10-06-15
Политика
Реформа местного самоуправления не удалась?
Нельзя категорично сказать, что за прошедшие два с половиной месяца шанцевская структура власти в муниципалитетах себя не оправдала. Но отрицательные тенденции уже налицо, и дело не только в кризисе власти на отдельных местах.
Главы властные, полувластные и безвластные
Проводя реформу местного самоуправления под себя, губернатор Валерий Шанцев решал несколько задач. Среди них повышение управляемости муниципальными образованиями из областного центра, а также унификация структуры органов в муниципалитетах.
Если говорить об унификации, то, вроде бы, положительные сдвиги произошли. Практически во всех муниципальных городах и районах отменены прямые выборы глав МСУ.?Сейчас не вписываются в эту схему только Дзержинск и Краснооктябрьский район. А также ряд районов, где выборы проводились не в единые для Нижегородской области дни голосования (Пильнинский, Перевозский, Арзамасский и ряд других районов).
Однако и в новой структуре власти местные элиты нашли возможности применить своеобразные подходы. В одних муниципалитетах главы МСУ доминируют над главами администраций (сити-менеджерами), в других — все происходит с точностью до наоборот. Чаще всего тут влияют два фактора — какой пост предпочел ранее всенародно избранный руководитель муниципального образования и собственно уровень социально-экономического развития территории — донор или реципиент этот муниципалитет?
В крупных, экономически развитых муниципальных образованиях лидеры территорий предпочли пост главы МСУ.?Наверное, в силу того, что по всем формальным признакам глава МСУ — это высшее должностное лицо. Так поступили мэр Арзамаса Мигунов, глава Выксунского района Алексей Соколов и ряд других влиятельных муниципальных лидеров. В мелких и экономически отсталых районах доходило до того, что глава МСУ — председатель земского собрания — занимает эту должность на неосвобожденной основе. Между этими двумя полюсами — всевластных глав и безвластных — есть некие промежуточные варианты, полувластные.
Конфликт на Ветлуге
Таким образом, главы МСУ — это самый разношерстный отряд, который только можно придумать. О каком однообразии власти в муниципалитетах можно говорить в подобной ситуации? Рассказывают, что когда губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и председатель Законодательного собрания Виктор Лунин встречались с новым составом глав МСУ, настрой у местных руководителей был самым разнообразным. Некоторые из них в частных разговорах говорили о том, что не собираются расставаться с властными полномочиями. А другие прямо обращались к областному руководству — зачем нам ездить в Нижний Новгород, мы же просто председатели земских собраний? И Лунин начинал их поучать: нет, почитайте ваши уставы, вы — руководители территорий, несете ответственность за положение дел, и вам нужно работать с областными структурами власти.
Нашумевший ветлужский скандал косвенно, а точнее латентно, завязан ещё и на том, что не решен вопрос, кто является главным в районе — глава МСУ или глава администрации (сити-менеджер). Если бы новоизбранный глава МСУ Михаил Матюгов чувствовал себя реально, а не формально первым лицом, как те же Мигунов и Соколов, он мог бы пойти и на компромисс с депутатами земского собрания из числа сторонников экс-руководителя района Николая Вильдяскина. Мол, я лидер и с любого сити-менеджера, даже с Вильдяскина, буду спрашивать за работу. Но у земского собрания Ветлужского района сложилось практически консолидированное мнение, что ключевая позиция — это глава администрации. Поэтому стороны конфликта довели ситуацию до роспуска районного представительного органа власти.
Слишком большую роль в нынешней структуре власти играет субъективный фактор. Если бывший всенародный лидер становится главой МСУ, то этот пост ключевой. Если бывший руководитель по каким-то причинам выбирает для себя пост главы администрации, то реальный властный потенциал перетекает в районную администрацию.
А в тех муниципалитетах, где нет ярко выраженных лидеров или их два и больше, между главами МСУ и сити-менеджерами неизбежна борьба за верховенство. И неважно, что по этому поводу написано в уставах.
Соответственно, неодинаков и статус глав администраций — от всевластных, как глава Гагинского района Николай Савкин, до номинальных, находящихся при влиятельных главах МСУ.
С вертолета не всё увидишь
Теперь об ответственности глав МСУ и сити-менеджеров перед представительными органами власти и губернатором Нижегородской области. Валерий Шанцев часто повторяет, что через год будет объезжать города и районы, спрашивать с глав МСУ и сити-менеджеров за показатели территорий и в случае плохой работы обратится к земскому собранию, чтобы поменяли главу МСУ и тем более сити-менеджера.
Уверенности, что эта схема будет работать, нет. В особенности, в отношении глав МСУ.?Сильные главы МСУ расчетливо прикрылись от областного правительства главами администраций, которые находятся по-настоящему «под» ними. Если Шанцев проявит недовольство, то они охотно принесут оперативного управляющего в жертву и скажут, что теперь будет работать более подготовленный и опытный человек.
А если глава МСУ работает на неосвобожденной основе (в целях экономии бюджетных средств на земское собрание), то что с него спросишь? Тут вспоминается евстигнеевский режиссер самодеятельного театра из кинофильма «Берегись автомобиля»: насколько лучше бы играла Нежданова в театре вечером, если бы утром она стояла у станка.
Не все просто и с главами администраций. Там, где они играют ключевую роль, на них сориентирована практически вся местная элита. В этих условиях даже губернатору будет сложно убедить земское собрание поменять оперативного управляющего. Тем более всегда есть проблема — а на кого заменить, когда с управленческими кадрами на территориях довольно туго?
Действительно, в тех районах, где идут межгрупповые политические войны, где возникают форс-мажорные ситуации (как в Кулебакском районе с Николаем Рябыкиным), губернатор Валерий Шанцев сможет что-то поменять. Но в большинстве случаев это будет исправление его же ошибок, которые были совершены в марте 2010 года на муниципальных выборах. Так же, как и в ситуации с Рябыкиным, проблема возникла не на пустом месте, а в результате ошибки некоторых тогдашних областных руководителей.
Губернатору Валерию Шанцеву почему-то свойственна вера во всесилие схем управления. В районах Нижегородской области они зачастую не работают. Там больше боятся местных руководителей, чем губернатора Нижегородской области, который приезжает на территорию раз в год с неясными целями. И далеко не все там можно рассмотреть с губернаторского вертолета.
Виктор Деменев