10-07-05

Общество

Химия и жизнь

Грядет ли модернизация дзержинской мэрии?

В Дзержинске на днях прошли общественные слушания на тему «Модернизация системы местного самоуправления муниципального образования в современных условиях». Организовало мероприятие нижегородское отделение общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления». В нашем регионе этой организацией руководит бывший бас-гитарист группы «Любэ» Александр Вайнберг, который по сов­местительству является заместителем председателя в областном Заксобрании. Забегая вперед, сообщим, что сам Вайнберг на мероприятии отсутствовал и не смог оценить всей красоты шоу, разыгравшегося в стенах администрации города химиков.

Почему не пришел мэр?

Вместо себя Вайнберг послал в Дзержинск «младшего брата» — начальника нижегородского отделения «Молодой гвардии «Единой России» Сергея Бочарова, который с места в карьер заявил, что «местное самоуправление должно быть ближе к народу». С этим утверждением никто из собравшихся на всякий случай спорить не стал. После чего приступили к делу — презентации доклада депутата думы Дзержинска Павла Воронина. «Я вижу, здесь присутствует огромное количество чиновников», — с удовлетворением констатировал Павел Михайлович. Не знаю, что имел в виду народный избранник, но в зале в тот момент находилось не более двадцати человек, часть из которых являлись журналистами. Как выяснилось позже, в ходе слушаний велась стенограмма, которая должна была отправиться в Москву в качестве «отчета о проделанной работе». Функционерам Всероссийского ­совета местного самоуправления ничего не остается, как поверить на слово: реформатор Воронин «разделывает под орех» нерадивых муниципальных чиновников. Кстати, кресло главного дзержинского чиновника и не чужого для Воронина человека с табличкой «Виктор Валентинович Портнов» по непонятным причинам пустовало. Неужели градоначальник отказывается модернизироваться по команде президента и под чутким руководством собственного зятя?

«Муниципалитет не работает как единый механизм — нет взаимодействия между отделами, — начал обличительную речь Павел Михайлович. — На мой депутатский запрос, например, управление по делам молодежи и Комитет по управлению муниципальным имуществом отвечают по-разному». Список претензий к епархии собственного тестя у депутата Воронина оказался довольно обширен. Тут и отказы большинства чиновников рядовым гражданам, отсутствие ответственных чиновников за дела, касающиеся не только узких специалистов, и, наконец, избыточность персонала. По мнению Павла Михайловича, положения федерального законодательства трактуются КУМИ и управлением архитектуры не всегда адекватно. Что же предлагает «проанализировавший на общественных началах» работу мэрии Дзержинска суперактивный депутат? Принцип единого окна при подаче документов, электронный документооборот, увеличение мотивации чиновников при работе с обращениями граждан и передачу части функций мэрии в коммерческие структуры — так называемый аутсорсинг. «Новая модель работы администрации, которую мы предложили, призвана минимизировать коррупцию и ускорить порядок прохождения документов и эту модель потом можно будет тиражировать не только по Нижегородской области, но и по всей России», — торжественно закончил Павел Михайлович. Готов поспорить, что последняя фраза обязательно вошла в окончательную редакцию, отправленного в столицу отчета о мероприятии.

Неужели мэр Дзержинска отказывается модернизироваться по команде президента и под чутким руководством собственного зятя?

«Ничего нового нет»

К проекту депутата Воронина у сотрудников мэрии возникли замечания. Один из чиновников заметил, что электронный документооборот — это, безусловно, неплохо (с учетом того, что администрация только на бумагу тратит около одного миллиона рублей в год). Однако окупаемость проекта составляет срок порядка восьми-девяти лет. Дескать, не дорого ли в условиях кризиса тратить бюджетные деньги на долгосрочные чиновничьи проекты? «Эффект не в удешевлении, а в скорости принятия решений, — отрезал депутат. — Большинство людей, работающих в администрации, не понимают плюсов проекта. Например, что гораздо удобнее, когда документ находится в компьютере и его не приходится искать в куче бумаг». Стоп! Депутат Воронин понимает необходимость электронного документооборота, президент Медведев — тоже, кто же в таком случае такой непонятливый и несовременный? Уж не сам ли глава города, который руководит непонимающими новейших инновационных веяний подчиненными? Присутствующие на общественных слушаниях чиновники за ответным словом в карман не полезли. Начальник правового управления администрации города Любовь Арчажникова сообщила, что в принципе единого окна, за которое ратует Воронин, ничего нового нет: не за горами соответствующий федеральный закон, где все будет подробно расписано, поэтому изобретать велосипед нет никакого смысла. Также ничего нового нет и электронном документообороте — «президент решил его внедрять, и мы над этим сейчас работаем». А устранение дублирующих чиновничьих функций — это отдельный раздел административной реформы, которая проходит в стране уже не первый год. Выходит, весь модернизационный проект депутата Воронина, который надо тиражировать на всю страну, — всего-навсего банальный плагиат федеральных пожеланий регионам? Ответить на этот витавший в воздухе вопрос Павел Воронин не смог — во время критики своего детища народный избранник неожиданно исчез из зала. Что само по себе странно: сам же просил задавать вопросы и обмениваться мнениями, а когда вопросы пошли — испарился. Безусловно, тяжелая депутатская доля требует присутствия народного избранника в нескольких местах одновременно. Могут срочно позвонить или какая-то другая надобность возникла. Но не до такой же степени цинизма, черт возьми!

Заход с внешней стороны

В отсутствии критикуемого депутата отдуваться пришлось гостю из Нижнего Новгорода Сергею Бочарову. Тот согласился, что модернизация системы местного самоуправления — это федеральный трэнд. «Но мы говорим о том, как этот трэнд реализуется «на земле», что волнует людей», — наставительно произнес господин Бочаров. Нет уж, позвольте! Вы представляете якобы уникальный проект, который потом собираетесь тиражировать на всю Россию. Если бы хотели спросить, что волнует людей (читай — чиновников), давно бы спросили. А не стали ли бы устраивать весь этот цирк, главной целью которого, как мы понимаем, являлась заветная стенограмма обсуждения для серьезных людей в Москве. Дескать, мероприятие успешно проведено, готовы к дальнейшим заданиям Центра!

Тот факт, что все происходящее есть не более, чем дешевая клоунада, лишний раз подтвердило появление на слушаниях в качестве оратора ближайшего сподвижника Павла Воронина — Олега Арановича, представившегося предпринимателем и «представителем внешней стороны». «Представитель» завел невнятный спич про то, что электронный документооборот не самоцель и тому подобные банальности. Стало откровенно скучно. Депутат делает доклад, где «нет ничего нового». Адресат доклада — тесть докладчика — на слушания не приходит. Друг депутата изображает из себя какую-то мифическую «внешнюю сторону». Тут возникает две версии. Или мэр города всерьез разругался с собственным зятем, что даже не приходит на столь важные как для того, так и для другого мероприятие. Или, как говорится, так было задумано: Воронин якобы «наезжает» на чиновников, те в ответ вяло отбиваются, а в Москве читают стенограмму «живого обсуждения».

Говорят, Павел Воронин удачно реформировал жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинска. Дворник дома, в котором я живу почти сорок лет, рассказал мне, что если раньше он обслуживал за свою скромную зарплату один дом, то сейчас за те же деньги — три. Как там у Высоцкого: «А наши ребята за ту же зарплату уже многократно выходят вперед»… Вопрос — куда пошли сэкономленные в результате реформы ЖКХ деньги? Неужели на ремонт износившегося оборудования? Тогда почему в нашем доме постоянно прорывает трубы, не знавшие ремонта четыре десятка лет? И не ту же ли участь ждет муниципальное образование под названием город Дзержинск, которое собрался модернизировать неугомонный депутат?

Сергей Анисимов