10-09-06

Культурный слой

Открытие воздуха

Наступил сентябрь и обозреватели всех мастей, аппетитно похрустывая пальцами, сели за клавиатуры компьютеров — обозревать и итожить. Материал и впрямь благодатный. Тут тебе и жара, которой не припомнят динозавры средней полосы, и апокалипсис горящих лесов, и города затянутые дымом, и парящий над всем этим делом «самолет-амбиция», ведомый вездесущим премьером. Культурный же обозреватель обращает внимание на совсем иные вещи. Лето-2010 запомнится небывалым прежде количеством музыкальных фестивалей, которым не помешала ни жара, ни российская «неритмичность», традиционно мешающая проведению сколько-нибудь массовых мероприятий. Отрадно то, что и Нижний Новгород не остался в стороне. Некогда экзотическое понятие «опен-эйр» потихоньку приживается в российской провинции.

История вопроса

Опен-эйр (анг. open air) — это музыкальный фестиваль на «открытом воздухе». В отличие от обычного концерта на опен-эйре вы можете в любой момент заняться чем угодно — пойти к другой сцене, попить пива, а то и лечь спать,?— при этом ни на мгновение, не выпадая из общей атмосферы мероприятия. Канонический пример опен-эйра — рок-фестиваль «Вудсток», состоявшийся в Штатах в 1969 году. Состав участников был настолько мощным, что записи и кинохроника с феста давно стали рок-классикой. А люди, прожившие три дня на полях фермера Макса Ясгура, рассказывают об этом своим детям.

Однако началось все вовсе не с Вудстока, а намного раньше. В США, где нет проблем ни с усиливающей аппаратурой, ни с мягким климатом, еще в конце пятидесятых пышным цветом расцвели кантри-фестивали. Каждый уважающий себя городок Среднего Запада считал своим долгом устроить свой собственный фестиваль, в организации которого активно участвовали местные власти, бизнесмены и церковные общины. Многие из таких локальных фестивалей дожили до наших дней, а некоторые выбились в «высшую лигу» и привлекают на свои подмостки настоящих звезд. В 1960?х к фестивальному движению подключилась Западная Европа. Сначала рок-н-ролльный и блюзовый бум, затем повальное увлечение этнической и старинной музыкой — поводов собраться для музыкантов и зрителей была масса. На сегодняшний день европейский календарь музыкальных опен-эйров насчитывает сотни мероприятий.

Фестиваль — важное культурное событие. Для музыкальных коллективов это возможность заявить о себе и показаться массовой аудитории, не тратя ни копейки на рекламу. Для спонсоров — возможность «засветиться» перед публикой, беспечно расслабившей мозги алкоголем и позитивными эмоциями. Не удивительно, что отечественная масс-культура не устояла перед этим феноменом.

В России до недавних пор с подобными мероприятиями было негусто. Мы не берем в расчет торжества по случаю государственных праздников и Дни Города — там все происходит на бюджетные деньги. А вот желающих рискнуть и организовать за свой счет массовое мероприятие с непредсказуемым результатом и предсказуемыми убытками, до недавних пор было немного. Ведь помимо чисто музыкальных проблем с привлечением публики, артистов, постановкой звука и света, организаторам приходится думать о комфорте и безопасности армии зрителей, превышающей по численности армии некоторых стран. Именно этот вопрос часто оказывается не по плечу организаторам. Однако все меняется. Свидетельством тому — фестивальное лето-2010.

Фестивальные челноки

Изучив расписание музфестивалей на это лето, можно было смело констатировать: наш культурный ландшафт поразила настоящая фестивальная лихорадка. Причем характерная ее особенность — движение пошло в провинцию. Заразительный пример «Нашествия» и «Пустых Холмов» сподвиг сотни региональных организаторов рискнуть репутацией, деньгами, а то и просто физиономией, чтобы доказать миру, что и «мы не хуже». Впрочем, настоящих звезд на многих фестивальных подмостках не хватало. Легко заметить, что такие «зубры», как «Чайф», «ДДТ», «Пикник» и «Мумий Тролль», все лето прыгали с одного рок-фестиваля на другой.

Любители русского рока, как водится, ехали на «Нашествие», где в этом году собралось аж 150?000 зрителей. Гостей ожидало помпезное прощальное выступление «Агаты Кристи», приветствие с борта МКС и трансляция футбольных матчей из ЮАР.?Шумно было и на других всероссийских рок-площадках. Петрозаводск принимал фестиваль «Воздух», в Самаре гремел «Рок над Волгой», а в Казани в третий раз провели «Сотворение мира», роскошный и беспрецедентный по составу участников фест, организованный при поддержке Андрей Макаревича. Казань в конце августа засветилась еще одним культмассовым мероприятием. Любителей этнической музыки и народных ремесел ждал фестиваль «Крутушка».

Фолк-фесты — отдельная тема. Бешеная популярность группы «Мельница» увеличила прежде довольно замкнутую фолк-тусовку в разы. Неудивительно, что этим летом в России, помимо поражающих своими масштабами «Пустых Холмов», прошло множество фестивалей и фестивальчиков с приставками «фолк-» и «этно-». В эпицентре событий оказались Самара, Тула, Казань, Московская область и… разумеется, Нижний!

Счастье из шланга

При наличии такого количества музыкантов, слушателей и культуртрегеров, Нижний просто не мог остаться в стороне от фестивальной лихорадки.

Безусловно, главным музыкальным событием лета-2010 стало «Рок-лето» (пардон за тавтологию). Это был беспрецедентный опен-эйр, организованный в полях Дальнеконстантиновского района. На сцену, выросшую посреди нижегородской глухомани, выходили реальные звезды: «Пикник», «Крематорий», «Пилот», Сергей Шнуров с группой «Рубль». Но настоящими героями «Рок-лета» стали сотрудники МЧС, устроившие собравшимся душ из пожарных шлангов. К вящему восторгу одуревшей от жары публики и ужасу владельцев видеокамер. Впрочем, без неприятностей не обошлось.

Компанию хэдлайнерам должны были составить местные команды, а также малоизвестные москвичи, которых планировали выпустить на сцену уже ночью. Однако по требованию милиции концерт пришлось свернуть, и многие музыканты уехали несолоно хлебавши. Основанием послужили, якобы, жалобы обитателей близлежащих дачных участков.

Это был не единственный негативный момент фестиваля. По настоянию той же милиции публике не разрешили остаться в полях и лесах. Запрет объяснили пожароопасной ситуацией, хотя запрет на разведение костров соблюдался на фестивале неукоснительно. Организаторам пришлось срочно вызывать автобусы, заказанные на утро. И тут их огорошили новой командой. Видимо напуганные появлением такой массы нетрезвых людей в ночном городе, власти приказали отменить автобусы и оставить публику на месте до утра. Но было поздно. Основная масса людей тщетно искала свои заказанные и оплаченные автобусы и ловила попутки. Многим пришлось таки заночевать на свежем воздухе. Словом, вышло неудовольствие, ибо билет на фестиваль стоил 800 рублей, а проход в «фан-зону» у сцены — ажно 1600.

Всеми этими подробностями кишат музыкальные форумы в Интернете. Однако в целом народ сошелся во мнении: фестиваль удался. Как говорили в Древнем Риме, «я сделал, что мог, кто может — пусть сделает лучше». Для первого раза все вышло вполне достойно.

Немаловажно то, что фестиваль был организован и проведен полностью местными силами. Этим «Рок-лето» существенно отличается от других крупных фестивалей, проводимых в соседних с Москвой областях. К проведению их местные власти, как правило, имеют лишь опосредованное отношение. А значит — можем!

Этим летом в Нижнем состоялось целых два фолк-фестиваля. О первом из них, «Шарабане», «Новая» в Нижнем» уже писала. Он проходил в Музее архитектуры и быта народов Поволжья на Щелоковском хуторе. Фестиваль, собравший вместе этнических музыкантов и ремесленников, имел большой успех. В конце октября нижегородцев ожидает новый «Шарабан», который должен пройти в концертном зале «Юпитер». Второй фестиваль, «Рукава», прошел 24 июля в Городце. Организаторы мероприятия не ограничились одним фолком и пригласили на фестиваль множество команд самого разного плана. Однако «Рукавам» повезло намного меньше. Масса публики уехала на «Рок-лето», проходившее в тот же самый день. Убийственная жара и солнцепек отгоняли зрителей от сцены, на которой музыканты рубились в прямом смысле слова в поте лица. О тенте над сценой никто не задумался, либо такая роскошь оказалась организаторам не по карману.

Отсутствие денег, непонимание со стороны властей, промахи в организации, помноженные на эпическое российское раздолбайство,?— все это мешает проведению опен-эйров в провинции. Однако то, что, находятся люди, готовые, не смотря ни на что, тратить время, силы и деньги на реализацию заведомо убыточных проектов, вызывает уважение и надежду.

Настоящий опен-эйр — это не просто концерт. Это погружение в атмосферу музыки и общения, наслаждение летним днем и тем самым свежим open air`ом, момент удовольствия, вырывающий людей из серых будней.

Будем ждать фестивальное лето-2011.

Михаил Долинин