10-08-21

Экономика

Чья-нибудь земля Российской Федерации

Кажется, Андрей Валерьевич Бухаров, возглавивший Теруправление Росимущества в мае 2009-го, этим летом решил показать, кто в доме хозяин. То ли потому что годовщина прихода к не такой уж и маленькой, как выяснилось, власти, то ли потому что «распустились». Раньше вокруг самого концепта «инвестиции» выстраивали красивую пирамидку из позитивных ассоциаций. Теперь всё изменилось. Бухаров большой метлой разогнал «недобросовестных» и уводящих у Российской Федерации её «выгоду».

В конце июля глава Теруправления эксклюзивно, как и то интервью, данное им крупному информагентству, отправил в СМИ большой объём негативной информации об инвесторах, ведущих не последние по статусу и значению проекты. Говорили не в целом, не пересыпая статистическими данными, а чётко и предметно — «Трэйдпарк», ООО «Атлант» и ООО «ПрофСтрой-НН», ведущие строительство «Подсолнухов», и «ДЛ-Лота Парус» были выведены в ­убличное пространство как недобросовестные инвесторы. Первые застраивали территорию возле Речного вокзала (это уже после того, как долго и не до конца успокаивалось общественное мнение по поводу самой возможности строительства двух павильонов прямо на берегу Волги, закрывающих вид на великую русскую реку). Оставшиеся двое сотрудничали с крупнейшими вузами, занимающими далеко не последнее место в рейтинге национальных университетов.

Во времена страшно не публичной власти пресс-конференция с вывешиванием на доску позора трёх конкретных компаний — это многого и дорогого стоит. Значит, это кому-нибудь нужно? Обычно причинно-следственные связи в таких ситуациях неплохо проглядываются — не такая тут глубина. Так что логика должна быть.

Инвестиции — это ведь из разряда долгосрочных вложений. И вроде бы, бились всем правительством. Поставили харизматичного профильного министра, инвестсовет создали и очень много говорили, в том числе и со страниц Стратегии-2020. И вот тут встали прям-таки салтыковско?щедринские, живописные «но».

Одно дело — говорящий о необходимости инвестиций, их росте, благоприятном климате, хороших индексах привлекательности губернатор, чётко артикулирующий все цифры и иностранные названия. Другое дело — создание условий, в которых инвестор чувствует себя человеком, вкладывающим личный капитал в обоюдовыгодное ему и месту его гражданства дело, а не средством извлечения бюджетных и не только денег. Да и не всегда в деньгах суть, как показывает практика.

Одно дело — рассмотреть заявку на заседании инвестсовета, дать добро, а потом выяснить, самостоятельно или посредством дружественных структур, миллион нюансов и аспектов, порочащих честь и бюджет государства или приводящих к их опорочиванию. И другое дело — создать механизм, в рамках которого инвестор действует по правилам. Потому что в противном случае правила, конечно, задаются, но имеют свойство меняться в зависимости от экстренно возникающих нужд конкретных чиновников. Нужды могут быть любыми — демонстрация экономической активности, проявление экономической лояльности, результат экономической мести. Иногда даже бывает результатом невозможности стратегически мыслить и расставлять приоритеты. Или признаком дальтонизма, когда везде мерещится «упущенная выгода». Цвета вообще сложно различать.

Хотя Андрей Валерьевич сам стал жертвой. Правила поведения стражей госсобственности тоже тот ещё кодекс чести. Реальность обязывает. Ибо такой условности, как частная собственность, в России ещё поискать…

Эмилия Новрузова