10-07-12

Культурный слой

Возможные миры…

…Человек с фотоаппаратом создает их, бродя по улицам мира

Вы заметили: названия различных художественных проектов все чаще содержат в себе указания на вещи и места, которых… нет: многосерийные «Возможные миры» в Арсенале, «Город, которого не будет» Николая Цыганова, исчезающие«Лики старого города» Николая Мошкова в рамках проекта «Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы» в вернисаже под открытым небом на Большой Покровке. Исчезающий топос просачивается на чувствительную фотопленку, проявляется в видеосюжетах — чтобы быть задержанным или сконструированным заново. Художником.

 

Looking Up! Найди красоту…

«Взгляни вверх!» — название международного проекта фотохудожника из Сарова Дениса Алышева можно перевести и в такой требовательной форме.

«Как часто, идя по улице, мы смотрим только под ноги. Наверное, это правильно. На ногах надо стоять твердо в этой жизни. Но если смотреть только под ноги, то все будет какое-то грустное. В повседневной жизни мы только и видим город на уровне витрин магазинов, автобусных остановок и таких же прохожих, смотрящих под ноги.

Однажды, стоя на автобусной остановке, я посмотрел не вниз (чего я, собственно, там не видел!), а вверх. Те же дома, но насколько они по-другому выглядят там, выше витрин магазинов!..»

Эта почти дневниковая страничка предваряет фотосерию Дениса «Looking Up! Find Your Beautiful Glasgow», выставленную в Интернете и периодически пополняемую автором. И перекликается со словами, сказанными Владимиром Капелько: «Люди, оторвите свои глаза от импортных шмоток и лимузинов. И посмотрите на звезды». Но звезды слишком далеко, красоту можно обнаружить и ближе. А Глазго — потому что Денис живет и работает в Глазго. Но так же точно можно призвать найти свой собственный прекрасный город. Саров. Нижний. Токио. Любой. Но не на уровне витрин, банкоматов и асфальтовых заплат. Другой. Непривычный. Это вертикальное направление взгляда, оказывается, вовсе не уводит от реальной жизни — оно ее углубляет. Позволяет заметить то, что в привычной горизонтали мы пропускаем.

38-летний Денис Алышев, член шотландского Queen`s Park Camera Club (старейший британский фотоклуб, основан в 1946 году) и независимого объединения Scottish Photographers, один из интереснейших фотохудожников, живущих на Британских Островах, обладатель престижных премий в области фотографии, родился и вырос в Сарове. Там же сегодня живут родители Дениса, к которым он часто приезжает. Там же — пристально следят за его работами, обсуждают творческие удачи и сплетничают про личную жизнь. Всё, как положено! Одни радостно рассматривают его фотографии и радостно же вспоминают, что «еще от отлично танцует, а его жена перед Новым годом выиграла национальные соревнования по бальным танцам в Шотландии, а занималась у Игоря Дудорова. Так что наши молодцы, нигде не пропадут!». Другие — считают необходимым заявить, что Алышев «не нашел свой творческий фотографический почерк», не забыв при этом дать ссылку на собственные фотоработы. Все как везде: бескорыстная радость и — зависть.

Но взгляд-то как раз у Алышева есть. И есть внутренняя свобода в отстаивании этого взгляда — работой, а не в словесных поединках.

Координаты внутреннего мира

На фотографиях Дениса Алышева мир предстает в неожиданном соединении сиюминутного, сегодняшнего и вневременного — вечного. Я бы назвала это отличительной чертой его работ. Вряд ли такое сцепление времен планируется и рассчитывается заранее, просто это — тот самый взгляд. А художник — это и есть взгляд. И потому Денис видит и умеет передать соотношение масштабов и ритмов в горном шотландском пейзаже, напряженную ритмику урбанистических плоскостей, симфонию цвета и формы в развешанных на разном уровне абажурах в городском кафе — целая философская ­новелла о разном цвете и свете. Есть взгляд — и все снятое на камеру вырастает до символа. Вот почти очеловеченное окно в глухой стене с буйно растущими прямо из камня цветами. Вот в готическом проеме арок священник в сутане и… говорящий по сотовому телефону. Яблоки в инее — одухотворенные, дышащие. Портовые чайки, сидящие на канатах, — живая цепь из белых птиц. Калитка, ничего не отворяющая — перекрывающая то ли лесную, то ли парковую дорожку, — вход в еще один несуществующий мир, в Эльфхейм. Мощное цветение диковинных кустов, белое и красное, почти стихотворный ритм ветвей, и сами кусты — как непрочитанное стихотворение… Или вот: нежный, не для уха людей, диалог цветущей яблоньки и старой одинокой скамейки. Прочти андерсеновская история. И «правильное» мироощущение: рождественские сюжеты про то, что всё вокруг нас — живое и может говорить с нами не только в ночь Рождества.

Алышев охотно и много снимает следы, которые оставляет человек на Земле. Это тоже — взгляд. И целая философия. Иногда это — следы в самом прямом смысле слова, целые серии следов: на мокром песке, на свежевыпавшем снеге, на мокрых заснеженных ступеньках. А иногда — следы символические: сплетающийся узор резных сводов Рослинской часовни, гирлянды костей в интерьере знаменитой церкви в Кутна Гора, Танцующий дом в Праге. Женские босоножки, сброшенные на мостовую: еще одна новелла, прямо как «Ботинки» Ван Гога. Раскручивающаяся спираль лестницы, внутри которой, где-то там, на дне, уютно устроился молодой человек, рассматривающий художественный альбом, — позитивный образ мира. Образ идеальной, умиротворенной «вписанности» в этот мир, со всеми его измерениями. Рядом — совсем другой ракурс. Два буддийских монаха, один — в белом «намордничке» от гриппа: общение в современном мире становится все более небезопасным. А как вам эта вот жанровая сценка? Сняты одни только ноги, но ведь это почти танго — отношения, напряженность, музыка! И усмешка наблюдателя, «схватившего» момент.

Вид из окна

Мой вопрос о любимых вещах в жизни (что бы взял с собой в космическое путешествие?) и какой у него сейчас вид из окна, он сознательно пропустил: британская (уже) сдержанность в общении с малознакомым человеком. А вид из окна может быть разным. Особенно когда все время путешествуешь. Я не стала настаивать — фотографии говорят больше об авторе, чем он сам о себе. Так и бывает: художники не слишком любят говорить, объяснять — кивают: вот, смотрите, тут все, что я хотел сказать.

— Денис, а почему случилась Шотландия?

— Я никогда не думал жить и работать за границей. Меня устраивала работа в Сарове, там у меня был и остается большой круг друзей. Свободное время тоже было куда полезнее или приятнее потратить — много фотографировал, занимался бальными танцами, путешествовал на байдарках, велосипеде, на лыжах. Это все мне очень нравилось, и именно этого мне немного не хватает сейчас. То есть особых причин, по которым многие уезжают из ­страны, у меня не было. Но была мечта побывать в Шотландии. Почему именно Шотландия? Трудно было объяснить тогда и легко — сейчас. Случилось все просто и неожиданно. Мне предложили работу в небольшой фирме в Глазго, работа по специальности, связана с компьютерной техникой. И я согласился поехать на три года работать по контракту.

— Вы стали настоящим англичанином, который ест по утрам овсянку, или привезли с собой «отечественные» привычки?

— Я остаюсь гражданином России и не тороплюсь становиться британцем. Англичанином не стал в силу того, что здесь — Шотландия… Русские привычки остаются, советские отходят. Я горжусь тем, что я русский, пусть даже многие русские, живущие здесь, не разделяют мою позицию.

— Где вы учились фотографии?

— Специально нигде не учился. Фото­графирую со школы. С того момента, когда родители подарили мне фотоаппарат «Зенит Е». Потом все закрутилось само собой: ходил в киностудию «Эра», которой руководил Виктор Гусаков, потом в слайд-клуб, где встретил много интересных фотографов — Андрея Синельщикова, Романа Яровицына, Александра Козлова, Геннадия Драгунова.

— А почему появилась потребность выставить снимки в интернете?

— Время от времени получаю письма от людей, которым нравятся мои фотографии. Это приятно, не скрываю.

— Несколько лет назад у вас был интернет-проект «Picture Of The Day» («Фотография Дня»), и вы рассылали на e-mail подписчикам снимки с небольшим комментарием…

— Да, это был небольшой проект, он включал чуть больше 1000 подписчиков и вышло всего около 150 выпусков.

— Там был всегда неожиданный подбор «фотоленты». Помню, например, пять снимков: мосты, жанровая сценка — парень в килте в каком-то супермаркете, дымящиеся после дождя горы, балкончик с чугунными перилами-нотами, телефонная будка, утопающая в красных тюльпанах. Такие разноликие срезы жизни. Яркие. Это было здорово — получать на свой мэйл составленную лично для тебя фотосерию: я хотела бы иметь дома такой альбом и перелистывать «настроения дня»!

— А я хотел бы со временем дополнить эти выпуски и опубликовать их как альбом. Если найдется спонсор…

— А что вы больше любите снимать — людей или природу? Или людей как часть природы?

— Все-таки портреты людей всегда были и остаются моим любимым жанром в фотографии. Но страна, в которой я сейчас живу, очень красивая, и я стал снимать пейзажи тоже. Мой обновленный сайт включает новые разделы «Портрет» и «3 D (стерео) фотография».

— А это как?

— Проще увидеть, чем рассказать… Стереофотографией я стал заниматься около трех лет назад. Это особый вид фотографии, который позволяет видеть изображение в объеме. Существует множество способов увидеть стерео-изображение, начиная с самого простого, параллельного просмотра или сине-красного разделения изображений до полноцветного поляризационного проецирования.

— Ну вот и заговорил инженер…

— Ну да. Я пошел по самому сложному пути и сделал своими руками проекционную систему для стерео-слайдов. Её использую для 3D слайд-шоу в фотоклубе. Русские, как известно, не боятся браться за сложное и малознакомое дело, потому, наверное, все и получилось. Как в поговорке: глаза боятся, а руки делают.

— Каков ваш круг общения?

— У меня остались друзья в России, с которыми я поддерживаю связь. Есть друзья среди русских и британцев в Шотландии. К сожалению, не всегда остается время на качественное общение.

— Фотохудожник — это наблюдатель или…?

— Фотограф всегда есть наблюдатель. Хороший фотограф — это внимательный наблюдатель.

***

Он много путешествует по миру. Любимое место на Земле — Япония. Недавно сообщил, что теперь «свободнее говорит и читает на японском, хотя это еще очень низкий уровень». В Японии живет друг: «Сходили с ним в горы, в онсен (японские бани), жаль только, что не особо много удалось пофотографировать». Недавно нашел одного любителя полетать на маленьком самолете над шотландскими горами — будут новые съемки. Стереосъемки гор. Ему интересно жить. А рецепт один: «Looking Up!».

Елена Чернова