10-08-02

Политика

Праймериз по-нижегородски или Побеждают проигравшие

Партер нашего нижегородского политического театра сидит с круглыми глазами на очередной скандальной премьере «Единой России» и судорожно ест попкорн комментариев партийного руководства. Праймериз в городскую думу у партии власти вышли такими зажигательными, что их результаты было страшно объявить в течение полутора месяцев. Вызревает решение поддержать всех действующих депутатов, прокатив ряд победителей праймериз.

Невезучие праймериз

Западные демократии, придумавшие праймериз, наверное, зарыдают, увидев, во что превращена эта процедура российскими единороссами. Нижегородские партийцы берутся за этот гуж уже не первый раз и каждый раз убедительно доказывают, что не дюжи вывезти эту демократическую поклажу. Ну каждый раз развязывается пупок. Первые попытки поиграть в праймериз были продемонстрированы перед выборами в Государственную думу, когда местные активисты проигрывали никому неизвестным москвичам и громко взывали к справедливости. Ну, справедливости ради надо отметить, что москвичи, став депутатами, напрочь забывали, где на карте России находится Нижегородская область. Правда, тогда единороссы утверждали, что процедура по выбору достойнейших из достойных просто еще не отработана.

Отточить механизм праймериз на муниципальных выборах весной этого года тоже в должной мере не удалось. Многие районы пока так и остаются удельными княжествами сильных глав, которые жестко взяли под свой контроль проявление западной демократии. Все прошло четко и не очень прозрачно. Ну, оскандалились в ряде районов, почистили свои ряды от скандалистов и забыли. Главное было впереди – выборы в городскую думу областного центра. Мол, вот тогда все будет четко и открыто. И ведь не врали – праймериз в городскую думу стали совершенно четким скандалом, открытым для всех. И пока не слышно, в каком регионе партия сумела бы так оскандалиться.

Начало было многообещающим. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, на рейтинге которого «Единая Россия» решила выехать в эту выборную кампанию, еще с конца 2009 года получил в городской думе оппозицию. И не идеологическую вроде справоросской или коммунистической, а противников «той же крови». Эти оппоненты обладают ресурсами, политическими амбициями и в их тылу маячит Белый дом со штандартом губернатора. Поэтому праймериз сразу дали интригу наблюдателям, наполнившим партер нашего политического театра. Согласно принципам праймериз и здравому смыслу, на округах с оппонентами городской власти появились новые фигуры.

Вообще, каждый следующий состав городской думы обычно получал обновление, если не считать каких-то древних динозавров, которые сидят в гордуме с незапамятных времен, изображая политически бессмертных. Поэтому появление новых людей было воспринято нормально, если не исключать заячьего визга, поднятого оппонентами. Олег Сорокин и Алексей Гойхман наиболее явно начали реально опасаться за свое политическое благополучие. Впрочем, потери города в случае неизбрания нескольких бизнесменов депутатами были бы несоизмеримо меньше, чем потери их бизнеса от пропажи депутатских значков с лацканов пиджаков этих предпринимателей.

Страх перед проветриванием

Именно округа Сорокина и Гойхмана стали самыми скандальными в ходе праймериз. Олег Сорокин был удостоен чести сразиться с самим мэром Вадимом Булавиновым, который задолго до праймериз обещал пойти по одномандатному округу. Несопоставимость рейтингов сыграла свою роль – действующий депутат Сорокин остался за бортом. Господину Гойхману достался в противники в политике ранее не засвеченный промышленник Дмитрий Барыкин. Правда, надежда вытереть ноги о политического новичка, который предпочитал завод самопиару, не осуществилась, и депутат Гойхман тоже остался за бортом. Заметьте, это все нормальная политическая борьба. Ничего страшного в том, что ряд действующих депутатов не смогли удержаться, нет. Они не священные коровы и до них, с политического поля уходили и более авторитетные фигуры. А вот дальше началось шапито. Впрочем, цирк вообще любимое детище одного из политических лагерей в регионе.

Нижегородское региональное отделение «Единой России» прошло огонь, воду и медные трубы в постлюлинские времена. Это и уголовные дела с причастностью лидеров отделения, и внутренние противоречия, и недостаточные показатели, и занесение отделения в черный список партийным руководством. Таблеткой от этого кошмара смотрелся новый секретарь политсовета Александр Тимофеев. Потом сказали, что таблетка «техническая». Теперь понятно, что это было слабительное, так как руль в руках держится слабо, и некоторых единороссов просто понесло. Заячий визг по поводу проигрыша праймериз вылился в скандальные пресс-конференции, на которых проигравшие открывали общественности глаза на технологию проведения нижегородских праймериз. Как при этом менялось отношение той самой общественности к партии власти – можно только предполагать. Партия о дискредитации не заявляла так как, видимо, не отнесла речи о поддельных партбилетах и принудительном подвозе населения на свой счет. Что вообще-то странно.

Смирившись с плевками, партия уже полтора месяца не может огласить окончательные результаты праймериз. Вроде как разбираются со всеми жалобами, совещаются и готовят решение. Наблюдатели жуют этот попкорн официальных заявлений. Собственно, согласно неофициальным источникам, решение уже готово. Партия готова поддержать на выборах всех действующих депутатов городской думы. Это нонсенс. Обесценивание собственной процедуры. Новые фигуры, выигравшие праймериз, отсечены. И это несмотря на то, что коридоры гордумы пора уже не просто проветривать, но и вымывать.

Кислая городская политика

Пока об этом все молчат, бывшие проигравшие возвращают себе вид цивилизованных политиков. Помните анекдот, где интеллигентному человеку прищемило голову в троллейбусе? Гражданин матерится последними словами на весь салон, а когда двери его отпускают, он произносит перед потрясенной публикой: «Простите, был напуган». Вот сейчас мы наблюдаем ту же картину. Вроде бы и партию никто не дискредитировал, и лидера муниципального списка никто грязью не поливал, и модную новинку «Единой России» под сомнение не ставил. В общем, проигравшие оппозиционеры, судя по всему, получат полную партийную поддержку и станут вопреки результатам праймериз и собственным действиям кандидатами от «Единой России». Не видят они принципиальной проблемы пройти через выборный шторм под зонтиком «Единой России», держась за фалды Вадима Евгеньевича. И предвыборные газеты этих проигравше-выигравших тоже умиляют. Городские власти плохо работают, но в свои активы вписаны все муниципальные программы, которые выполнялись на протяжении последних пяти лет. Без депутатского участия, кстати, и на бюджетные, то есть городские деньги.

А что же будет с кандидатами в кандидаты, которые по партийному решению, видимо, остаются без поддержки в одномандатных округах, несмотря на победу в праймериз? Нижегородская городская политика кислая, как квашеная капуста. Просто потому, что скулы сводит от одних и тех же персонажей, которые благодаря волшебным значкам депутатским дарят копеечные гвоздички пенсионеркам и строят многомиллионные объекты на городской земле. Это будни депутата-бизнесмена.

Из всех потерь, которые последуют за поддержкой действующих депутатов и удалением новых фигур, прошедших праймериз, сожалеть приходится только о выпадении из обоймы промышленника Дмитрия Барыкина. Помните промышленное лобби в городской думе промышленного города? А что сейчас? В основном те, чей бизнес завязан на городских деньгах, городской земле – строители, коммунальщики, монополисты, торговцы. Партию этот контингент тоже больше вдохновляет, видимо.

Действующих депутатов по осени считают

Если говорить о персоналиях, то вряд ли от такого партийного решения у кого-то задрожат коленки. И внешне выглядящая как сдача позиций уступка Вадима Булавинова на самом деле обернется жесткой кампанией на округах, где формально фаворитами остались действующие депутаты-оппозиционеры. Им не надо забывать, что партийная поддержка – это еще далеко не все. Есть электоральная усталость, есть личное богатство, растущее во время депутатства и раздражающее население, есть невыполненные обещания. Думаю, что выборное чистилище выветрит не одного действующего депутата.

Для новичков процесса, которые, вероятно, приостановят свое членство в партии и пойдут самовыдвиженцами, выборы в гордуму станут настоящей школой. Что такое выиграть вопреки партийному ресурсу, против единоросса знают только редкие закаленные оппозиционеры из числа справороссов и коммунистов. Не станут ли бывшие победители праймериз, ставшие самовыдвиженцами, минами замедленного действия на округах городских оппозиционеров? С некоторыми тяжело бороться из-за их непростого позиционирования. Как, например, бороться главному тренеру не самого успешного футбольного клуба против директора успешного завода?

Кстати, несмотря на ожидания некоторых политологов, ни справороссы, ни коммунисты не обогатились на этой единоросской внутренней войне новыми людьми, хотя могли бы. Дело в том, что пока партии не столь мобильны и готовы предлагать проходные позиции в списках или обеспечивать поддержку по ряду округов чужакам. Искусство политического компромисса не помешало бы этим партиям, укрепило бы их позиции в борьбе против единороссов.

Интересна роль во всем этом единоросского руководства, которое или молчит, или раздает дежурные комментарии. Видимо, провалы по ряду округов и не самые высокие показатели на предыдущих выборах были не столь поучительны. Результаты нынешнего скандала можно будет оценить в октябре.

Денис Никифоров