10-10-18

Политика

Авгиевы конюшни выборов

или Полное Лимпопо

Десятого числа десятого месяца 2010 года далеко не все попали в десятку. Если мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов и его соратники могут торжествовать, то мэр Дзержинска Виктор Портнов оказался в полном пролете и утянул за собой городскую «Единую Россию».

В городском парламенте Нижнего Новгорода будут представлены четыре партии (сверху вниз, в скобках — лидеры списков):

«Единая Россия» (Вадим Булавинов), КПРФ (Николай Рябов), «Справедливая Россия» (Александр Бочкарёв), ЛДПР (Александр Курдюмов)

Виктор ДЕМЕНЕВ: Вадим Булавинов накануне выборов говорил, что перед ним поставлена задача сделать результат нижегородской «Единой России» не менее 50%. С учетом того, что на мартовских муниципальных выборах «единороссам» почти нигде таких результатов достичь не удалось, были сомнения, осилит ли это дело Булавинов. Кстати, в 2005 году на выборах в Гордуму «Единая Россия» вообще взяла только 27%. И поэтому из четырнадцати списочников только пять прошли от «Единой России».

И вот Вадим Булавинов в одиночку дал результат 58%. Отмечу, что пять лет назад, когда «единороссы» выступили из рук вон как плохо, во главе партийного списка стоял не Булавинов. Какой из этого можно сделать вывод? Конечно, сейчас не 2005 год, но около 12—15% партии власти Булавинов принес. Без него до 50% партия бы не дотянулась.

У меня есть достоверная информация, что списочники партии не особенно выкладывались. Они сдали деньги в партийную кассу и просто ждали. Многие встрепенулись только в день выборов, когда по данным экзит-пулов не было понятно, сколько на разных округах получает «Единая Россия».

А вот в Дзержинске мэр Виктор Портнов наоборот сработал на понижение рейтинга «Единой России», отпилив у нее около 10%. По некоторым данным, там «Единая Россия» получила около 8 списочных мандатов из 14. Это на три больше, чем в 2005 году.

У «единороссов» будет многочисленная фракция в Гордуме созыва-2010.

Денис НИКИФОРОВ: Меня лично очень радует, что «единороссы» хоть иногда учатся на своих ошибках. То есть у них было пять лет на раздумья, чтобы понять, что рейтинг действующего мэра — это не то, чем нужно пренебрегать, если нужен радующий результат. Зато теперь понятно, кто к кому прислонился и кто на ком выехал. Кстати, сравнения Вадима Булавинова с Мюнхгаузеном, который сам себя и коня в придачу вытащил из болота за косицу, не очень мне нравятся. Вспоминая всех этих «единороссов»-списочников, у меня рисуются другие ассоциации. Железнодорожного толка. Ушлый народец прикупил себе весьма недешевые билетики в партийный СВ и просто сидел, смотрел в окошко, выпивал, читал свежую прессу, пока экспресс по имени «Вадим Булавинов» тащил их к станции «Победа». Ну, неплохо устроились, что тут скажешь. Глядя на некоторые фамилии в списке прошедших просто хочется спросить, из какого партийного чулана их достали. Может, хватит шпиговать списки теми, кому все равно где сидеть — в партере театра или Городской думы. Ну, в запасе как обычно — пять лет на понимание. И другим партиям, наверное, тоже будет, о чем подумать.

В.Д.: Если говорить о других партиях, то мне показалась интересной агитация КПРФ. Раньше ставка была на пенсионеров, но их перехватила власть. Сейчас у левых превалирует молодежная тематика. Субъективно оценивая, как строит кампанию КПРФ, скажу так: это соединение красного реализма и ЛДПРского модернизма.

Я вообще считаю, что многие богатые люди ошиблись адресом. Они пошли в «Справедливую Россию» и проиграли. А если бы договорились с КПРФ, то могли и победить. Отдельные примеры показывают, что бренд компартии и большие деньги могут дать очень хороший результат, позволяющий бороться с фаворитами-«единоросами». Тут все понятно — бренд дает 15—20% плюс личный вклад, который зависит от бюджета компании. Вполне можно набирать 40—50%.

А вот тренд «Справедливой России» фоновые 15% не дает. Почему? Тут все зависит от руководителя регионального отделения Александра Бочкарева, а не от бренда. Потому что работа строится так. Он весь ресурс переключает на себя, а потом уже за счет своего имени вытягивает партию. До кандидатов от «Справедливой России» доходит только отраженный свет. В итоге достаточно сильные кандидаты, вроде Сергея Есина и Антона Москаленко, проигрывают «единороссам» в одну калитку. А иди они от КПРФ, все было бы иначе.

Я не в восторге от бочкаревской «Справедливой России». Да, 15% — это в целом неплохо. Но меньше, чем у КПРФ. А цель партии — занять второе место, а не третье. Кроме того, все одномандатники, кроме действующих депутатов, оказались в полном провале. И только Владимиру Герасичкину из зоопарка «Лимпопо» хотя бы удалось навязать борьбу, а остальные не смогли сделать даже этого.

Я полагаю, что «Справедливой России» нужен ребрендинг. Их за оппозицию не считают, баллотироваться от партии — значит проиграть. Лидер партийного отделения больше берет, чем получает. Не хватает сбалансированности. А вот популизма у «справороссов» сверх всякой меры.

Пара слов о «Правом деле». Если бы «правые» не сожгли себя в топке борьбы со «Справедливой Россией» (явно по договоренности с «Единой Россией» и Булавиновым) Денис Лабуза и его команда вполне могли бы преодолеть пятипроцентный барьер. Бензин у этой партии есть, а ниша на «правом» флаге свободна. Нет ни «Яблока», ни других. В Дзержинске у «правых» позиции тоже неплохие.

Д.Н.: КПРФ в эту кампанию проявила себя в полной мере. Правда, они понесли потери в виде своего вечного одномандатника Владимира Паченова. И потеря эта ощутимая, хотя тот не очень-то вписывался в команду. А в остальном коммунисты ­креативили как могли. И тематика действительно была молодежной.

Например, этот нашумевший скандал с использованием в агитационном ролике музыки группы «Рамштайн». В кадре сменялись лица отважных стариков, разрушенные клозеты коммуналок и переполненные мусорные бачки. А за кадром гремела немецкая рок-группа, призывавшая бояться злых фей, крадущих детские слезы. С немецкого этот шедевр можно перевести примерно следующим образом: «Приходят к вам ночью Демоны, Духи, Злые Феи. / Они выползают из подвала и заглядывают к вам под одеяло…». Это было настолько сильно, что просто взорвало мозг «единороссам» и правым, которые начали строчить жалобы по поводу авторского права. Знать, почуяли, что коммунисты нашли правильные нотки.

Антибулавиновские «единороссы» деморализованы. Они явно рассчитывали на большее. Практически никто из них не является популярными политиками. Вот взять Олега Валентиновича Сорокина. Он провел масштабную выборную кампанию. И что? Довольно слабый результат. Выйди против него сколь-нибудь сильный соперник, и Сорокина вынесли бы вон. У кого-то есть сомнения, что Вадим Булавинов устроил ему капитальную взбучку?

Кстати, в эти выборы коммунисты вообще явили миру свои музыкальные пристрастия. Кроме «Рамштайн», ещё Цоя уважают, строчка из песни которого — «Перемен требуют наши сердца» — стала призывом левых. На вопросы прессы о том, что вообще происходит и как коммунисты добрались до музыкальных произведений, их лидер, депутат Госдумы Николай Рябов давал ответы прямые, как рельсы. Мол, «Рамштайн» и сами могли эту мелодию где-то взять, а фраза о переменах вообще родилась в депутатской голове. Правильно! Так и надо с этими умниками. Да кто мешал этим правым использовать музыку хоть бы даже интеллигентного Элтона Джона? Так что, все эти придирки, я считаю, от зависти.

А вот «справороссы» действительно ничем не удивили кроме результата, который не соответствует их амбициям. Быть вторыми очень тяжело, когда коммунисты набирают мышечную массу. Пожалуй, именно левые оттянут у «справороссов» оппозиционно настроенных бизнесменов.

А вот по поводу «правых» позвольте не согласиться. Думаю, этот проект в Нижнем Новгороде, колыбели правого движения, мертворожденный.

Радует, что в Городской думе окажутся представители не только «Единой России», но и других парламентских партий. Ходить на заседания Городской думы теперь будет так же интересно, как и в зоопарк «Лимпопо» многоуважаемого господина Герасичкина. Тут будет свое Лимпопо.

В.Д.: Особенно интересна тема одномандатников. Пробулавиновские «единороссы» в целом выступили лучше, чем антибулавиновские. Я насчитал 19 из 28 сторонников мэра Нижнего Новгорода. Некоторые из них выбили сильных оппозиционеров: Котельников победил Кузнецова, Кузьмин — Жука, Богданов — Мельникову, Фельдман — Шумакову… Хотя был и ряд досадных поражений: Барыкин проиграл Гойхману, а Кузнецов — Анисимову. Разрыв там составляет несколько десятков голосов.

Я считаю, что антибулавиновские «единороссы» деморализованы. Они явно рассчитывали на большее. Практически никто из них не является популярными политиками. Вот взять Олега (Валентиновича) Сорокина. Он провел масштабную выборную кампанию. И что? Довольно слабый результат. Выйди против него сколь-нибудь сильный соперник, и Сорокина вынесли бы вон. У кого-то есть сомнения, что Вадим Булавинов устроил ему капитальную взбучку? Я думаю, вряд ли.

А ведь сколько сил и денег направили эти люди против мэра и на собственную раскрутку. Сорокин, наверное, половину своих годовых доходов (а судя по документам, это более полумиллиарда рублей) бросил в политическую топку.

По всем оценкам, у Булавинова есть большинство сторонников в Городской думе. Плюс к этому Москва наверняка поддержит его кандидатуру в главы города. Поэтому с моей точки зрения, проблем с этой позиции не будет. Булавинов станет главой Нижнего Новгорода. При таком раскладе и сити-менеджер будет из числа тех, кто не станет входить в конфронтацию с Вадимом Булавиновым.

Однако все равно приход сити-менеджера будет сопровождаться серьёзной вознёй. Кандидатов от разных группировок и сил предостаточно. Но уже в декабре мы будем все знать.

Д.Н.: Да, это была уже не борьба бульдогов под ковром. Бульдоги сожрали ковер и вырвались наружу. Иметь смелость бросить зачастую новичков в бой против ветеранов и прожженных демагогов на их же прикормленных округах — это авантюризм, игра на грани фола, захватывающая, волнующая и яркая. Вот так вот берут Городскую думу. Получите, шанцевские придворные, распишитесь и идите опять шаркать ножкой ко двору.

И все же давайте конкретно по самым ярким схваткам.

В.Д.: Я думаю, самая интересная схватка была в Советском районе между Александром Бочкаревым и Андреем Синицыным. Несмотря на уверенную победу Бочкарева, я уверен, выиграть у него было можно. И нужно. Другое дело, что ради такой победы надо и свою кампанию строить по-бочкаревски. Собрать свою гвардию в 300—400 человек. И пусть они агитируют за соперника Бочкарева еще агрессивнее, чем «солдаты» лидера «Справедливой России». Синицын за пару недель посчитал, что знает как надо, и тем самым обрек себя на поражение. С Бочкаревым надо работать не так. Он понимает только силу, а его провоцировали на скандалы, в которых он чувствует себя как рыба в воде. Вот и нужно было противопоставить отряд женщин-агитаторов, которые бы все сметали на своем пути. Этого сделано не было. Наоборот, постоянно закидывалась информация, что ситуация выровнялась и вот-вот Синицын обойдет Бочкарева. Это не соответствовало действительности.

Д.Н.: А мне больше всего запомнилась дуэль генерального директора «Красного якоря» Дмитрия Барыкина и нашего главного областного футболиста — во всех смыслах — Алексея Гойхмана. Все же согласитесь, что новичок харизматичен и профессионален. Таких в серой и закисающей Городской думе Нижнего Новгорода явно не хватает. Однако выиграв праймериз «Единой России» в мае, Барыкин сразу же погрузился в мир политики, где царят люди как раз с гойхмановсими методами — аппаратной возней, партийными доносами, подтасовкой результатов. В результате Дмитрий Барыкин был отжат партией на обочину, победителем праймериз был признан Гойхман. А что вы хотели? Это вам не заводы с колен поднимать, господин Барыкин. Это политика. Она как футбол, тут тоже пинают по ногам и фолят, полно договорных матчей, только здесь за них не преследуют и не наказывают. Гойхман так старался, что напинал даже родной партии, которую очернял на пресс-конференциях. Всем понравилось, все смеялись.

Выборы в округе были одними из самых грязных в Нижнем Новгороде, что не делает чести действующему депутату. У меня создалось впечатление, что для Гойхмана депутатский мандат — это как для Кощея заветная иголка: отними и всему конец. Поэтому Барыкин прошел через такой ураган, устроенный политическим карликом, какой мало кому снился. Подобное испытание добавило Барыкину политической брутальности. Кстати, добавило настолько, что разрыв в 50 голосов он намерен сократить в судебном порядке, удалив Гойхмана с политического поля. Победа Барыкина укрепила бы ряды булавиновцев в Гордуме. И судебные иски мы будем наблюдать не только на этом округе.

В.Д.: А вот в Дзержинске прямые выборы мэра затмили выборы депутатов городской думы. И это не удивительно: шансы на победу имели три-четыре кандидата на любой вкус. Но все-таки фаворитами являлись так называемые системные кандидаты-единороссы: действующий глава Виктор Портнов и бывший мэром в девяностые депутат Законодательного собрания Виктор Сопин. На Портнова обрушился такой шквал критики и компромата, что его позиции резко ослабли. Виктор Сопин шел на выборы с имиджем порядочного человека, это всегда очень уязвимо, если вдруг оппоненты нарыли компромат. Так и случилось, а потому Сопину тоже пришлось весьма непросто.

В такой ситуации начинает выходить вперед кто-то из второго эшелона претендентов. И вперед вышла Галина Савченкова, которую в элитных рядах ни кто не рассматривал как фаворита. Не поверил в неё, кстати, и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Он встал на сторону Портнова и как всегда допустил грубейшую ошибку.

В общем-то, Галина Савченкова ничего не предложила жителям Дзержинска. Другое дело, что она интенсивно поработала, проведя около 600 встреч с жителями. А так ее программа и нереальна, и непрактична. Но ее козыри сработали: единственная женщина, в ее адрес практически не было критики, душевная интонация — когда кандидат обещает всех выслушать. (Савченкова проскочила почти так же, как Геннадий Ходырев на губернаторских выборах 2001 года, когда в него мало кто верил, но все фавориты передрались между собой.)

В итоге, во второй тур вышли Галина Савченкова и Виктор Сопин, набравшие на двоих чуть более 50%. Однако у Савченковой серьезный стартовый перевес. И дело не только в психологической составляющей. Понятно, что теперь на стороне Савченковой будет и областная власть (Сопин не приемлем для губернатора Шанцева), и дзержинская «Справедливая Россия», коммунист Лесков тоже заявил о намерениях поддержать даму. Вполне возможно, что пропортновские силы тоже попытаются договориться с Савченковой. Хотя они могут войти в контакт с обоими претендентами, чтобы застраховаться от любых случайностей.

«Справороссы» ничем не удивили, кроме результата, который не соответствует их амбициям. Быть вторыми очень тяжело, когда коммунисты набирают мышечную массу. Пожалуй, именно левые оттянут у «справороссов» оппозиционно настроенных бизнесменов

Д.Н.: Единственное, от чего им нужно страховаться, — это от уголовных дел, связанных с уводом имущества в руки родни и друзей. А тут им никто не поможет — кроме губернатора. Поэтому Виктор Портнов, наверное, уже «плачет, целует жилистую руку, просит, чтобы обязательно была звезда», то есть не было уголовного дела. Что можно просить у Галины Савченковой? Да она по-матерински отвесит тяжелой рукой подзатыльник и велит положить на стол утащенные из вазочки конфеты. И у нее, кстати, есть реальные шансы стать хозяйкой Дзержинска, то есть той вазочки, в которой осталось так мало конфет после Виктора Портнова, настоящего «сластены» до городского имущества.

Я согласен, что Валерий Шанцев зря закрыл глаза на грехи действующего мэра и поддержал его на выборах. Так нельзя. Неужели не чувствуется усталость дзержинцев от происходящего в городе? Вот с такой же слепотой «Единая Россия» поддержала и действующих депутатов нижегородской Городской думы — всех без разбора.

Дама в кресле мэра — это даже не гендерный вопрос. Это вопрос профессионализма. И интересно, что опять во власть идут промышленники, которые видимо устали сидеть в цехах, пока торговцы и любители муниципального имущества снимают сливки. Производственникам не то чтобы хочется поделить еще неподеленное. Скорее хочется почувствовать город своим цехом, где надо навести порядок и вообще хорошо поработать. Для них это очередной фронт работ. И Галина Савченкова действует из этих соображений.

Виктор Сопин же предстал слишком аморфным. Да, он стал орудием в руках группы Антонова — Хинштейна. Этим орудием снесли с выборов Портнова, но в ответ получили обухом по темечку. И на обухе было написано «Галина Савченкова». Посмотрим, чем все закончится во втором туре.

В.Д.: Мне не совсем понятно, кто же будет за Виктора Сопина. Выбор стал совсем другой. Перед выборами был Портнов и все остальные. Задача стояла сменить мэра. Она оказалась выполненной (подробнее о том, почему проиграл Виктор Портнов, см. статью Сергея Анисимова «Дзержинский феномен» на стр. 12. — Прим. ред.). Но дорогой ценой для Сопина. А сейчас есть промышленник и опытный, интеллигентный управленец. Что будет делать Савченкова — тоже непонятно. Она может оказаться как Портновым в юбке, так и его оппонентом. А Сопин — как тот старый конь, и глубоко не вспашет, и борозды не испортит.

Ясно, что дзержинцы настроены на перемены, причем не косметические, а радикальные. Их символом является, скорее всего, Савченкова, чем Сопин. Другое дело, будут ли эти перемены при Галине Савченковой? Есть сомнения.

Д.Н.: А почему вы сомневаетесь? Каждому свое: Портнов сможет продолжить жертвовать на храмы и ездить в паломничества — пять лет работы на посту мэра просто обязывают молиться о бывшем муниципальном имуществе, ушедшем из казны. Сопин — вообще-то пенсионер, который даже в региональном парламенте ведет себя, как человек, отработавший свой ресурс. Какой там старый конь? Надо быть недюжинным человеком, чтобы в таком возрасте сохранить силы и желание что-то менять. Скорее всего, он останется инструментом в руках политических акул Романа Антонова и Александра Хинштейна. А эти игроки найдут что поменять. Обладание вторым городом Нижегородской области дает сильный козырь. А на фоне того, что и Нижний Новгород аки кость в губернаторском горле, картина становится яснее ясного. Это попытка обложить старого волка Шанцева красными флажками. Поэтому он попытается исправить свой промах — сделать ставку на Савченкову, чтобы не оказаться в западне, не проиграть второй плацдарм в Нижегородской области.

В.Д.: Это все уже частности по сравнению с главной тенденцией выборной кампании — в Нижнем Новгороде население поддержало действующего мэра, а в Дзержинске — нет. В Нижнем Новгороде эта воля населения выявлена и в отсутствие прямых выборов главы города. А в Дзержинске именно прямые выборы помогли решить вопрос о власти. В ином случае Портнов бы устоял. Поэтому я считаю, что дзержинская модель выборов лучше нижегородской.

Д.Н.: Под отмену прямых выборов и проведение праймериз «единороссы» нам обещали в Нижнем Новгороде чистоту кампании. Однако устроили такие авгиевы конюшни, что избирателю пришлось стать Гераклом, чтобы откопать во всем этом своего кандидата и голосовать за него. Нереально грязная компания.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ