «Не верю!» Станиславского, значит, тот писатель просто плох. «А иначе и не может быть, прокуратор»,?— сказал Афраний», как писал один хороший писатель.

— Хотела бы узнать о ваших творческих планах…

— На этот вопрос последние годы я отвечаю одинаково: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Я бы предпочел заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.

Быль

— Смерть Егора Гайдара вызвала всплеск общественного осуждения деятельности этого реформатора и его команды. В блогах ходили нелестные народные эпитафии. Газеты, меж тем, определили его выдающимся экономистом эпохи… Хотелось бы узнать ваше мнение о том, какой след в истории России оставили реформы команды Гайдара.

— Вообще, это ужасно, когда после смерти человека, весьма ранней, большая часть населения страны отзывается о покойном вовсе не хорошо. Этого никому, кроме врагов, не пожелаешь. Я встречался с Гайдаром. Он был человеком с цепким, логическим умом, человеком образованным, многое взявшим на себя. При этом я продолжаю думать, что курс экономических реформ его команды был ошибочным, вредным, разрушительным для России. Я категорически не согласен с тем, что реформы должны означать упадок и разорение. На мой взгляд, суть в том, что Гайдар и его команда полагали необходимым и главным скорейшее создание капитализма в России любой ценой, а дальше всё, видимо, должно было отрегулироваться само. Они не учли, что Россия — не Англия и не Штаты, и когда перестают действовать законы государства, на их место приходят бандитские понятия и вместо цивилизованного капитализма образуется бандитский грабеж всех и вся, который сейчас продолжает пускать нашу страну под откос.

Я полагаю, что программа реформ Явлинского была гораздо более реальной и стала бы гораздо эффективней. Я полагаю, что команда младореформаторов, имея образование, не имела реального жизненного опыта и, главное, не имела инстинкта политиков, которые кожей чуют страну, народ и его настроение. Они были и оставались кабинетными мальчиками, для которых существует статистика, но не кровь, горе и слёзы. И ужасно, что по прошествии многих лет ни один из них публично не раскаялся ни в одном из действий, которые они произвели в девяностые. В отличие, скажем, от Ельцина, который как политик был, конечно, умнее их, при всей своей экономической дремучести и пьянстве.

— Как вы полагаете, эти люди сами принимали решения или выполняли некую заданную им программу?

— Вне всякого сомнения, ими никто не командовал и им никто не платил. Давали советы и рекомендации. К ряду советов и рекомендаций они прислушивались. Но то, что они не были наемниками или исполнителями чужой воли, бесспорно. Обратное мнение — это наша попытка искать врагов во всем, что нам не нравится.

— Не стану спорить с вами в знании истории, но вспомним гитлеровский план по колонизации России. В нем доминировало полное отсутствие системы образования коренного населения и имелась, среди прочего, такая форма МСУ, как «поселение». Личным опытом обнаруживаю, что в России сегодня все увеличивается число поселений. Так, например, стала поселением Тамань, которая еще при Лермонтове была «самым скверным», но все же «городишком». Но это не столь важно. Главное, что образование во всех этих поселениях становится все сквернее и, судя по губительным экспериментам с ЕГЭ и сокращению финансирования на образование, скоро придет к окончательному упадку. Вам не кажется, что это целенаправленная политика, диктуемая извне?

— По поводу переименования городов в поселения для меня новость. Я не знаю слова «поселение» как административный российский термин. Я впервые это слышу и никак не могу проверить эту информацию и следовательно прокомментировать. Сообщите мне после, где я могу конкретно увидеть это термин как официальный*.

— Хорошо. Вернемся ко второй части вопроса. Сокращение расходов на образование и уничтожение образовательной системы путем внедрения тестирования.

— Вы что, хотите сказать, что Гайдар выполнял гитлеровскую программу?

— Нет, я хочу спросить у вас, почему уничтожение системы нашего образования и культуры ведется столь планомерно, как это и предполагалось нацистами?

— Если я вам отвечу, вы что, это напечатаете?

— А вы скажете это цензурно?

— Вполне. На протяжении «нулевых» годов окончательно сформировалась подмена государственных интересов интересами правящих корпораций. Нужно отдавать себе отчет в том, что у нас капитализм, какой ни на есть. То есть капиталисты — это господствующий класс. А господствующий класс заботится о своих интересах. А в эпоху глобализма интересы господствующего класса сводятся к максимальному увеличению своего капитала и своих прибылей, вне зависимости от страны добывания капитала, размещения капитала и траты прибыли. И поскольку самой развитой зоной сегодняшнего мира являются Западная Европа и США, то российская крупная буржуазия в своем будущем, в размещении своих капиталов ориентируется на Западную Европу и США. А поскольку сегодня выгоднее выкачивать и продавать, чем производить свое, то и крупная российская буржуазия работает на выкачивание страны, объясняя друг другу, что так и должно быть.

Это называется компрадорская буржуазия, то есть буржуазия, которая собственную страну рассматривает как территорию заработка и зону свободной охоты: на фоне нищего Египта, египетские миллиардеры скупают богатейшие британские универмаги.

Таким образом, если сегодня можно украсть из бюджета еще сотни миллиардов рублей, слить их в западные банки бумаги, а потом через цепочку афер перекачать в собственные карманы, то это выгоднее для нашей правящей верхушки, чем вкладывать эти деньги в образование, науку, культуру своей страны.

В принципе, я считаю, что наш государственный курс в «нулевые годы» в самом лучшем случае ошибочен, а в самом худшем — преступен. Я не сомневаюсь, что по прошествии ряда лет если не юристы, так историки вынесут весьма суровый и справедливый приговор самому воровскому правительству в тысячелетней истории России, при условии, что правители России никогда не страдали излишней честностью.

Я полагаю, что крупнейшая буржуазия не исполняет приказы Запада, но выполняет свои собственные желания, ибо свой карман дороже чужого блага. Ну, а теперь посмотрим, что вы из этого напечатаете.

— Последний вопрос. В школьных учебниках новой истории есть главы о колонизации Европой древних, но менее хищных стран, которые называются, скажем, «Разграбление Индии». Всем известные страницы истории XVIII века. Скажите, Россия как самостоятельное государство доживет до того времени, когда в школьных учебниках будет страница «Разграбление России», или точка невозврата уже пройдена и писать будет не для кого?

— Боюсь, что уже прошли, если говорить о возвращении России к величию, процветанию державы, воссозданию мощной научно-технологической базы, которая в ряде отраслей была в Советском Союзе. Но зная русскую историю, мы можем даже не сомневаться, что каждый следующий правитель будет поносить и топтать предыдущего, как это и было у нас на протяжении веков. И если не через пять лет, то через двадцать пять лет о государственных лидеров путинской эпохи историки вытрут ноги так, что эти имена станут синонимами воровства и бесстыдства, цинизма и бездушия на протяжении дальнейшей российской истории.

Беседовала Веста Боровикова

 

* Термин «поселение» взят из Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Статья 2 (фрагмент)

«сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации)…;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией…;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района…».