№80 (1649), 20.08.2010

Политика

Старая колода редеет

Пока эксперты увлеченно разбирались, кому же дали новый пятилетний срок — губернатору или региону — Валерий Шанцев взялся в очередной раз перетрясать свою кадровую перину. И, надо сказать, полетели пух и перья. Думаю, уже можно говорить о том, что из губернаторской команды выпадают два старых аппаратных лиса — сенатор Александр Подлесов и министр внутренней политики Александр Цапин.

Сама мягкость

Помню, как неоднозначно восприняли назначение Александра Подлесова на пост представителя регионального правительства в Совете Федерации. Этот горьковчанин оказался в Москве слишком давно, чтобы его здесь помнили и были ему рады. Но параллели «Подлесов» и «Шанцев» пересеклись именно в столице — партийная работа сближает. Хотя на момент выбора Подлесова сенатором партийный аспект уже скорее разлучал старых знакомых: Подлесов состоял в «Российской партии жизни», в то время как Шанцев шел по «правильному пути» и был в рядах «Единой России».

В спорах о том, какой фактор тогда сыграл определяющую роль в выборе, сломано немало копий. Но товарищ и соратник спикера Совета Федерации Сергея Миронова в качестве своего сенатора — это очень неплохой шаг, обеспечивающий союзника в лице третьего лица в государстве.

Александр Минович, будучи человеком мирным и мягким, являл чудеса дипломатии. Даже его поддержка грандиозных шанцевских планов на тему высокоскоростных железнодорожных линий от Нижнего Новгорода до Москвы, смотрелась естественной. Увлеченный экономикой Японии, он подбрасывал дров в топку мечтаний регионального правительства, которое уже начинало сравнивать восточные провинции с показателями Нижегородской области. Словом, увлечение Востоком, видимо, было привнесено в коридоры шанцевского правительства именно Подлесовым.

Стоит сказать, что не забыл Александр Подлесов и о другом своем боссе — Сергее Миронове, который сколачивал уже другую партию — «Справедливую Россию». В Нижегородской области эта тема прошла бурно, как премьера боевика: участники дрались и не жалели друг друга, зрители пребывали в шоке. Партии, которым был указал путь в «справороссы», единого языка не нашли, их лидеры передрались за влияние и высший пост, распилили ячейки и разбежались по разным углам. Подлесов — как истинный миротворец — решил лично возглавить местное отдаление молодой партии. Несколько лет он занимался попытками запрячь в одну телегу коня и трепетную лань, то есть всех мирил и успокаивал.

В последнее время о его сенаторских заслугах совсем ничего не слышно. Коллега Подлесова, тоже шанцевский ставленник, представляющий в Совете Федерации интересы регионального парламента, Леонид Белов ежегодно развлекает депутатов своими отчетами, объем которых в страничном исчислении только возрастает. Александр Подлесов отчитываться перед депутатами не должен. Что он пишет в своих отчетах и докладах губернатору — никому не известно. Но на днях Александр Минович заявил журналистам, что Шанцев его работой доволен, а вопрос о его назначении еще на один срок будет решаться в октябре.

Не думайте, что октябрь — случайная дата. Подлесов уже не является лидером регионального отделения «Справедливой России», но он продолжает патронировать свое детище. А партия не очень комфортно чувствует себя в регионе. В октябре пройдут выборы в городскую думу Нижнего Новгорода, в которой хотелось бы получить несколько мандатов и воплотить старинную «справороссовскую» мечту о фракции. Потеря Подлесовым влияния ставит под удар Александра Бочкарева, который ведет «справороссов» на выборы.

Кстати, стало известно, кто мог бы заменить Александра Миновича на сенаторском посту, если таковой случай представится. Заместитель полпреда президента в ПФО Валерий Шнякин в ближайшее время покинет свою должность. Место его новой посадки обрисовывают как сенаторское. Ну что ж, может быть, сейчас настало время дружить не со спикером Совета Федерации, а с людьми полпреда, то есть президента. Тем более что упорные слухи о том, что Валерий Шанцев очень нравится Владимиру Путину и не очень Дмитрию Медведеву, продолжают циркулировать даже после переназначения. А тут вот такой маленький комплимент. Президенту и его полпреду, который, конечно же, замолвил пару добрых слов о сотруднике своего ведомства.

Уход дипломатичного Александра Миновича, скорее всего, никто не заметит. Он по сути так и остался москвичом. Несмотря на нижегородские корни.

Входит и выходит — из одной и той же реки

Уход еще одного аппаратного игрока старой закалки, министра внутренней политики Александра Цапина с этого поста — не неожиданность. Это искусство — войти дважды в одну воду. Когда Валерий Шанцев пришел на пост губернатора в 2005 году, он очень нуждался в знакомстве с нижегородской элитой и налаживании с ней нормальных отношений. Для этого ему нужен был буфер, который помог бы в этом. И этим буфером стал Александр Цапин, знавший в регионе всех и его тоже все знали. К тому же, в конце 2005 и начале 2006 годов в Нижегородской области прошел целый ряд муниципальных и региональных выборов. Кто лучше проконсультирует и подскажет, а также направит и укрепит? Конечно, абориген. Желательно, прожженный и опытный. И таким аборигеном стал Цапин.

Когда выборы прошли, настало время проститься. Александра Ивановича передвинули в Общественную палату Нижегородской области. Учитывая возраст Цапина, а также политические реалии, многие тогда сказали, что больше ему на политарене не появиться. Ну что ж, бывает.

Новым специалистом по элите стал привезенный из Москвы, более многословный и ­яркий Сергей Потапов. Он любил пиар больше Цапина, со всеми общался, и редкий праздник, мероприятие в регионе проходили без его активного участия. Главный и громкий вывод, который он сделал, — публично высказанный тезис о том, что в Нижегородской области нет настоящей элиты, каковую и нужно создать. Местное сообщество фыркнуло, а Потапов вскоре переехал обратно в столицу, курировать представительство Нижегородской области в Москве. Это таинственное учреждение якобы было призвано экономить бюджетные средства на командировках чиновников в столицу. Правда, депутаты регионального парламента не разу не восхитились этой экономией, но постоянно вопрошали, зачем мы столько тратим на сие заведение и когда это закончится.

Когда впереди опять замаячили выборы, случилось невероятное — Александра Цапина вывели с периферии и заставили во второй раз войти в реку. И он вошел. Правда, результаты уже никого не впечатлили. Целый ряд выборных кампаний, прошедших в регионе, несмотря на административный ресурс, оказался очень скромным для главной партии. В марте в ряде районов случились громкие скандалы, внутрипартийные и всеобщие, когда, например, коммунисты взяли большинство. Итог не очень весел — Александра Цапина не оставили посидеть до конца октябрьской кампании в Нижнем Новгороде и спешно переводят в полпреды губернатора при региональном парламенте.

Все возвращается на круги своя. Цапин опять будет сидеть в президиуме Законодательного собрания, как когда-то в бытность заместителем спикера ЗС НО. Вообще, путь его как-то очень смахивает на потаповский. Однако есть тонкость: Шанцев второй раз стал нижегородским губернатором, и у него впереди пять лет полномочий. За это время надо много сделать — поправить законодательство, чуток отрезать полномочий у этих и тех, да пришить их себе. Словом, у полпреда могут быть серьезные хлопоты. Депутаты не всегда понимают величие замысла губернатора. Некоторым нужно объяснять. Вот пусть местный знаток элит и объясняет. Вроде как свой — может, и послушают.

Денис Никифоров