10-07-19

Экономика

Красивое слово — «инновация»

Участники заседания Сто­лы­пин­ского клуба, прошедшего в Нижнем Новгороде, обсуждали «Блеск и нищету нижегородских инноваций». Говорили о провозглашенном президентом инновационном пути развития России — и перспективах его реализации непосредственно в Нижегородской области. Приглашенные чиновники нижегородского правительства красноречиво отсутствовали.

Эдуард Фияксель полагает, что инновационными технологиями в Нижегородской области заниматься сложно

«Живые» и «мертвые»

Профессор нижегородского филиала Высшей школы экономики Эдуард Фияксель сообщил собравшимся, что по инновационному потенциалу Нижегородская область находится на четвертом месте в стране — сразу за Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом. В Нижнем Новгороде в начале «нулевых» была создана первая в стране ассоциация так называемых «бизнес-ангелов», то есть инвесторов, сознательно и планомерно вкладывающих средства в инновационные проекты. Имеется в регионе свой бизнес-инкубатор, в котором та и ли иная инновационная идея имеет шанс быть воплощенной в реальное производство. Однако Эдуарду Михайловичу представляется, что власти региона занимаются инновациями скорее по инерции, нежели с внутренним энтузиазмом. Показательный пример. Самого Фиякселя, имеющего многолетний преподавательский опыт, а также опыт работы в крупных бизнес-проектах исключили из Совета по предпринимательству при правительстве Нижегородской области. Это решение было мотивировано тем, что «от Фиякселя много шума». В то же время губернатор Пермской области Олег Чиркунов предложил отвергнутому нижегородскими чиновниками ученому переехать в Пермь и заниматься инновационными делами. При предоставлении карт-бланш от руководства края.

В правительстве Нижегородской области существуют целых пять министерств, которые занимаются проблемами предпринимательства, каждое из которых ведёт собственные программы поддержки бизнеса. По мнению Фиякселя, региону необходим единый предпринимательский центр, стоящий над министерствами, которые так или иначе распыляют свои усилия. Особый интерес вызывает региональная инновационная статистика. Например, согласно отчетам Нижегородстата, в регионе сегодня функционируют около пятисот предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Цифра солидная, которой при случае всегда можно похвалиться в Москве. Однако Фияксель утверждает, что «живых» инновационных бизнес-проектов в статистическом отчете не более 10?%. «Нехорошую» статистику был вынужден прокомментировать председатель нижегородского отделения общественной организации «Деловая Россия» Павел Солодкий. По словам Солодкого, в той же торговле около трети зарегистрированных бизнесов «мертвые» и вычислить «живых» порой бывает крайне сложно. Предприниматель регистрирует свое предприятие в налоговой службе и не начинает предпринимательскую деятельность, аккуратно при этом сдавая «нулевые» декларации о доходах или вообще игнорируя любые государственные органы. Такая нездоровая практика может использоваться годами, и большинство это устраивает. Больше всех — чиновников, которым не может не нравиться «бумажный» рост.

Миф о нижегородском автокластере

В областном правительстве существует профильное министерство промышленности и инноваций. Эдуард Фияксель заявил, что о конкретных результатах деятельности по поддержке инновационных проектов этого правительственного подразделения он никогда не слышал. Мы не станем утверждать, что это однозначно так. Тем не менее, громких инновационных проектов нижегородской общественности действительно пока не представлено, хотя, возможно, все еще впереди. Безусловно, добавить в название министерства модное слово, которое часто повторяет российский президент,?— это одно, а планомерная работа по внедрению инноваций — немного другое. Здесь интересен опыт Германии, о котором рассказал присутствующий на заседании Клуба немецкий специалист. Немецкое инновационное ведомство называется немного старомодно — министерство науки и развития, однако занимается реальным инновационным процессом. При этом чиновники отчитываются о проделанной работе не перед губернаторами (их там просто нет) или канцлером, а непосредственно перед налогоплательщиками, строго следящими за тем, как расходуются государственные деньги.

Невозможно ни на базе ВАЗа, ни на базе ГАЗа, которые уже давно являются «покойниками», создать автокластер — в Нижегородской области реальнее думать о воссоздании наукоградов, вроде Сарова, заказчиком для которых было бы уже не государство, а рынок, — считают эксперты Столыпинского клуба. — Поэтому мы должны выходить не на губернатора, а напрямую на президента

У нас зачастую чиновники тупо берут под козырек, выполняя пожелания федерального центра, не особо вдумываясь в содержание актуальных терминов. Последнее время много говорится о так называемых кластерах, в которых концентрируются и воплощаются в жизнь те или иные экономические проекты. Кластеры эти бывают региональные и отраслевые. Отраслевые кластеры в нашей стране (авиация, судостроение, автопром) в той или иной степени разрушены.

Специалисты полагают, что применительно к Нижегородской области речь могла бы идти о сугубо региональном кластере. Но нет — власти упорно стараются закачать деньги в нижегородский автомобильный кластер. «Невозможно ни на базе ВАЗа, ни на базе ГАЗа, которые уже давно являются «покойниками», создать автокластер — в Нижегородской области реальнее думать о воссоздании наукоградов, вроде Сарова, заказчиком для которых было бы уже не государство, а рынок,?— считает Фияксель.?— Поэтому мы должны выходить не на губернатора, а напрямую на президента».

Кстати, то, что сейчас хотят создать в подмосковном Сколково, — типичный пример регионального кластера, своего рода выставки достижений народного хозяйства. Конечно, Сколково никогда не будет российским аналогом американской Силиконовой долины, потому что у нас не существует соответствующей научной базы для этого. Но ВДНХ нового времени — почему бы и нет? В Сколково могли бы реально встретиться инвестор и инноватор, и это стало бы прорывом для России.

Даешь «нановость»!

По словам председателя Комитета промышленного планирования Торгово?­про­мышленной палаты Нижегород­ской области Александра Аносова в России об инно­вациях говорят последние два ­десятка лет. Категорично утверждать, что воз и ныне там, наверное, нельзя — 170 российских городов имеют успешный опыт внедрения инновационных проектов. Тем не менее проблем — выше крыши. До сих пор нет специального закона на злободневную тему, отсутствуют льготы на импортозамещающее оборудование, нет единой цепочки внедрения инновационных технологий. Отсутствует сама система инновационного лифта.

Тем не менее чиновники держат нос по ветру. Возьмем модные сегодня нанотехнологии. Сами по себе они — лишь малая часть новых материалов. И нанотехнологиями не исчерпывается весь спектр инновационных технологий. Однако закаленные в аппаратных интригах высокопоставленные госслужащие сегодня ищут так называемую «нановость» буквально во всем. Есть в твоих разработках волшебное слово «нано» — получай зеленый свет, нет — надо подождать, когда последует указание «сверху».

Кстати, инновации бывают не только технологическими, но и управленческими. Причем последние быстрее окупаются и дают более весомый эффект. Например, для той же сферы услуг управленческие инновации должны быть на первом месте. Но в России не существует системы подготовки предпринимателей, готовых заняться инновациями всерьез. Поэтому российские проекты пачками везут на Запад, где по крайней мере существует льготное налого-обложение. Венчурные полугосударственные фонды в России не решают проблемы, просто потому что оперируют слишком малыми средствами.

Нижегородский предприниматель Михаил Кочетов высказал опасение, что инновационный бизнес может быть подвержен рейдерским захватам, как и любой другой, что останавливает желающих рискнуть предпринимателей.

«Высокотехнологичного бизнеса это не касается, потому что мозги не отнимешь»,?— парирует в ответ Эдуард Фияксель.

Участники заседания СК приняли обращение к правительству Нижегородской области, в котором изложили свои соображения и замечания по поводу развития инновационных технологий в регионе. То есть все-таки не стали нарушать субординацию и слать челобитную прямиком Дмитрию Медведеву.

Сергей Анисимов