10-09-10

Политика

Война, которая так и не закончилась

По достоверной информации из компетентных источников, перемирие и элементы партнерства между губернатором Нижегород­ской области Валерием Шанцевым и мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым продлились около месяца. Шанцев объявил очередную нижегородскую войну Булавинову после снятия нескольких кандидатов в депутаты Городской думы в пятницу, 3 сен­тября. …А мэр в это время охотился.

В последний день регистрации кандидатов в депутаты Гордумы Нижнего Новгорода избиркомы отказали целому ряду известных фигур. В частности не были зарегистрированы кандидатами действующие народные избранники Алексей Гойхман (президент футбольного клуба «Волга») и Андрей Осипенко (президент хоккейного клуба «Торпедо»), также ряд других известных фигур. По слухам, некоторые из них вечером 3 сентября направились с жалобами к губернатору Нижегородской области.

Видимо, Валерий Шанцев был разгневан и почему-то посчитал, что мэр Вадим Булавинов в состоянии исправить ситуацию. По некоторым данным, губернатор стал звонить на сотовый телефон главе областного центра. Однако телефон у Булавинова был отключен. Дело в том, что в пятницу вечером он уехал на охоту за 200 километров от Нижнего Новгорода. В тот день или в субботу, кажется, открывался охотничий сезон.

Не зная об отъезде Вадима Евгеньевича, Валерий Павлинович дал указание отыскать его где бы то ни было. За Булавиновым решили съездить к нему домой. Но там были не в курсе местонахождения градоначальника.

Поразмышляв, якобы послали исполняющего обязанности начальника УВД по Нижегородской области генерала Виктора Цыганова домой к вице-мэру Сергею Гладышеву. Это случилось чуть ли не заполночь. Гладышев тоже оказался не в теме. Тогда, мол, губернатор Валерий Шанцев дал указание Цыганову в 8.30 субботы быть на докладе в Белом доме, либо выяснив местонахождение мэра, либо доставив его к главе области…

Скорее всего, губернатор Шанцев и мэр Булавинов встретились либо в воскресенье, либо в понедельник утром. Тогда и была объявлена война мэру… за снятие с выборов Гойхмана и Ко.

Хочешь мира — готовься к войне.

На самом деле, между мэром и губернатором в последний месяц была «холодная война» с элементами разрядки межэлитной напряженности. Как между СССР и США в семидесятые. Тогда две супердержавы договаривались о паритете вооружений, а другие страны НАТО не учитывались в раскладе сил. Примерно по той же схеме шел диалог между Валерием Шанцевым и Вадимом Булавиновым.

Они примерно поровну поделили между собой кандидатов в депутаты от «Единой России»: сколько прогубернаторских, столько и булавиновско-хинштейновских. При этом не учитывалось, что против мэра Вадима Булавинова выступают все оппозиционные партии — КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Более того, антибулавиновские «единороссы» заключили тайные соглашения с этими партиями. Финансируя выборные кампании некоторых партий, туда включили тех, кто будет противостоять булавиновско-хинштейновским кандидатам.

Это, например, Александр Котюсов, который пошел против Вадима Агафонова. Также против булавиновцев пошли самовыдвиженцы, которые тесно связаны с городской оппозицией или с губернатором. Это, например, тот же Андрей Осипенко.

В свою очередь, булавиновцы тоже пытались склонить чашу весов в свою пользу. На выборы пошли те одномандатники — победители праймериз «Единой России», которых потом просто вытеснили и даже не включили в региональные группы.

Таким образом, и та, и другая стороны, говоря о мире и дружбе и успехе партии, пыталась получить перевес по итогам выборов в Гордуму Нижнего Новгорода.

Одни хотят вершки, другие требуют корешки.

И та, и другая стороны, боролись, так сказать, «под покровом ночи». Вадиму Булавинову позарез нужно, чтобы «Единая Россия» набрала не менее 50,1?% голосов по партийным спискам. Если результат будет меньше, то Москва не будет настаивать на том, чтобы он стал главой города в октябре 2010 года по итогам муниципальной выборной кампании. Его оппонентам из «Единой России» это совсем не нужно. Скорее всего, им нужно обратное, чтобы показать, что, дескать, мэр Булавинов исчерпал свой потенциал.

Городской оппозиции нужны только мандаты в парламент и все. Поэтому часть «единороссов» тайно и явно ведут борьбу против «Единой России». Но утверждается, что это всего лишь критика в адрес администрации города Нижнего Новгорода. Мол, иначе нас избиратели просто не поймут.

Цели у противостоящих сторон разные. Одни работают на повышение рейтинга «партии власти», другие — на себя. А то и против «Единой России». Борьба носит ожесточенный и в то же время интеллектуальный характер. Порой сторонним наблюдателям даже непонятно, что происходит внутри нижегородской партячейки.

Когда проводились праймериз в региональных группах, все ориентировались на районы Нижнего Новгорода, с которыми кандидатов что-то связывает. И вдруг в августе оказалось, что все хотели попасть в районы, где позиции партии сильнее. С этой точки зрения не выгодны Советский и Нижегородский районы, а выгодны, например, Сормовский, Канавинский и Ленинский районы.

Кроме того, лучше попасть в те региональные группы, где в одномандатных округах нет ожесточенной борьбы между кандидатами в депутаты, где «единороссы» абсолютно проходные.

И тут получается примерно такая картинка. Среди одномандатников у булавиновско-хинштейновской группировки есть перевес перед оппозиционными «единороссами». А в региональных группах на хороших территориях располагаются в основном оппозиционеры.

Все это создает непредсказуемую ситуацию и по главе Нижнего Новгорода, и по сити-менеджеру. Не исключено, что выборы главы затянутся на месяц, а с сити-менеджером могут провозиться даже три-четыре месяца.

А на следующей неделе в Нижний Нов­город прибывает лидер «Единой России» Владимир Путин. Никто не знает, что он думает по ситуации вокруг нижегородских выборов. Может быть, он считает, что в сложившейся ситуации опять губернатор виноват. А может быть, ему до выборов нет никакого дела. Но в городском отделении «Единой России» уже заметно серьёзное напряжение.

Виктор Деменев