10-06-15

Общество

Nota bene

Родина моя, ты сошла с ума…

Цена свободы

Это пьянящее слово: свобода. С ним романтики-революционеры шли на смерть — «За свободу!». Шли люди за Спартаком — из неволи рабства. Боролись за свободный труд и жизнь задавленные ужасом крепостничества русские крестьяне.

В 1991 году, можно сказать, совсем недавно, многим из нас казалось, что мы вырвались из духовного рабства на свободу. Думали: вот уж заживем! Свободное творчество, свободный труд, предпринимательство, никаких «цепей»! А на вершине — свобода совести, вероисповедания.

Теперь известно, что в России три миллиона детей живут за чертой бедности. Это страшно. Для человека с воображением — три (!) мегаполиса, три огромных города, заселенных голодными детьми. Вы только представьте себе, что из каждого окна, на улице, в транспорте, в магазинах и на рынках — одни дети. В рваной одежде, с голодными глазами. И каждый год пять тысяч российских детей кончают жизнь самоубийством. Жуткая картина. XXI век.

И это — цена свободы? Это не одна слезинка ребенка, о которой печалился Достоевский,?— море разливанное человеческого горя и слёз…

А наши старики? Ввели уравниловку в пенсиях почище пресловутой советской системы. Всех построили в рядок и сделали одинаково бедными — что уборщица, что профессор. Увеличивают на сотню рублей эти подачки — и звон стоит от благодетелей. Аж тошно. Вот оно — лицо нашей «расейской свободы».

Когда-то Маяковский назвал Нью-Йорк «городом Жёлтого дьявола», создав образ буржуазного монстра, помешанного на деньгах. Как назвать сегодня наши города? Желтым дьяволом, пожирающим наших детей и стариков. На свободе.

Скромность нынче «неформатна»

Вспомнить это почти забытое понятие меня заставила одна статья, случайно попавшаяся мне на глаза.

Скромность мы привыкли понимать как категорию морально-нравственного толка. В России традиционно считалось, что скромность — одна из лучших характеристик человека, признанная обществом добродетель. С ней связывались достоинство, внутренняя культура человека. Интеллигентность обязательно включала в себя и понятие скромности. Рядом стоит совестливость. Не случайно во всех ведущих мировых религиях почитается и то, и другое.

Забудьте. Сегодня даже намек на скромность или совестливость — сигнал, чтобы вас не приняли на работу.

Об этом сказано в заметке одного весьма солидного издания со ссылкой на социологические опросы.

Скромность, по их разумению, «предполагает отсутствие инициативы у работника». А совестливость человека опасна, ибо может спровоцировать «неправильные действия, направленные во вред фирме».

Приехали. Честные и скромные работники не нужны. Требуются выскочки. Еще одно наблюдение: руководители компаний и фирм на одно из первых мест в списке «приоритетных качеств работника» ставят «лояльность к руководству и хорошую управляемость».

В переводе на понятный людям язык сие означает востребованность подхалимов.

А интересы дела? Кто же будет, как говорится, работу работать? Мозги, выходит, никому не требуются? Получается, что, если не выпячивать свои достоинства, не жить по принципу: «Сам себя не похвалишь, сидишь как оплеванный» — не быть тебе в чести. Сосредоточенный на поставленной задаче специалист, скромно занимающийся своим делом, не востребован обществом.

Возможно, то, что мы в нашей стране никак не наведем порядок, и есть результат таких кадровых предпочтений? Наверное, и силенки в России какие-никакие еще есть потому, что остались «у дела» скромные и совестливые профессионалы. Они не лезут в начальники, не выставляют напоказ свои достоинства, а честно дело делают.

Альбина Гладышева