10-10-04

Политика

Работа над ошибками, или Второй шанс праймериз

Не успел электорат проголосовать за депутатов Город­ской думы Нижнего Новгорода, а уже объявлены праймериз «Единой России» в Законодательное собрание Нижегородской области. Чего ждать от этого мероприятия партии власти?

Теперь для нижегородских депутатов могут открыться двери в карьерный «лифт»: взял Гордуму — иди на Заксобрание

Летние первичные выборы «Единой России», по определению кандидатов в депутаты Гордумы Нижнего Новгорода, закончились полной дискредитацией собственно выборов. Их итоги были пересмотрены по ряду одномандатных округов, а по региональным группам вообще все перемешали, не оставив и следа от официальных результатов праймериз.

И это несмотря на то, что летние первичные выборы «Единой России», по мнению многих экспертов, были проведены нормально и справедливо. Мне неоднократно говорили серьезные люди, что праймериз выиграли те, кто готовился и тратил деньги. Мол, их провели как обычные выборы и победа там достигалась теми же средствами. Но почему-то некоторые видные «единороссы» посчитали, что в борьбе между однопартийцами недопустимо то, что является чуть ли не нормой в борьбе с конкурентами из других партий: подарки, подвоз людей на выборное голосование, разные возможности по встречам с голосующими…

После проведения праймериз с подачи губернатора Валерия Шанцева было предложено поддержать действующих депутатов Городской думы Нижнего Новгорода. Дескать, они опытные и имеют высокие шансы на победу. Если их в соответствии с праймериз отодвинуть, то все равно пойдут на выборы — и будет междоусобица.

Но выяснилось, что победители праймериз, потратив огромные деньги, тоже не хотят сходить с дистанции. И поэтому междоусобица все равно случилась. Ничего тут губернатор Шанцев не отыграл. Зато нанес сильнейший удар по праймериз — важнейшему элементу внутрипартийной демократии.

Первые шаги по проведению праймериз «Единой России» в свете выборов в Законодательное собрание Нижегородской области представляют собой попытку исправить ошибки прошлого. Например, лидер «Единой России» Александр Тимофеев вышел с инициативой исключать тех членов партии, которые будут баллотироваться в региональный парламент самовыдвиженцами.

По нашей информации, это предложение вызывало неоднозначную реакцию. Мол, по итогам муниципальных выборов в некоторых районах нарушителей партийной дисциплины исключали из «Единой России. На выборах в Гордуму Нижнего Новгорода нарушителей не исключали. А теперь перед выборами опять будут исключать самовыдвиженцев с партийными билетами? Почему, мол, для Гордумы Нижнего Новгорода особый подход? Якобы внятного ответа на этот вопрос не прозвучало. И в этом нет ничего удивительного. Самовыдвиженцев поощряла и губернаторская, и мэрская стороны.

Впрочем, часть самовыдвиженцев оказалась нарушителями поневоле. Победителей праймериз, в дальнейшем замененных на действующих депутатов, не поставили даже в региональные группы. Это несправедливо. Что было делать этим людям? Другой вопрос, что есть самовыдвиженцы-«единороссы», которые в праймериз вообще не участвовали или их проиграли, а потом все равно пошли на выборы.

Впрочем, логика «Единой России» понятна. Часть нарушителей дисциплины выиграет выборы. Если их исключить из партии, то они не войдут во фракцию «единороссов» в Городской думе. И более того, они могут вступить в другие фракции. Поэтому тут задействован прагматичный подход. Если же говорить о самых ярых нарушителях, которых следовало бы наказать без скидок, то это в основном шанцевские: Геннадий Зотин, которого на днях назначили заместителем министра ЖКХ, Андрей Осипенко, которого недавно сделали президентом хоккейного клуба «Торпедо», и прочих членов команды губернатора.

В чем дополнительная интрига выборов в Законодательное собрание Нижегородской области? В том, что они проходят почти сразу после выборов в Городскую думу Нижнего Новгорода. Когда в 2006 году некоторые новые депутаты городского парламента заикнулись о своем возможном участии в выборах в Заксобрание, их осадил лично губернатор Шанцев, авторитет которого был тогда непререкаем. А ведь тогда сложилась парадоксальная ситуация. Некоторые «единороссы» проиграли выборы в Городскую думу, а потом пошли в Заксобрание и стали депутатами более высокого уровня.

Что будет сейчас? Депутат Гордумы избирается от округа, который равен примерно половине округа в Законодательном собрании. Но обычно депутатов знают во всем районе. Есть большой соблазн на волне успеха на выборах в Гордуму продвинуться выше. Пять лет назад это заблокировал Валерий Шанцев. Сейчас у губернатора нет такого авторитета, как зимой 2006 года. Кроме того, вообще не факт, что он останется главой Нижегородской области. Поэтому вполне возможно выдвижение людей по депутатской вертикали.

У нас получается так: есть чуть ли не пожизненные депутаты Городской думы и чуть ли не пожизненные депутаты Законодательного собрания. Передвижения между уровнями представительной власти единичные. Это нерационально

А пока у нас получается так: есть чуть ли не пожизненные депутаты Гордумы и чуть ли не пожизненные депутаты Заксобра­ния. Передвижения между уровнями представительной власти единичные. Это нерационально.

Известно, что Городская дума Нижнего Новгорода — это не законотворческий орган власти, а скорее всего, клуб по интересам. Заместители председателя городского парламента могут работать на неосвобожденной основе, и на ее дееспособности это практически не сказывается.

Другое дело, Законодательное собрание Нижегородской области. Тут ведется реальная работа, которая требует и профессионализма, и опыта, и знаний, и кругозора. В Заксобрании можно реализоваться, а в Гордуме в приоритете общение между депутатами.

Отсюда, вполне естественно, что депутаты Гордумы, отработав один срок, не прочь пойти дальше — в Заксобрание, где просто другой уровень компетентности. Но дорога туда из Гордумы практически перекрыта. Это не может не вызывать напряжения.

Кстати, отметим, что некоторые депутаты Заксобрания участвовали в праймериз «Единой России» по выборам в Гордуму. Это Вячеслав Лазарев, Александр Сериков, Александр Назаренков. Они это делали по разным причинам. Не всегда собирались спуститься из регионального парламента в городской парламент. Но факт остается фактом. Почему бы и городским депутатам не поучаствовать в областных первичных выборах?

С одной стороны, мы слышим заверения в том, что нужно бы побольше участников первичных выборов от «Единой России». С другой стороны, наверняка опять приоритет будет за действующими депутатами. Что тут подразумевается? Один фаворит и многочисленная массовка, создающая фон внутрипартийной демократии.

А ведь Заксобрание нуждается в укреплении и обновлении. Нынешний состав, мягко говоря, не впечатляет. Но мы, видимо, столкнемся с точечной зачисткой тех, кто несколько раз проголосовал неправильно. Ничего хорошего законотворческой работе это не даст.

Поэтому «Единой России» и Зако­но­дательному собранию нужно не исправление ошибок прежних праймериз, а отбор кандидатов в депутаты из числа лучших. В том числе продвигать лучших депутатов из гордум и земских собраний. Ставку надо делать на внутрипартийную конкуренцию, а не на формализм, который цветет буйным цветом. Особенно в районах Нижегородской области.

Вообще, «Единой России» надо уходить и от лукавства. Дело в том, что результаты праймериз носят только рекомендательный характер. Понятно, что подстраховка тоже должна быть, но это не означает, что всегда можно подправить мнение партийных организаций. Как это и произошло на праймериз в Городскую думу.

Праймериз по отбору кандидатов в депутаты Заксобрания от «Единой России» состоятся в октябре-ноябре нынешнего года. Если областные первичные выборы пройдут так же, как и городские, то слово «праймериз» станет таким же ругательным, как и «приватизация», «реформа» или «ваучер».

Виктор Деменев