10-08-02
Общество
Дело житейское?
Картинки с натуры
Казалось бы, повод для разгоревшегося в маршрутке скандала был мелочный. Не фигурально, реально мелочный. Женщина передала за проезд бумажную сотню, водитель (кондуктора в салоне не было) сдал ей две бумажные десятки и гору мелочи в придачу. Отказавшись взять 86 рублей в таком виде и объяснив, что у нее кошелек от пятаков разорвался и вся медь рассыпается по сумке, женщина попросила дать сдачу бумажными деньгами.
Водителю ничего не стоило войти в положение пассажирки и выполнить ее просьбу — перед ним в коробочке в идеальном порядке были разложены многочисленные пятидесяти- и десятирублевые купюры. Однако же в ответ на просьбу он начал материться. Водитель ругался так, будто его попросили как минимум поделиться выручкой. Вся перепалка длилась недолго, маршрутное такси не проехало за это время и одной остановки. Оскорбленная неадекватным поведением женщина попросила остановить автобус и вернуть ей ее 100 рублей — ехать дальше с таким агрессивным шофером она не хотела. Водитель же решил не сдаваться и твердо стоял на своем: «Забирай что тебе дали и проваливай».«Почему вы мне тыкаете? Кто вам дал право так разговаривать со мной?» — женщина была возмущена, но держала себя в рамках приличий. Зато водитель дал волю и словам, и чувствам, и темпераменту. И тут в перепалку включились испуганные пассажиры, прежде бывшие просто зрителями спора: «Женщина, прекратите нервировать водителя. Разве не видите, до чего вы его довели? Мы хотим добраться до дома живыми».
Был шестой час вечера, и в автобусе, пока еще не забитом до отказа, большинство возвращалось с работы. Получивший моральную поддержку водитель на глазах стервенел и распалялся все больше: «Если ты такая гордая, поезжай на такси, я не сбербанк, чтоб деньги менять. Скажи спасибо, что не десятикопеечными сдал» На вид водителю было года двадцать три, не больше, пассажирка выглядела почти вдвое старше, но это обстоятельство не имело для парня никакого значения. Он чувствовал себя абсолютным хозяином положения, поэтому громко и смачно поминал мать после каждой реплики. Как ни странно, большинство пассажиров это не возмущало и не трогало. Они были явно на стороне водителя. Лишь одна молодая женщина, желая прекратить скандал, предложила пострадавшей свою помощь: взяла мелочь себе, а ей взамен дала бумажные купюры. Инцидент был исчерпан, пассажирка, ставшая причиной скандала, вышла из автобуса. На глазах ее блестели слезы…
«Сама виновата, сама и получила», — прокомментировал один из пассажиров. «Наглая какая, — поддержала его соседка. — Хотела, наверное, за так проехаться — не вышло». Молодая женщина, разменявшая деньги и явно не желавшая вступать в дискуссию, после этих слов не выдержала: «Неужели вы не понимаете? Человека публично унизили, оскорбили — и за что? За невинную просьбу. Даже если она сто раз не права, водитель не должен себя так вести. Он при исполнении служебных обязанностей, ему доверили перевозить людей…».
После этих слов загудел весь автобус, публика разделилась. Большинство поддерживало водителя, человека два-три, на вид скромные, тихие и интеллигентные, робко говорили что-то вроде: «в Европе такое недопустимо» и «у нас хамская страна, поэтому грубость никогда не наказывается». Водитель слушал и недобро помалкивал, поглядывая на дискутирующих пассажиров в зеркало заднего вида. Не дожидаясь, когда обстановка снова накалится, женщина, выступившая в защиту, вышла из салона, не доехав своей остановки. К счастью, она записала номер автобуса и телефон организации, которой принадлежало маршрутное такси — ООО «Рустранс».
…Произошедшее в маршрутке мы писали со слов этой женщины. Она рассказала о случившемся по телефону на следующий день. Просьба ее к редакции «Новой» в Нижнем» заключалась не в том, чтобы мы помогли наказать водителя-хама (она сама позвонила в ООО «Рустранс» и пожаловалась директору). «Меня напугало то, насколько люди привычны к хамству, насколько они терпимы к нарушению норм поведения и готовы все принимать и со всем соглашаться, — с волнением говорила она и продолжала свою мысль, боясь, что нам она будет непонятна. — Ведь это значит, что завтра жертвой агрессивного водителя или его плохого настроения может стать любой из нас, мало ли чем мы не угодим его «высочеству». А мат в разговоре водителя с кондуктором или друзьями? А тюремные песни на большой громкости? Почему мы с утра или после напряженной работы должны безропотно слушать все это?».
Женщина также задавала вполне конкретные вопросы, а именно: как может пассажир себя защитить в данной ситуации, кому следует сообщать о грубом поведении водителя и какие меры воздействия, применяемые к частным пассажирским перевозчикам, существуют на сегодняшний день?
Мы постарались ответить на каждый из этих вопросов. Из бесед с сотрудниками правоохранительных органов узнали, что отработанной схемы действия в подобных ситуациях нет. Вызвать милицию в салон движущегося по маршруту автобуса довольно затруднительно. Почти нереально даже в случае, когда дело доходит до мордобоя. На сигнал об оскорблении или бестактном поведении водителя дежурная часть, скорее всего, просто не отреагирует, поскольку в нашей стране понятия «честь» и «достоинство» — не более чем малоупотребительные юридические термины. Составить протокол о публичном оскорблении словом или действием дежурные милиционеры не смогут (нет практики, потому что не было прецедентов). Иными словами: отстаивание права пассажира на уважительное к себе отношение — дело исключительно личное. Даже если оскорбленному пассажиру удастся заручиться поддержкой двух-трех свидетелей (что маловероятно, судя по описанному случаю) и записать их номера телефонов, то вытащить их на судебное заседание будет очень нелегко. То есть от этой мысли можно сразу отказаться.
Второй способ наказать водителя — написать жалобу в вышестоящую организацию. В данном случае их две: отдел пассажирских автобусных перевозок городского департамента транспорта и транспортный отдел управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Жалобу можно отправить по почте, обычной или электронной, с обязательным указанием обратного адреса, имени и фамилии. Анонимные обращения не рассматриваются.
Какие меры применяются к горе-водителям? Вышестоящие организации по каждому факту проводят проверку, для чего обращаются в организацию, владеющую данным транспортным средством и принявшую на работу провинившегося водителя. Руководство организации, имеющей лицензию на осуществление пассажирских перевозок и отвечающей за их качество, может вынести своему работнику предупреждение, строгий выговор с занесением или, если это не первый сигнал, уволить водителя. Особенно действенной мерой считается лишение премии по итогам месяца или квартала. Кстати, в описанном выше случае водитель, по словам замдиректора ООО «Рустранс» Виктора Белова, понес именно такое наказание. Также после каждой жалобы руководители транспортных предприятий вынуждены уделять внимание не только безопасности перевозок и технической исправности автобусов, но и качеству обслуживания, культуре поведения своих работников, что тоже немаловажно для пассажиров.
Так что всем, кто ездит общественным транспортом, можно посоветовать: не нервируйте водителя, будьте вежливы и корректны, но если столкнулись с грубостью шофера или кондуктора, не миритесь с ней. Записывайте номера и телефоны вышестоящих организаций, сигнализируйте о всех имевших место фактах, и может быть, ситуация изменится.
Вера Кострова