10-08-02

Политика

Приемный день губернатора

Не хотелось бы с порога отрицательно оценивать работу общественной приемной Путина в Нижегородской области. Все-таки люди что-то делают, подчищают всевозможные недоработки местной бюрократии. Но когда дело доходит до участия крупных начальников в работе путинской приемной, заорганизованность, формализм и показуха просто зашкаливают. Так, видимо, вышло и с приемом губернатора Валерия Шанцева, приуроченным к двухлетию открытия «жалобного приказа» лидера «Единой России».

Из официальных сообщений и информации журналистов можно дать такую оценку произошедшему 23 июля 2010 года в путинской приемной. Под прием главы Нижегородской области с большим трудом наскребли пять-шесть обращений граждан в приемную, на которые можно полностью или частично положительно ответить. При этом обращения не должны быть слишком мелкими (некоторые не проходят по всей бюрократической цепочке, а сразу идут с любой просьбой наверх) или слишком обременительными для областного бюджета. Плюс на самые выигрышные просьбы ответы дает Путин лично в виде писем, которые вручаются в торжественной обстановке.

Неслучайно, что подготовка к приему Валерия Шанцева шла как минимум полтора месяца. Именно тогда на беседу к губернатору были записаны шесть просителей. Их вопросы были заранее изучены и ответы детально проработаны. НО внешне все должно было выглядеть так, что Шанцев с колес принял 100% положительных решений по просьбам нижегородцев. Мол, вот что значит эффективный и деятельный управленец, который нашел выходы из положений, чего не смогли сделать другие региональные и муниципальные чиновники.

Однако оказалось, что в хорошо срежессированный спектакль вмешались неорганизованные ходоки к губернатору Шанцеву. Их губернатор не принял. Ведь у него не было заготовлено положительного решения на хотелки невесть откуда взявшихся просителей. А портить статистику положительных решений никому не хочется.

Надо отметить, что губернатор Шанцев не является сторонником честного прямого эфира. Только квази-прямой эфир с заранее подготовленными вопросами и ответами. Это чисто партократическая привычка, когда начальство читало доклады по бумажкам даже на международных переговорах. Возникает дилемма – это желание получить максимальный эффект или комплекс неполноценности? Мол, а вдруг будет задан неудобный вопрос, шеф попадет в неудобную ситуацию, не сумев экспромтом выкрутиться?

Понятно, что это старорежимный политический стиль догорбачевской эпохи. Политики, поднаторевшие в ведении дискуссий, ведут себя иначе. Они готовы к спору и даже иной раз ищут его. Это от уверенности в себе, в том, что политический и экономический курс правильный. Есть убежденность, которая отстаивается в диалоге в любой аудитории. У Валерия Шанцева нет этих качеств. Он боится несрежессированного разговора в прямом эфире. Почему? Потому что его величие может сдуться на глазах у изумленной публики.

Допустим, что у Валерия Павлиновича проблемы с реакцией, с экспромтами или он считает, что журналисты – это сволочи. В этом нет ничего необычного. Человек сформировался в брежневские времена, когда все делалось по бумажке и всюду грезилась интеллигентская фига в кармане.

Но тогда не надо представлять губернатора Валерия Шанцева мастером диалога со семи политическими силами и общественными структурами. Если к диалогу с женщиной, матерью ребенка, которая хочет упорно получить ответ на свой вопрос, подключают ФСБ, то о чем может идти речь? Даже если у этой женщины неправильный вопрос, то это все равно позор губернаторской власти. Если, конечно, у нас реально демократические времена. Это не первый случай подобного диалога, когда к разговору подключают прокуратуру, МВД или ФСБ. Казалось, что шанцевская команда поняла всю бесперспективность такого диалога, но оказалось, что она ничего не поняла и ничему не научилась. Натравливание силовиков идет уже не только на журналистов, но и на сорокалетнюю женщину с ребенком, вопросы которой областным властям не нравятся.

Судя по тому, что делает губернатор в последнее время (кадровое назначение Антона Аверина заместителем губернатора, ситуация в приемной Путина, бездарный отчет главы региона и славословия в адрес губернатора со всех сторон), мы еще всякого нахлебаемся в ближайшее время. Ну что ж, шанцевы приходят и уходят, а гражданские свободы, права личности, будь то сорокалетняя женщина с ребенком или кто другой, остаются.

Виктор Деменев