10-10-25

Политика

Билет до Москвы еще не сдан

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев не попал в мэры Москвы напрямую и пытается сделать этот по кривой — возглавить правительство столицы. Удастся ли ему это?

Четыре концепции — четыре кандидата

Мало кто полагал, что Валерий Шанцев сможет занять пост мэра Москвы при наличии в списке такого человека, как вице-премьер Сергей Собянин. Тем не менее на уровне концепций будущей московской власти конкуренция между фигурантами шорт-листа явно была.

Какие концепции были в ходу? Во?первых, антилужсковская. Ее представлял кремлевец Сергей Собянин. Это верный Кремлю человек, предсказуемый и управляемый. Он вряд ли доставит хлопоты тандему. Другое дело, как у него пойдет работа. Во?вторых, уменьшенную концепцию уменьшенной копии Лужкова воплощает Валерий Шанцев. Это так называемый «слабый Лужков» без политических вывертов, без собственной системы управления и без жены-олигарха. Понятно, что Шанцев ничего не стал бы изобретать, он в целом шел бы по стопам своего учителя, отсекая крайности, вроде почитания скульптора Зураба Церетели. Третья концепция — это выход на московскую площадку узкого специалиста, который решает одну из проблем столицы и на этом делает себе имя. Под эту схему подходил министр транспорта Игорь Левитин, которого можно было бы нацелить на выбивание пробок и вопросы дорожного строительства. И наконец, в концепциях держали и вариант московской Матвиенко. В этой роли рассматривалась и.?о. вице-мэра Людмила Швецова. Это выглядит очень демократично и современно, когда среди кандидатов на высокий пост есть и женщина.

Кто продвигал Шанцева?

Каким же кремлевским «башням» был в той или иной мере нужен Шанцев на пост главы столицы? Речь, понятное дело, пойдет не просто о персоналиях, а о подходах. За Валерия Шанцева были те, кто считает, что столицей можно руководить только по-лужсковски, но без крайностей и политических закидонов. Для этого и был нужен мини-Лужков, по масштабу раз в пять уменьшенный. Шанцев тут как раз к месту. Политически нижегородский губернатор не слишком силён, а значит играть, подобно Лужкову, на этой поляне точно не станет.

На Валерия Шанцева пытались поставить и те, кто хотел в первую очередь сделать побольнее Юрию Лужкову. Я убежден, что Лужков не оскорбился бы назначению Собянина и равнодушно-снисходительно воспринял бы приход Левитина. Но Шанцев на посту мэра вызвал бы у него гнев. Это тот, кого он в 1994 году вернул в князи из грязи, тот, кто прозябал на вторых ролях в хоккейном клубе «Динамо». Он же 11 лет был рядом с «мэров в кепке», а тут вдруг такой финт: перепрыгнул бывшего руководителя!

Собянин — человек Путина. И премьер хотел, чтобы у президента был реальный, а не виртуальный выбор. При этом учитывались рекомендации различных «башен» Кремля. В общем и целом, ставка была не на Шанцева, а на Собянина. И это факт

В некотором смысле это и щелчок по носу московской бюрократии. Конечно, Валерий Шанцев долгое время был вторым человеком в Москве. Но между первым и вторым — дистанция огромная. Если бы Шанцева взяли в правительство РФ и он там вырос бы до вице-премьера, то это было бы другое дело. А если его выдернули на пост нижегородского губернатора, в качестве которого он не блещет, это совсем другое дело. Московская бюрократия хорошо помнит, что на Санкт-Петербург поставили вице-премьера по социальным вопросам Валентину Матвиенко. А тут какое-то горизонтальное перемещение из второразрядного региона, московской колонии, по сути дела. Как можно?

Не исключено, что фактор Шанцева могла использовать и оппозиция, которая изготовилась в своих интересах разыграть конфликт «Кремль — Лужков». Мол, вот Медведев и Путин убрали мэра Москвы, долго думали, кого же поставить. И выяснилось, что своих подготовленных кадров нет. Пришлось вспомнить об ученике Лужкова Шанцева. Вывод оппозиции был бы таков: Кремль на грани краха, потенциал явно исчерпан.

Отдельно нужно сказать о позиции Путина по главе Москвы. Известно, что Шанцева по праву считают человеком премьер-министра. Но и Собянин — это человек Путина, причем более высокого ранга. Сначала Собянин возглавлял администрацию президента Владимира Путина, а потом перешел с ним в правительство России. Это означает, что кандидатов отбирал премьер-министр, а уже из них выбирал президент Дмитрий Медведев. Я думаю, премьер хотел, чтобы у президента был реальный, а не виртуальный выбор. При этом учитывались рекомендации различных «башен» Кремля. В общем и целом, ставка была не на Шанцева, а на Собянина. И это факт.

Тандем или единовластие

Практически сразу после того, как Сергея Собянина объявили, настойчиво стала озвучиваться идея создания связки: глава Москвы Собянин — глава правительства города Шанцев. Московские СМИ, кстати, тоже предполагали, что такое возможно. Хотя бы потому, что Собянин не так уж хорошо знаком с московским хозяйственным комплексом, а Шанцев знает Москву. Логично также разделить полномочия между главой Москвы и главой городского правительства. Первый мог бы сосредоточиться на политике: взаимодействие с федеральными органами власти, с депутатами городской думы Москвы, с правительством Московской области.

Кроме того, на Собянине могло бы быть формулирование стратегии развития Москвы, базовых программ. А глава правительства осуществлял бы оперативное управление городским хозяйством.

Можно предположить, что именно на пост главы хозяйства Москвы и нацелился Шанцев, понимая, что Собянина не перепрыгнуть. На эту должность его лоббирует спикер Совета Федерации Сергей Миронов, а также ряд влиятельных политиков, с которыми у Шанцева хорошие отношения.

Скорее всего, в Москве идет очередной виток консультаций, как выстроить столичную власть. Интересно было бы поговорить о возможных доводах как сторонников единоличного правления городом, так и тех, кто за московский дуумвират.

Одна сторона наверняка утверждает, что двоевластие в Москве опасно для Кремля. Это означает слабость столичной власти, а все бунты и революции начинаются только в столице. А значит, не должно быть трений в московском руководстве.

Из первых реплик Собянина можно сделать вывод о том, что он не собирается делиться властью. И уже формулирует те задачи, которые намерен решать лично. И ведет речь о хозяйственных задачах, которые находятся в компетенции правительства. И его можно понять. Если под Собянина ставят костыль в виде Валерия Шанцева, значит, есть сомнения в его управленческих способностях, возможности единоначально держать город.

Некоторые «кремлевские башни» не опасаются, что немосквич Собянин будет руководить Москвой. Именно в этом они и видят определенную прелесть. Им нужны радикальные перемены, полный отказ от преемственности. А если правительство города возглавит москвич Шанцев, то это будет не революция в управлении, а эволюция…

Теперь о доводах другой стороны, которая хотела бы командировать Валерия Шанцева в столицу. Москва — это государство в государстве. Тут нужна та же схема управления, что и на уровне федерации, где есть президент премьер-министр.

Если всю власть в Москве сосредоточить в руках одного человека, пусть и вышколенного, как Собянин, рано или поздно он станет великим, и это приведет к негативным последствиям. Юрий Лужков тоже не сразу превратился в хозяина Москвы, который стал состязаться с кремлевцами за влияние. Чтобы этого избежать, нужно создать тандем, в котором заложены сдержки и противовесы, затрудняющие становление вождизма.

Политически очень опасно ухудшить управляемость в Москве. А такое при смене власти вполне возможно. И вот у федералов должно быть поле для маневра. Мол, не справился не глава города, а глава правительства. Заменим его — и все наладится. Тандем устраняет некоторые риски, которые могут вылиться в протест под лозунгами «Верните мэра в кепке!».

Мы еще скажем «До свидания!»

Все мы знаем, как работал в течение пяти с гаком лет Валерий Шанцев в Нижегородской области. Ясно, что, по крайней мере быстро, он не решит единолично главных проблем Москвы: коррупция, транспортный коллапс, социальные проблемы, дорогое жилье и так далее. Не может он создать и сильную команду. Но под руководством мощного политика Валерий Шанцев может сделать намного больше, чем в одиночку. Это типичный «номер два», исполнитель, который, если не заморачивается на понтах, то способен к позитиву.

Это хорошо понимает и премьер-министр Путин, знающий сильные и слабые стороны Шанцева. Поэтому вполне вероятно, что в споре о том, как отстроить московскую власть, верх возьмут те, кто за столичный тандем. При всех плюсах и минусах такая схема власти в Москве более предсказуемая и надежная. Так что вполне возможно, что мы еще скажем Валерию Павлиновичу «До свидания!».

дословно

«Они не изменят Москву»

Александр Проханов, писатель, редактор газеты «Завтра»:

Неизвестно, кого президент Медведев назначит мэром Третьего Рима. Среди предложенных кандидатов нет ни одного, кто бы внушал надежду на благодатные перемены. Все эти люди являются уменьшенными в несколько раз Лужковыми, гораздо более слабыми и посредственными, чем предшествующий властелин. Они не изменят Москву. Коррумпированный, тлетворный, могущественный в своих пороках город протянет к одному из них свои щупальца — и раковые метастазы пронзят его, превращая в часть огромной московской опухоли. Здесь не видны намёки на перемены, намёки на обновление и преображение. Здесь одна тьма поедает другую тьму, одна тьма объемлет другую.

Виктор Деменев