10-09-27

Культурный слой

Понятие «земляк» в Москве не популярно

Лена Маркова — хочу я того или нет — часть моей биографии. В 2003-м мы в Нижнем вместе делали группу «Крупская», и это был интересный опыт — мой в качестве продюсера, а ее — как исполнителя. Однако пути наши разошлись. Спустя несколько лет возникла группа «Собаки.Ру», в которой Лена пробовала себя не только как исполнитель, но и как автор песен. Играла группа романтичные поп-баллады с блюзовым привкусом. Пожалуй, я мало встречал людей, которые были бы так амбициозны, как Маркова. И ее переезд в Москву был, естественно, делом времени — это и случилось. Лена выступает и записывается все еще под маркой «Собаки.Ру», второй по важности человек в группе — Михаил Русин, тоже нижегородец (точнее — он из Заволжья), гитарист концертного состава Димы Билана. По словам Марковой, группа сегодня находится на распутье.

В столицу за знаниями

— Сколько ты уже в Москве — больше двух лет? Наверное, уже можно сказать, в чем ты выиграла в связи с переездом, а в чем не выиграла.

— Поначалу очень тяжело было разрываться на два города. Приходилось работать с утра до ночи, а в выходные ездить на машине в Нижний на репетиции. Когда спишь по пять часов в сутки — очень быстро выматываешься. Я поехала в Москву потому, что «Собаки.Ру» от отсутствия перспектив были на грани развала, и в качестве следующего шага нашего развития планировался переезд группы в Москву. Я сделала этот шаг, нашла жильё и работу. И была готова помочь остальным, но они оказались морально не готовы к переезду и к тому, что в первое время придется много работать, чтобы оплачивать съемную квартиру и репетировать. Возможно, если бы весь коллектив нашел в себе силы и желание переехать и усиленно заниматься, мы бы сейчас были гораздо известнее, чем сейчас. Вместо того, чтобы пробивать дорогу коллективу, я вынуждена была полтора года искать новый состав. Выручали опять же нижегородцы — Миша Егорычев из «Прайм-Тайма», Рома Ершов, экс-«Мата Хари», Илья Авдеевский, Гена Ульянов и Миша Русин. Я не могу сказать, что в чем-то проиграла, хотя идти к своей цели не всегда легко и приятно.

— Столица, видимо, предъявляет высокие требования…

— В Москву я поехала за знаниями — мой педагог по вокалу Арнольд Манукян переехал в столицу. Поначалу я ездила к нему каждую неделю, но быстро поняла, что у меня не хватает времени и денег на такие поездки. Москва выжимает из человека все соки. Если не сумеешь приспособиться к ней, то долго здесь не протянешь. Другой режим дня, другая мобильность, очень много времени тратится на дорогу. Если в Нижнем за день можно спокойно побывать в десяти местах, то в Москве хорошо, если успеешь хотя бы в три. Своей суетой она очень сильно ударяет по голове. Первые два года жизни на два города я вообще практически не писала песен. Слишком много событий происходит, слишком много надо успеть сделать, слишком много ответственности и слишком многое ставится на карту. С другой стороны, в Москве множество бесплатных музыкальных тренингов, на которые я всегда старалась попасть. Занималась в чикагской летней школе с Паулиньо Гарсия, преподавателем из Чикаго. Сейчас учусь в московском колледже импровизационной музыки.

— То, что ты учишься вокалу, — уже слышно. Но нет ли здесь опасности: если раньше ты пела, возможно, не вполне профессионально, зато самобытно, а теперь профессионально, но как все… По крайней мере, твоя песня «Без тебя», с которой ты участвуешь в конкурсе «Музыка нашего города», мила и мастеровита, но в ней ты как бы растворяешь себя в Земфире и еще нескольких именах певиц попроще. Не сказывается ли таким образом образование, а?

— Нет, не сказывается. «Без тебя» записана в первые полгода моего обучения в колледже, когда я ещё от него абсолютно ничего не успела взять. Похожа на кого-то — ну и ладно. Главное, что я её спела честно. Земфира — последняя певица, на кого я могу стать похожей после джазового колледжа. Мы там занимаемся совсем другими вокальными приемами и техниками. Скорее я могу начать становиться похожей на Эллу Фицджеральд, но это было бы огромным счастьем, потому что Фицджеральд — гениальная женщина с отличным чувством юмора. Я не считаю, что самобытность и неумение петь — это одно и то же. Педагоги говорят, что самобытности во мне хоть отбавляй, а вот техника к ней — ура! — добавилась.

 

Ты затерялась там,

И мысли по нулям —

Зачем так глупо повелась?

И я бегу к тебе

По белой полосе,

Но ты меня не дождалась.

Не бьется, не дышит,

Сирены не слышит, девочка…

Петь на английском?

— Как известно, русский рок переживает сегодня не лучшие времена? В какую сторону будет развиваться твоя группа? И от кого это зависит? Я не вполне понимаю, насколько Миша Русин может управлять репертуаром и влиять на стиль группы…

— Я бы хотела, чтобы развитие группы зависело от членов коллектива. Но пока что нет таких людей, которые бы захотели взять на себя полную ответственность за её развитие. Это как с детьми. Не все хотят воспитывать чужого ребенка: лучше какой бы ни был, но свой. В коллектив надо вкладываться временем, деньгами, связями. В столице все хорошие музыканты нарасхват, работают сессионщиками со звёздами, гастролируют по стране и за рубежом, получают приличную зарплату и некий фан. Впрочем, фан получают не все, поэтому в свободное время абсолютное большинство из них стремятся реализовать свои собственные желания и амбиции, а не участвовать в проекте с неопределенной коммерческой перспективой. Группа же должна быть мобильной и готовой к концертам, потому что очень часто появляется внезапная возможность выступить за хороший пиар или даже за деньги, и если хотя бы один человек из группы на гастролях или просто не берет трубку — твой коллектив упускает шанс.

— На каких условиях в группу приходят музыканты? Сейчас даже в Нижнем молодые музыканты требуют денег за то, чтобы подыграть в студии или на сцене…

— Обычно деньги получает не тот, кто требует, а тот, кто их стоит. В идеале, я бы хотела делать англоязычную музыку, но пока не настолько хорошо знаю язык, чтобы сочинять на нем. Я люблю играть словами и образами, на английском мне это пока недоступно, но кое-какие нюансы и краски в этом языке уже начинаю чувствовать.

— Запеть на английском, чтобы попытаться прорваться на западный рынок? Не наивно?

— Наивно, в первую очередь, верить, что в России существует шоу-бизнес.

— В большом шоу-бизнесе уже несколько наших земляков — братья Кристовские, Ольга Кормухина, Евгений Скрипкин. Обращалась ли ты к ним за помощью?

— А кто-нибудь потрудился пересчитать поющих земляков всех этих людей? Кстати, в Москве не слишком популярно понятие «земляк».

 

Мне бы исчезнуть навсегда,

А я держусь за провода,

За провода приборов

электрического света.

И сердце бьётся наугад,

И что-то люди говорят,

И кто-то рядом, только до него

мне дела нету.

Там, где ты, оставь обиды позади свои.

Где ты? Мне не узнать и не дождаться

Там, где ты, шумят обрывки

радиоволны.

Где ты? Мне без тебя не удержаться…

Фортепьянное ориентирование

— Думаю, ты не будешь себя ограничивать пением лишь в составе «Собак»… Думаешь ли о новых проектах?

— В моей голове идет период переоценки музыкальных ценностей, сильно меняется качество голоса и музыкальной мысли, с каждым месяцем возрастают требования к себе. Углубилась в джазовую импровизацию и могу сказать, что это очень увлекательно, но пока я не чувствую, что могу написать какую-то серьезную джазовую вещь от начала и до конца, при этом полностью продумав всю аранжировку. Пока не тороплю события: занимаюсь кавер-проектами ради тренировки, пою в учебных ансамблях колледжа, принимаю участие в блюзовых джемах, довожу до ума свои ранее написанные песни.

— Ты говоришь про джаз. Но вряд ли занятие им может привести к коммерческому успеху, к которому ты стремишься.

— Писателю никогда не вредно владеть языком, на котором он пишет…

— Мне кажется, что джазовый язык и джазовый голос на русской почве легко превращается в голимый кабак…

— Мое обучение сводится не только к вокалу. В колледже я изучаю джазовую и классическую гармонию, анализ форм музыкальных произведений, импровизацию, композицию. Есть такой предмет — фортепианное ориентирование, освоив который вокалисты достаточно прилично играют джаз на фортепиано. Планируемый результат обучения — грамотный музыкант, который способен анализировать чужие песни и сочинять свои. Джаз достаточно всеобъемлющ — после того, как я смогла проанализировать, сочинить, сыграть или спеть сложные джазовые композиции, сделать то же самое с рок — или поп-композициями гораздо проще. Никто не мешает в свободное от учебы время петь рок, поп и всё, что угодно. А то, что в моём репертуаре есть несколько босса-нов, так это просто потому, что мне очень близки эти ритмы. А песни были сочинены еще до колледжа. «В обучении я потерял себя» — популярное оправдание людей, которые своего «я» не имели и до занятий. Если же «я» есть, то никуда оно не пропадёт.

 

Где силы мне взять, чтоб уйти

в никуда насовсем,

Никогда не вернуться к тебе?

Прошу, благодать, снизойди

на меня ещё раз.

И разбей вновь меня на осколки!

Долго, нам воскресать ещё долго.

Я держу тебя за руку,

И тает след на воде…

Вадим Демидов