10-07-26

Политика

Ни войны, ни мира, а армию распустить

Пятилетняя элитная война 2005—2010 годов практически завершена, и победителей в ней не оказалось. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сохранил свое место. С высокой степенью вероятности это можно сказать и о главе Нижнего Новгорода Вадиме Була­винове после того, как было решено, что он единолично возглавит муниципальный список партии «Единая Россия» на октябрьских выборах в городскую думу.

Неслучайные разногласия

Говоря о пятилетней элитной войне, нельзя утверждать, что между Шанцевым и Булавиновым были только стычки и противоречия. Они вместе шли в тройке «паровозов» «Единой России» на федеральных и областных выборах. Нередко принимались совместные решения, достаточно успешно реализуемые. Можно вспомнить комплексное благоустройство микрорайона Мончегорье, строительство ФОКа в Ленинском районе или метромоста через Оку…

Хотя, конечно, противоречий было больше. Это и борьба за полномочия конца 2005 года — начала 2006 года, когда Шанцев заявил, что Булавинову они не нужны, так как он своими возможностями не пользуется. Вспоминаются протесты губернатора по поводу акционирования «Водоканала». Много было споров по застройке отдельных территорий, по планам строительства. Мэр не поддерживал строительство нового оперного театра, футбольного стадиона. Он возражал против дальнейшего насыщения Нижнего Новгорода торговыми центрами, в том числе под площадями Минина и Горького. Дискуссии были по принятию жилых домов в эксплуатацию, по финансированию метромоста, по распределению денег от земельных участков. Звучали взаимные обвинения по благоустройству территорий. Мэр и губернатор без пиетета оценивали достижения друг друга.

Так, Булавинов никогда высоко не оценивал достройку нижегородского цирка. Неоднозначно, мягко говоря, оценивалась работа инвестсовета при губернаторе. Квинтэссенцией противоречий стало противопоставление москвичей («саранча, которая прилетит, пожрет и улетит») и нижегородцев, которым здесь жить.

Противоречия между губернатором Валерием Шанцевым и мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым обусловливались как системным фактором конт­роля над одной и той же территорией, то есть объективными обстоятельствами, так и межличностным фактором — субъективными моментами.

Шанцев и Булавинов из разных политических поколений, которые прошли различную школу. Если Валерий Павлинович науку управления познавал в аппаратах райкомов и райисполкомов Москвы, где выживание любой ценой не считалось грехом, то Вадим Евгеньевич стал политиком на волне прямых выборов. Причем он сразу оказался в Госдуме. Мэром Нижнего Новгорода он избрался, не имея достаточно хозяйственного опыта. Считалось, что он может победить Юрия Лебедева на прямых выборах — и это главное. А все остальное полагалось вторичным. Булавинову пришлось учиться управлению городом на марше.

Из некоторых высказываний Шанцева можно сделать предположение, что он мечтал стать мэром столицы, заменить Юрия Лужкова. Пост нижегородского губернатора стал утешительным призом. Булавинов пару раз участвовал в губернаторских выборах, а выборы мэра пропускал. Означает ли это, что политический пост главы региона привлекал его больше, чем хозяйственный пост главы Нижнего Новгорода? Скорее да, чем нет. И вот случилось так, что Шанцев, находясь на нежеланном посту губернатора, и Булавинов, находясь на нежеланном посту мэра, схватились друг с другом не на шутку. В том числе и для того, чтобы сохранить свои позиции.

Очевидно, что Шанцеву комфортнее работать с теми, кто ему напрямую не подчиняется, из числа сверстников. Поэтому сейчас он доволен позициями председателя Законодательного собрания Нижегородской области и полпреда президента в ПФО. Ведь Виктору Лунину и Григорию Рапоте за 60 лет. Видимо, Шанцев терпел бы в качестве мэра Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, которому тоже за 60 лет. Но Булавинов оказался, на свою беду, на 16 лет моложе губернатора.

Вполне естественно, что фактурный, склонный к самостоятельности, к принятию ответственности за решения на себя Вадим Булавинов не приглянулся осторожному, настроенному по конъюнктуре Валерию Шанцеву, у которого всегда кто-то другой во всем виноват.

От войны к миру

За что же боролись в 2005—2010 годах Шанцев и Булавинов? Проще говоря, за то, чтобы не работать вместе в 2010—2015 годах. А точнее — Шанцев пытался убрать Булавинова из мэров и поставить на этот пост своего человека. Вряд ли Булавинов задавался целью сместить Шанцева и тем более самому занять губернаторский пост. Его задачей было ослабление политических позиций губернатора и в Москве, и в Нижнем Новгороде, чтобы тот не сумел реализовать свои замыслы по городскому кадровому вопросу.

Если и была попытка внести Вадима Булавинова в список потенциальных губернаторов, то только для того, чтобы продемонстрировать: в Шанцеве в Москве не просто сомневаются, но и смотрят в сторону его оппонента.

Политическая борьба была абсолютно логична. Ведь и Шанцев, и Булавинов по праву считались основными претендентами на посты губернатора и мэра в 2010—2015 годах. Не исключено, что Шанцев захочет поработать в Нижегородской области и до 2020 года, выполняя созданную им Стратегию развития региона. Но шансов у него на третий губернаторский срок на порядок меньше, чем на второй.

Что касается Вадима Булавинова, то в октябре для него начнется третий срок работы главой Нижнего Новгорода. Почти гарантированно можно заявить, что после 2015 года он на этом посту работать не будет. Почвы для борьбы за будущее ни у Шанцева, ни у Булавинова больше нет. Скорее даже ­наоборот. Им бы стоило занять ­квазисоюзнические позиции и в рабочем режиме, не без споров, но исключая скандалы и руготню, пройти новую пятилетку до конца. Только это может создать им некоторые перспективы и после 2015 года.

Если до 2010 года они, поедая друг друга, сохранились на своих местах, то теперь, после 2010 года они, поедая друг друга, закроют себе все дороги. Это очевидно. И в Москве это тоже понимают: и тот, и другой к 2015 году свой ресурс как губернатор и мэр исчерпают. А осадок от грызни и скандалов останется. И где они будут нужны с таким клеймом после 2015 года?

Партия войны Шанцеву не нужна

Для таких опытнейших политиков, как Валерий Шанцев и Вадим Булавинов, тут нет проблем в понимании ситуации. Вопрос в том, что на противостоянии Шанцева и Булавинова создалась партия войны. Прошанцевская по своему характеру, она в любое время готова отвязаться от губернатора и начать действовать в самостоятельном режиме.

Понятно, что время сейчас работает против партии войны. У нее нет будущего. Но вбивать клинья между губернатором и мэром там способны, и играть на рабочих моментах они будут. Оставленная без попечительства армия может обидеться и на Шанцева. Денег затрачено много, а результата нет.

Актуальнее сейчас партия мира, которая могла бы гасить противоречия между областной и городской властями, смягчать межличностные конфликты. Чтобы в регионе шла нормальная размеренная работа до 2015 года. Это в интересах и областного правительства, и администрации Нижнего Новгорода, и первых лиц.

Виктор Деменев