10-07-05

Политика

Шанцев: пять лет без диалога

Законодательное собрание Нижегородской области утвердило переназначение губернатора Валерия Шанцева на второй пятилетний срок. Внешне все было благостно, но между слов проскальзывало кое-что неудобное для триумфатора.

Как обычно бывает в торжественные моменты, дело дошло до таких славословий в адрес Валерия Шанцева, что хоть святых выноси. Один из ораторов заявил, что Шанцев не уступил даже Минтимеру Шаймиеву и мы чуть-чуть обошли Татарстан. На самом деле, около двух третей депутатов Законодательного собрания выходили из себя в поиске эпитетов, а треть сидела с каменными лицами. Ни о каком единодушии не могло быть и речи. Даже среди «единороссов». Но с партийной дисцип­линой приходится мириться. Поэтому итог голосования такой: 42 — «за», 4 — «против». В меньшинстве оказалась фракция КПРФ, которая якобы исходила из политических, а не личных соображений.

Самый интересный аспект состоял в том, что главной стала тема диалога Валерия Шанцева и Заксобрания, а также других политических сил. В бюрократической системе существует такой прием. Допустим, у высокопоставленного управленца есть в чем-то проб­лема. И вот его коллеги начинают говорить: все у нашего друга неплохо, но лучше всего у него дела обстоят вот с этим. И упоминают о его явно слабой позиции. Так было и на на внеочередном заседании Законодательного собрания Нижегородской области, прошедшем 17 июня и посвящённом утверждению кандидатуры Шанцева на второй губернаторский срок. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота вдруг уделил особое внимание тому, что у губернатора Валерия Шанцева со всеми сложился конструктивный диалог. И он пожелал, чтобы этот диалог сохранялся и развивался. Это, дескать, залог грядущих успехов.

Сначала многие удивились: федералы не просекают, что происходит и что подразумевает под диалогом Шанцев? Рапота не в теме внутриобластных взаимоотношений? Потом стало понятно: полпред президента намекает Шанцеву, что без диалога ему по ходу второго срока может стать очень некомфортно.

И действительно, из всех депутатов Госдумы, судя по заявлению председателя Заксобрания Виктора Лунина, присутствовал только один Анатолий Козерадский. Понятно, что в Госдуме есть чем заняться, но почему-то более никто из нижегородских депутатов не пожелал присутствовать лично во время переназначения Шанцева. Зато дружно явились на переутверждение сенаторы Леонид Белов и Александр Подлесов. Понятно, что это сигнал — у Валерия Шанцева отношения с госдумовскими не очень. Это объяснимо. Шанцев любит держать всех на коротком поводке, а депутаты Госдумы от него не зависят.

Можно вспомнить и о диалоге губернатора Шанцева и мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Команде губернатора захотелось сделать в Нижнем свою Манежную площадь с подземным торговым центром. В этой роли москвичам приглянулась площадь Минина. Мэру областного центра этот проект не понравился. В итоге, диалог между Шанцевы и Булавиновым приобрел весьма неконструктивный характер.

По нашей информации, далеко не все депутаты Заксобрания считают губернатора Шанцева доступным для решения тех или иных вопросов. Считается, что довести ту или иную проблему до губернаторов Ивана Склярова или Геннадия Ходырева было легче. Не знаю, как идет общение вне стен регионального парламента, но на пленарных заседаниях Шанцев весьма редкий гость. За него всю оперативную работу с депутатами ведут вице-губернатор Владимир Иванов и представитель губернатора в Заксобрании Леонид Литвиненко.

Известно, насколько напряженной была ситуация в целом ряде муниципалитетов, в том числе и во время мартовской выборной кампании. Не секрет, что губернатор несколько раз методом нажима пытался решить политические проблемы в Дзержинске. Можно вспомнить о том, что довольно долгое время региональная «Единая Россия» оставалась без секретаря политсовета. Все эти факты вряд ли свидетельствуют о нормальном диалоге Шанцева с политически активным слоем общества в Нижегородской области…

Губернатор Валерий Шанцев услышал и понял намеки полпреда президента Рапоты. Поэтому в завершающем слове после голосования он заверил, что никаких тревог по поводу диалога быть не может. Но это только слова. Дела в течение пяти лет были иными. Тут уж ничего не поделаешь — любит Валерий Павлинович наращивать политическое напряжение на чужих площадках.

Еще один намек из уст полпреда президента в ПФО Григория Рапоты заключается в следующем. Мол, Валерий Шанцев знает, что делать для развития Нижегородской области и может выбрать главное из нерешенных пока задач. Дескать, у депутатов регионального парламента — как у ярких личностей — свое видение первоочередных проблем, но губернатор умело выбирает из них наиболее важные.

Вот уж где подводит чутье Валерия Шанцева, так это при выборе главного. Достраивать за другими необязательно подразумевает собственный выбор приоритетов. Но суть не в этом. Как можно умело выбирать главное, если текущая ситуация в разы или даже на порядок приукрашивается, а прогнозы по срокам, судя по последствиям, делаются абсолютно неправильные?

Тут можно в сотый раз говорить о Доме правительства, физкультурно-оздоровительных комплексах, канатной дороге на Бор через Волгу. Это реально приоритетные проекты? Даже на заседании Заксобрания Валерий Шанцев неправильно оценивал ситуацию в сельскохозяйственных районах. Он заявил о том, что в последние полтора-два года приток людей в село превысил их отток. Огромное число селян зарабатывают в крупных городах вахтовым методом. Поэтому практически все, о чём говорит Шанцев,?— бюрократические иллюзии. Может быть, он считает жителей коттеджных поселков? Кроме того, в последнее время появилась тенденция прописываться в селе, а жить в городе. Есть и еще одна негативная линия: люди теряют по разным причинам жилье в городе, а их вывозят в сельскую местность на полубомжовом положении. В любом случае нужен серьезный анализ ситуации, а нам в лицо заявляют, что на селе все нормально. В то время как положение просто критическое. Особенно на севере области.

Из той же оперы утверждения, что через два-три года мы по всем видам сельскохозяйственной продукции, в том числе и по мясу, решим проблему продовольственной безопасности. Как это можно сделать, если в течение двадцати лет сельское хозяйство теряло поголовье? Конечно, как и все в этом мире, высокопродуктивный скот можно закупить. Но если производство мяса останется нерентабельным, а для выплат кредитов нужно резать скот или банки его просто заберут, то через некоторое время все вернется на круги своя. Нынешние дотации на килограмм прироста скота невелики и принципиально мало что решают. Но мы обязательно будем следить за усилиями губернатора Шанцева оказаться по мясу впереди планеты всей.

Губернатор Валерий Шанцев, будучи опытным политиком, понял, что начали обсуждаться не те темы, которые бы ему хотелось. Поэтому он решил отыграть проблему диалога в свою пользу. Валерий Павлинович дал понять Григорию Рапоте, что диалог с полпредством Дмитрия Медведева при этом президентском аппарате складывается понятнее, чем раньше. Но дальше Шанцев допустил промах. Он заявил, что сейчас неплохо складывается согласие и сверху, и снизу. Получается, что нижегородский губернатор так ничего и не понял. Вместо нормального диалога у него кто-то наверху, а кто-то внизу. И в таком положении якобы все о чем-то полюбовно договариваются, по взаимному согласию сторон. Надо полагать, что полпред президента Рапота под диалогом имел в виду что-то совсем другое.

Виктор Деменев