10-10-04

Общество

Вопросы современным нижегородским предпринимателям — от обывателя

открытое письмо

Не буду мучить вас пунктами опросника Марселя Пруста. Ограничусь двумя, но узконаправленными вопросами: — Считаете ли вы Нижний Новгород городом купеческим? — Относите ли вы себя к современным Бугровым, Рукавишниковым, Блиновым, Сироткиным и т.д.

Не знаю, как ответят современные нижегородские бизнесмены, а у меня возникает прямая параллель между громкими именами прошлого и позапрошлого столетия и лицами, в преддверии выборов глядящими на нас с городских рекламных щитов, листовок, газет, журналов и экранов телевизоров.

Так что, в этой связи позволю себе ещё один — последний — вопрос: «Что оставите потомкам?».

Листаю книгу Ольги Наумовой «100 биографий домов Нижнего Нов­города». Почти на каждой странице упоминаются имена вышеперечисленных купцов. Взять хотя бы Рождественскую улицу.

1. Общественный дом (Рождест­вен­ская, 6), в котором в советские годы находился кинотеатр им. Владимира Маяковского. Дом построен фабрикантом Переплетчиковым как доходный дом и передан им городу «в пользу бедных с тем, чтобы доходами с него мог безотчетно распоряжаться городской голова».

2. Блиновский пассаж (Рождествен­ская, 24) — по выполняемой функции его можно сравнить с современным торгово-развлекательным комплексом и бизнес-центром. «Громадные площади здания вмещали в себя магазины, склады, конторы, гостиницы, рестораны. Были здесь и почта с телеграфом, банк взаимного кредита, контора нефтяных магазинов Братьев Нобелей… и биржа».

3. Доходный дом Бугрова (Рождествен­ская, 27), где в советские годы был Театр Комедии, а сейчас — Японский центр. Строился же он Бугровым как доходный. «На первом этаже размещались различные магазины, второй занимал Волжско-Камский банк,.. в народе именуемый «Бугровским».

4. Доходный дом Рукавишниковых (Рождественская, 23) — так называемый, банковский корпус, составлявший часть промышленно-торгового комплекса, в котором в советские годы находилась швейная фабрика «Маяк».

Примеры можно приводить до бесконечности. Суть же их заключается в том, что все эти дома торгово-промышленного назначения строились купцами так, будто они сами собирались жить в них. Строили основательно, с большим вкусом и изяществом. Дома стали памятниками своим владельцам, значительно пережив их. Я не говорю уже о благотворительных пожертвованиях городу, таких как, например, фонтаны и водопровод, на строительство которого купцы «жертвовали крупные суммы с условием бесплатного навсегда пользования им жителей Нижнего Новгорода».

Так вот, возвращаясь к нынешним бизнесменам-предпринимателям, хочется спросить: «Что останется от вас через сто лет?». Торговые и бизнес-центры из стекла и бетона, пугающие своей несоразмерностью и неорганичностью? Очень хочется надеяться, что лет через 20 от них не останется и следа. И хорошо, если построены они на пустырях, а не на месте прежних исторических объектов.

Предвижу ответ, что нынешние бизнесмены еще «не нагуляли жирок», что идет пора накопления капитала, что цель современных торговых и бизнес-центров — «здесь и сейчас» сорвать побольше денег при минимальных вложениях. Наверное, это экономически верно, но мне — как простому обывателю — в городе стало неуютно и неудобно жить. Ежедневные вынужденные прогулки по Канавинскому мосту, уже второй год перегороженная из-за строительства торговой галереи Нижне-Волжская набережная, вырубаемые в городе деревья — конечно, все эти проблемы связаны не только и не столько с предпринимателями, но с городскими и областными властями в большей степени. А с другой стороны, если посмотреть на состав Городской думы и Законодательного собрания, то между властью и предпринимателями невольно напрашивается знак равенства.

Так вот, хочется идеализировать современного нижегородского бизнесмена, которому поверил простой избиратель и делегировал его в местный орган власти, наделить его небывалой щедростью, чтобы тот не скупился на пожертвования на благо города, чтобы строил свои заведения, которые красотой и изяществом будут радовать потомков, чтобы сохранял то, что построили предки и что составляет красу и гордость нашего города.

А иначе, спиральное развитие истории приведет к очередному залпу «Авроры», когда «верхи уже не смогут, а низы не захотят», и разъяренная толпа рабочих и колхозников с перекошенными от злости ртами ворвется в особняки нынешних буржуа, и тут-то будут представлены миру истинные шедевры современного архитектурного искусства!

P.S. Кстати, в смутные девяностые в городе появились весьма достойные архитектурные объекты, снискавшие Нижнему славу современной архитектурной столицы России. Это здание банка «Гарантия» (ул. Малая Покровская, 7, — ныне «Саровбизнесбанк»), здание областной налоговой инспекции (ул. Фрунзе, 7). административно-торговый центр на пл. Октябрьской (ул. Ошарская, 12), именуемый нижегородскими архитекторами «Айсбергом», офисное здание компании «Лукойл» (ул. Грузинская, 26), мастерски отреставрированное здание театра «Комедiи» (ул. Грузинская, 23), здание Университета Российской Академии Образования (ул. Ильинская, 14 а). Список далеко неполный. Что же случилось с нашей архитектурой в первом десятилетии ХХI века? Архитекторы перевелись? Или заказчики на «высокую» архитектуру закончились?

Марина Олина