10-09-20

Экономика

Край распуганных инвесторов

В Нижегородской области считается хорошим тоном пространно рассуждать о привлечении инвесторов и инвестиций. В структуре регионального правительства было создано целое министерство инвестиционной политики. Каких только грандиозных проектов не было обещано жителям.

Но первого пятилетнего срока губернатора Валерия Шанцева не хватило на то, чтобы пришел инвестор в аэропорт «Нижний Новгород» — было много фраз и заклинаний, инвестиций — не было. Не хватило этого времени и на то, чтобы в областном центре, наконец, был построен аквапарк, о скором появлении которого слышно уже лет семь, но ни один камень в его фундамент так и не заложен, а нижегородцам приходится ездить со своими детьми за этим нехитрым развлечением в соседние Москву и Казань. Не задался и в свое время широко разрекламированный, действительно необходимый проект строительства в Нижнем Новгороде уникального онкологического центра. Не состоялись многие более мелкие проекты.

Однако кроме регионального правительства и собственно губернатора, ведущих политику в сфере инвестиций, так сказать, на уровне системных обязанностей, в области есть ещё один субъект власти, определяющий инвестиционный климат,?— это Российская Федерация. Точнее «Российская Федерация», от имени которой этим летом очень активно действовал глава Территориального управления Росимущества Андрей Бухаров.

И если во времена губернатора Бориса Немцова Нижегородскую область называли «краем непуганых журналистов», то теперь ее в пору звать «краем распуганных инвесторов».

«Новая» в Нижнем» уже писала о парадоксальной ситуации, сложившейся вокруг «ДЛ-Лота Парус» — компании-инвестора, ведущей застройку в районе Казанского шоссе, 12, в рамках инвестсоглашения с НГТУ им. Р.?Е.?Алексеева. Но главой Теруправления были названы ещё два громких прецедента, фигурантами которых стали инвесторы.

Нашли в «Подсолнухах»

Инвестор возводил жилой комплекс «Подсолнухи» на земельном участке, принадлежащем Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского. Андрей Бухаров нашел способ для перевода крупных частных инвестиций в государственную ­собственность. Он заявил, что с регистрацией и оформлением права собственности жилого комплекса имеются проблемы, а только что построенный объект имеет все шансы либо быть признанным незаконной постройкой, либо быть переданным в государственную собственность.

Инвестиционное соглашение о строительстве жилого комплекса в Росимуществе сочли недействительным. А оно предусматривало строительство восьми жилых домов (два 16-этажных, два 22-этажных, четыре 20-этажных), в которых должны были располагаться пентхаусы общей площадью от 185 кв.м. до 270 кв.м., и 1—4 комнатные квартиры. ННГУ при этом должен был получить главный учебный корпус и стадион, обновление инженерных коммуникаций университета, часть жилых и нежилых помещений в «Подсолнухах» и часть парковочных мест.

После откровений Андрея Бухарова, как и следовало ожидать, инвестор приостановил строительство. Стоит ли продолжать вкладывать свои средства в объект, который вдруг признали чужой собственностью? А между тем, у «Подсолнухов» на тот момент уже имелись два десятка дольщиков, которые автоматически перешли в статус «обманутых».

Как пояснил ректор ННГУ Евгений Чупрунов, проблема заключалась в том, что инвестиционное соглашение между Нижегородским государственным университетом им. Лобачевского, ООО «Атлант» и ООО «ПрофСтрой-НН» о строительстве «Подсолнухов» заключалось в 2004 году, однако в 2007 году вышло новое постановление Правительства, определяющее порядок заключения таких договоров. Университет выражал свою готовность способствовать урегулированию проблемы, но Росимущество настаивало, что объект с 70-процентной долей готовности, построенный на деньги инвестора, является государственной собственностью.

Было сказано много красивых слов о защите прав собственности государства, но ничего ни о правах инвестора, ни о необходимых ему гарантиях, ни о том, как, благодаря «принципиальной твердости» некоторых чиновников, разоряются инвесторы и множатся обманутые дольщики.

Ранее планировалось завершить застройку «Подсолнухов» до 2011 года. Теперь специалисты не берутся прогнозировать, во что может вылиться ситуация и какие сроки понадобятся для разрешения всех проблем.

«Трейд-Парк» — в тренде

Еще один печальный пример — то, что произошло с ООО «Трейд-Парк». Разрешение мэрии Нижнего Новгорода на проектирование комплекса из двух галерей на Нижневолжской набережной компания получила еще в 2004 году. В 2007 году проект был одобрен инвестиционным советом при губернаторе Нижегородской области. К строительству планировалось приступить летом 2006 года, ввести комплекс в эксплуатацию — до конца 2010 года. Но снова вмешалось Территориальное управление Росимущества, с которым у инвестора заключен договор на аренду причальной стенки на набережной. В Росимуществе утверждают, что не давали согласия на использование объекта под строительство, и потребовали расторжения соглашения.

Генеральный директор компании «Трейд-Парк» Владимир Аржаев так прокомментировал действия Росимущества: «Мы озадачены поведением федерального ведомства и пытаемся вникнуть в суть претензий. Но никаких официальных уведомлений мы не получали. Мы простые коммерсанты и не хотим участвовать в политической жизни региона».

Андрей Бухаров в свою очередь отметил, что срок для добровольного расторжения компанией договора закончится к концу июля 2010 года. Если договор не будет расторгнут, Росимущество будет добиваться этого в суде. «Говорить о том, что земельный участок предоставлен сам по себе, и на нем можно строить все, что угодно — абсурд, — заявил он. — Все что мы согласовывали с арендатором — это благоустройство территории, по окончании которой объект подлежит государственной регистрации права федеральной собственности». Также Бухаров подчеркнул, что и речи не может быть о том, чтобы компенсировать компании понесенные расходы.

Получается, что инвестору предоставили земельный участок исключительно для того, чтобы он проявил благотворительность — благоустроил набережную, подарил Росимуществу и скромно удалился, не ожидая ни прибыли, ни благодарности. Стоит отметить, что инвестор планировал вложить 900 млн рублей в строительство туристического комплекса на Нижневолжской набережной, из них 180 млн пошли бы на благоустройство самой набережной.

Формальность и реальность: некоторые противоречия

Формально Нижегородская область считается регионом с одной из самых привлекательных для инвесторов законодательной базой. В реальности же инвесторы опасаются идти в Нижегородскую область: кто знает, как с ними обойдется строгий блюститель интересов госсобственности. Слишком уж велик риск оказаться «кинутыми» на миллионы. То, через что приходится проходить в регионе инвесторам, сложно назвать благоприятным инвестиционным климатом. И перспективные проекты либо уходят в другие регионы, либо вообще не находят своего воплощения.

Причём инвесторы Нижегородской области действительно необходимы — чтобы регион мог динамично развиваться и чтобы областной центр соответствовал нормам и требованиям современного города-миллионника, до чего ему еще далеко. Но все проекты захлебываются один за другим по понятным причинам. Климат не задался, и так называемая столица Приволжского федерального округа откровенно проигрывает Казани и Самаре.

Проблема недостатка инвестиций в сложившихся условиях обещает стать хронической для Нижегородской области. Появление же в новой структуре регионального правительства уже не министерства, а целого инвестиционного блока вряд ли можно рассматривать как-то иначе, чем как явление чисто бюрократическое.

Вероника Щедрина