10-06-28

Культурный слой

О безднах, скромности и диалоге с собой

В старинном тереме со сводчатыми потолками, расписанными знаменитым художником-сказочником Билибиным, находится Сбербанк России — здесь же развернута выставка произведений Бориса Кучера и Альбины Гладышевой

 

Нищая и пьяная Россия

Сестры-суки и братья-кобели,

Я, как вы, у людей в загоне…

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Сергей Есенин

 

Прогулявшись по респектабельной Покровке, выйдя на центральную площадь Нижнего — Минина и Пожарского — с ее скверами и фонтанами и затем попав в залы Выставочного комплекса, вальяжный посетитель, пришедший «отдохнуть» и насладиться произведениями искусства, может испытать шок.

На всех картинах — страшный мир нижегородских трущоб, подворотен, подвалов и ночных тоннелей. Здесь не карикатуры на опустившихся людей, не юмористические картинки-шаржи. Здесь все всерьез.

Со стен смотрят бомжи, потерявшие человеческий облик, ужасные ухмылки пьяных женщин, гримасы стариков… Не знаю, как другие, но я, повидавшая сотни экспозиций не только в России, но и на Западе, никогда и нигде не видела ничего подобного. И все это — результат творческого вдохновения нижегородского художника Сергея Сорокина. Его юбилейный отчет.

На открытии выставки было, что называется, не протолкнуться. Причем публика была совсем другая, не та, что обычно посещает подобные мероприятия. Из официальных лиц быстро промелькнул директор городского департамента культуры Сергей Горин.

Сергей Сорокин — человек добрый и скромный. Об этом много говорили. Я знаю его не один десяток лет, со времен существования сормовской изостудии, которой руководил Борис Бочкарев. Этот кружок любителей посещал в те годы и Сергей. Жаль, что его (Бочкарева) никто не вспомнил, а ведь это он давал Сорокину первые уроки живописи.

Смелый, сочный мазок, природный вкус и чувство композиции делают картины Сорокина заметным явлением. Однако погружение в мир маргинальных типов, эстетизация порока — падение человека до уровня животного, сочувствие ему — а оно заметно во всех картинах автора, — неминуемо разрушает личность художника.

«Нельзя долго вглядываться в бездну, иначе бездна отразится в тебе», — сказал Ницше. Эту мысль великий философ выстрадал сполна.

И те, кто знают Сергея близко, могут подтвердить, насколько драматично складывается его судьба…

 

В поисках счастья

О счастье мы порой лишь вспоминаем,

А счастье — всюду. Может быть, оно

Вот этот сад, промокший за сараем,

И куст сирени, бьющийся в окно.

Иван Бунин

 

В Выставочном зале, как в народной сказке: направо пойдешь — смерть найдешь, налево пойдешь — отдохнешь.

Здесь и вправду душа успокоится. Не так-то и плохо все в нашей жизни, если по-доброму светятся женские прекрасные лица с акварелей Светланы Юсовой и загадочно рифмуются «Небо и земля» на абстрактных композициях Евгения Юсова. Семейная и тоже юбилейная выставка нижегородских художников.

Светлана — ярко выраженный лирик. У нее по-хорошему женские акварели. Конечно, цветы. Поэтичный «Жасмин», роскошные «Розы», красивый натюрморт «Фуршет».

Акварельный портрет — трудный жанр. И редкий. Здесь нужна по-особому легкая рука и точное видение нюансов цвета.

Само дерзновение писать портрет акварелью уже похвально! Тем более что у Светланы Юсовой получается создать мягкую, воздушную плоть, тот ускользающий цвет, который присущ детскому или юному лицу. В ее портретах нет «эффектности», зато чувствуешь неизъяснимое обаяние созданного образа.

Казалось бы, несоединимы творческие манеры супругов Юсовых. У Светланы — тонкий лиризм традиционной акварели, Евгений — законченный «формалист», признанный авангардист. Но «бывают странные сближенья», как говорил Пушкин.

Названия юсовских композиций призваны направлять воображение. Например, «И объяли меня воды до души». Будешь стоять и искать эти «воды». Такие вещи развивают воображение. У Евгения композиции похожи, есть свой стиль. Поклонники абстрактной живописи ценят стильность и красоту цвета. Все это у Евгения Юсова есть. Такие работы могли бы украсить и обогатить любой современный интерьер.

Кстати, меня удивляют богатые и состоятельные люди. Неужели им невдомек, что кроме того, что приобретая произведения искусства современных художников, они очень выгодно вкладывают деньги (их картины никогда не будут стоить дешевле того, за что их купили), картины могут создавать настроение, дарить покой, радость? Разве этого мало в наше дерганое, нервное время?

 

Легко ли романтику

в джунглях?

Мне на шею кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских ночей,

Чтоб не видеть ни труса,

ни хлибкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе, —

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первозданной красе…

Осип Мандельштам

 

Бежать в красоту от мерзости жизни, искать гармонию в мерцании утренних берез, уходить в романтику былых времен, когда не было сомнений, где друг, а где — враг.

Кому-то покажется, что такое отношение к жизни по меньшей мере — малодушие. С другой стороны, не все рождены самураями. Есть и другие натуры — художники.

Это, наверное, для них сказано Достоев­ским: «Красота спасет мир». Вот и «спасает мир» всю свою жизнь Борис Кучер, создавая картины, в которых хочется жить. Любимый его мотив — березы. И какие это березы! Если на них смотреть долго, уходишь мечтами в чудесную, мерцающую рощу…

Впрочем, для такого восприятия нужен особый взгляд. На Востоке говорят: «В пустыне нет красоты. Красота в глазах бедуина».

Нижегородцы знают самое красивое здание на Большой Покровской: старинный терем со сводчатыми потолками, расписанными знаменитым художником-сказочником Билибиным. Здесь находится Сбербанк России. И здесь же развернута выставка произведений Бориса Кучера и Альбины Гладышевой.

Да. Мои картины тоже здесь. Борис — выпускник двух художественных заведений: Симферопольское училище имени Николая Самокиша (батальная живопись) и Московского института (теперь — академии) имени С.?Г.?Строганова, монументально-декоративного отделения. У меня — диплом Горьковского университета им. Н.?И.?Лобачевского, историко-филологического факультета. И еще более 40 лет участия на выставках разных уровней. Искусствоведы неплохо отзываются о нашем творчестве.

Татьяна Емельянова: «Гладышева и Кучер резко выделяются своею самобытностью и ярким первородным талантом среди нижегородских художников, чаще всего работающих в традиционной реалистической манере».

Вячеслав Филиппов: «У Кучера редкий дар колориста. Так, как пишет он, у нас никто не умеет. Поверхность холста насыщена мерцанием. Как ему это удается? Загадка…».

Нехорошо как-то хвалить мужа. Нескромно. А что делать, если я, наверное, самый преданный почитатель его таланта?

Когда-то, лет двадцать тому назад, в наш город приехал Григорий Рошаль. Тот самый. Знаменитый кинорежиссер. Может быть, не все знают о его увлечении живописью, а он как раз и приехал к нам в гости, чтобы купить картины. Тогда, за чаем, он мечтал, узнав, что я еще и «балуюсь» журналистикой, «взять интервью у себя самого». Мне сейчас тоже захотелось спросить саму себя:

— Что, на твой взгляд, самое интересное на выставке?

— Конечно, мне как соавтору понравилась сама идея показать работы среди сказочных росписей Билибина, в таком необычном интерьере. Лучше всего, на мой взгляд, вписалась декоративная скульптура с росписью Бориса. Получилось как бы продолжение сказочной темы: русалки, лешии, кентавры… Мне приходилось бывать в дворянских усадьбах нижегородчины. И я поразилась тогда, увидев пластиковых китайских гномов в саду Подвязья. Очень жаль, что у нас бывает так, что и деньги есть у некоторых сограждан, а вкуса не хватает. А как вписались бы в эти сады и дворики такие смешные, очаровательные фигурки из дерева!

Извините за нескромность. Обожаю поэ­зию. Думаю, что лучше, чем мой любимый Мандельштам, сказать на эту тему нельзя:

 

…Унеси меня в степь, где течёт Енисей,

Где сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей,

И меня только равный убьет.

Альбина Гладышева