10-09-10

Общество

Выборы в Нижнем: пестро и кучно

У одного кандидата — словно рахат-лукум во взгляде, у другого — стальной блеск, этот умеет считать деньги, а тот — сажает деревья… Накануне выборов кандидаты выставлены перед избирателем, как спелые фрукты на базаре: мягкие желтые дыни, алые сахарные арбузы, наливные яблочки и черный виноград… Мнимое разнообразие при предсказуемых итогах.

Приближающиеся выборы в Городскую думу Нижнего Новгорода можно заметить по обилию политической рекламы на улицах города. Зачастую наглядная агитация в эту кампанию поражает воображение не только профессиональным исполнением, но и откровенным цинизмом…

ЛДПР и КПРФ, например, разместили наглядные напоминания о своем существовании на рекламных щитах у входа на территорию кладбища в Федяково. Надо полагать, там они намерены искать своего потенциального избирателя, и тем, кто пришел подумать о вечном, провожая близких в последний путь, предлагается таким образом не забывать и о бренном.

ЛДПР работает осторожно — никаких новых лиц, никаких показательно засвеченных одномандатников. Только проверенное лицо Владимира Вольфовича и его странная, но неизменно дающая свой эффект харизма. В крайнем случае — лозунги без лиц и аббревиатура ЛДПР.

КПРФ действует иначе. Лицом своего федерального лидера пользоваться не рискует, но зато идет на риск другого рода: размещает на рекламных щитах улыбающееся лицо вождя народов — Иосифа Виссарионовича, известного истории как в качестве великого созидателя, так и в качестве величайшего палача.

«Единая Россия» по качеству своего рекламного продукта не сильно обгоняет конкурентов, зато заметно опережает по другому параметру: похоже, что в эту кампанию под свою рекламу «ЕР» скупила беспрецедентное количество площадей. Ее логотипы всюду — на рекламных щитах, на дорожных ограждениях, на асфальтовых катках, на остановках, на специальных конструкциях в почтовых отделениях…

Не отстают от партий и кандидаты-одномандатники. Оглянешься по сторонам — чего только ни предлагают.

Вот крупным планом красуется Дмитрий Бирман — «единоросс», поэт и депутат. Он очень много рассуждает о том, что избиратель должен чувствовать, что депутат его слышит, и даже устанавливает для этих целей в своей приемной дополнительные телефоны. Впрочем, лирическая натура не помешала Бирману проголосовать за отмену всенародных выборов мэра вопреки желаниям его избирателей. Как и многим-многим другим менее лиричным депутатам нынешнего созыва Бирману не удалось услышать и учесть мнение населения…

Тут же рядом депутат Александр Бочкарев («Справедливая Россия») с новой старушкой — исполняет роль умного и заботливого внука. Специалисты по рекламе говорят, что новые старушки — это чтобы было понятно, что не используются готовые рекламные продукты с предыдущих выборов. А шутники уверяют, что прежние старушки до новых выборов и новых фотосессий с внуком — не доживают…

Центральные улицы города украшают напряженные плечи Олега Сорокина («Единая Россия»), который недоверчиво и настороженно смотрит с рекламных конструкций на свой электорат… А вот и Александр Котюсов («Справедливая Россия») с таким профессионально доброжелательным взглядом, что кажется, будто он рекламирует кофе, шампунь для волос или надежную страховую компанию.

Cфера наружной рекламы — одна из наиболее пострадавших от кризиса, ожила и снова процветает. Значит, от предстоящих выборов все-таки

есть какая-то польза

Здесь же неподалеку депутат Ольга Шумакова («Единая Россия») рука об руку, вернее, голова об голову с управляющим филиалом банка «Уралсиб» Марком Фельдманом (тоже «Единая Россия», но из списков в последний момент был исключен и пошел самовыдвиженцем). Такое трогательное соседство символично, ведь двое «единороссов» претендуют на один и тот же мандат, выставляясь по одному округу. Избиратель может, не сходя с места, сравнить их лица, заглянуть в глаза и решить, кому он больше доверяет.

Дмитрий Барыкин (еще один самовыдвиженец, в последний момент выпавший из списков «Единой России») уверенным ­взором встречает всех въезжающих в нижнюю часть города с метромоста, и по его волевым чертам и жесткому блеску в глазах избиратель может догадаться, что этот кандидат не привык отступать и оглядываться, даже если у него под ногами болтается официальный кандидат от партии власти.

Рекламный щит с изображением нотариуса Кирилла Лазорина (КПРФ), обещающего всех защитить, возвышается как раз над той знаменитой автозаводской автозаправкой, строительства которой местные жители пытались не допустить и воевали несколько лет, но битву все же проиграли. В этом месте нотариус точно опоздал с защитой…

В общем, изобилие — как на рынке. Аж в глазах пестрит. А еще реклама на информационных стендах в лифтах, и газеты в почтовых ящиках, и разнос агиток по квартирам, и всунутые прямо на улице в руки яркие бумажки с партийными логотипами и глянцевыми лицами. И, разумеется, свою посильную немалую лепту вносит телевидение.

Если бы ориентироваться только на обильную рекламу, то рядовой обыватель совершенно был бы сбит с толку, за кого голосовать. Но по счастью работающему населению более сведущие люди — их непосредственное начальство — накануне выборов обычно растолковывают за кого следует проголосовать тем, кто не планирует в ближайшее время оказаться уволенным. Пенсионерам и безработным объяснят через телевидение: смотрите внимательнее, не пропустите следующие серии…

Результат выборов предсказуем, и дума следующего созыва не будет принципиально отличаться от предыдущей: «единоросское» большинство протащит через парламент любое решение мэра-«единоросса» или установку из Москвы, вне зависимости от мнения тех самых избирателей, чьи интересы депутаты в думе якобы бы представляют.

Но было бы несправедливо отрицать, что в таком пестром калейдоскопе предвыборных картинок нет совершенно ничего хорошего. Хорошее есть всегда, надо только тщательно поискать. Оглядываясь по сторонам, нижегородцы могут сделать, как минимум, один радостный вывод: сфера наружной рекламы — одна из наиболее пострадавших от кризиса, ожила и снова процветает. Значит, от предстоящих выборов все-таки есть какая-то польза. Пусть большинство нижегородцев и не сможет на себе непосредственно ее ощутить, но зато сможет ее воочию видеть.

Олег Мансуров

оригинал материала на polit-nn.ru