10-11-15

Политика

Демократия в действии

Полная история обмана нижегородцев, в результате которого вместо мэра Вадима Булавинова появился глава города Олег Сорокин, еще найдет своего читателя. Сейчас же нам бы хотелось дать оценку комментариев произошедшего от председателя Законодательного собрания Виктора Лунина и губернатора Валерия Шанцева. Возьмём пробы, так сказать. Надо же разобраться в раскладе сил?

В группах значились богатые антибулавиновцы

Председатель Законодательного собрания Виктор Лунин назвал то, что имело место быть на первом заседании Городской думы Нижнего Новгорода от 25 октября, «демократией в действии». Никакой демократией тут и не пахло. И Лунин это прекрасно знает. Другое дело, что сей политик, по моей оценке, является успешно приспосабливающейся фигурой. И ради собственного благополучия готов вот говорить о демократии.

Летом 2010 года в «Единой России» прошли первичные выборы кандидатов от власти в Городскую думу Нижнего Новгорода. Праймериз дали какой-то результат. Потом собрались губернатор и его люди с одной стороны и мэр и его люди — с другой. И узким кругом радикально пересмотрели состав кандидатов по одномандатным округам и региональным группам. С моей точки зрения, любые праймериз лучше и демократичнее кулуарных договоренностей.

Смотрите, что получилось в результате такой «демократии в действии». Мэр Булавинов чуть ли не в одиночку вытаскивал рейтинг партии и сделал результат под 60%. За счет этого по партийным спискам «Единой России» прошли девять депутатов в Гордуму Нижнего Новгорода. Из них четверо даже не участвовали в праймериз. Это Кирилл Эпштейн, Вячеслав Растеряев, Игорь Нагорный, Вячеслав Аксиньин. Все они имеют к партии «Единая Россия» самое отдаленное отношение. Эпштейн — человек корпорации ГАЗа, Растеряев лишь недавно стал сторонником партии, чтобы избраться в новый состав депутатов, Нагорный — по-видимому, родственник Сорокина, так как носит одну фамилию с его женой, Вячеслав Аксиньин работает в компании «ЗЕФС», подконтрольной заместителю губернатора Антону Аверину. И разумеется, вся четверка голосовала против Булавинова.

Вообще, получилась парадоксальная ситуация. Список «Единой России» тащил Булавинов. Рейтинг Булавинова опускала ­команда Сорокина — Кондрашова через телепередачи «В городе N» и «Коммуналка», через газету «Жилищный вопрос», и засчёт этого придавалась отрицательная динамика рейтингу «Единой России». Но списочники партии, прошедшие в Гордуму, в большинстве были за антибулавиновскую линию: пятеро (Эпштейн, Зудина, Растеряев, Нагорный, Аксиньин) против четверых (Москвин, Монахов, Власкин и, собственно, лидер списка Булавинов). Вряд ли это имеет отношение к демократии. Это больше похоже на обман или, как минимум, на политическую расчетливость.

В целом в региональных группах преобладали на первых местах представители антибулавиновских сил, которые также далеки от «Единой России», как и от народа. В то же время были оттеснены на непроходные места депутаты прошлого созыва, которые много сделали для партии: Александр Мелешкин (он отказался от участия в выборах, видя, что его ставят на непроходное место), Ирина Семашко, Елена Горбунова, Юрий Ежов (он тоже в знак протеста не участвовал в выборах). Все они, как на подбор, сторонники мэра Булавинова. Ясно, у кого финансовый ресурс был больше.

Автозавод выиграл у сормовича Булавинова

Теперь об одномандатниках. В результате выборов от «Единой России» и в статусе независимых прошли как булавиновские, так и антибулавиновские кандидаты. К первым на момент 10 октября относились Владимир Тарасов, Александр Котельников, Владимир Аношкин, Владимир Амельченко, Иван Карнилин, Евгений Кузьмин, Сергей Михайлин, Игорь Кондратьев, Игорь Богданов, Игорь Тюрин, Олег Владимирович Сорокин, Владимир Панов, Дмитрий Кузин, Николай Шумилков, Михаил Барковский, Вадим Агафонов, Ольга Балакина, Марк Фельдман, Дмитрий Бирман. Всего 19 человек.

Для справки отметим, что включая еще четырех списочников, у Булавинова, казалось бы, было 23 голова из 42. То есть большинство, которое гарантировало избрание Вадима Евгеньевича главой Нижнего Новгорода.

Дальше, по нашей оценке, ничего демократичного не произошло. Ситуация в последние дни перед 25 октября развивалась, как мы считаем, примерно так. На двух автозаводских депутатов, которые числились пробулавиновскими, — Аношкина и Котельникова давили непосредственно через ГАЗ. Известно, что губернатор Шанцев помогал и помогает ГАЗу. Вот ГАЗ и вернул долг через политическую составляющую. Плюс ко всему, на Шанцева сориентировались два списочника-«единоросса», которые шли по автозаводским региональным группам: Эпштейн и Зудина.

Недалеким от истины будет утверждение, что победу над Булавиновым Шанцеву обеспечил как раз Автозаводский район. Но не простые избиратели, а ГАЗовский менеджмент. В целом тут антибулавиновская группировка получила следующие голова: Кирилл Лазорин, Александр Котельников, Владимир Аношкин, Василий Пушкин, Кирилл Эпштейн, Елизавета Зудина. Шесть голосов. Тут нет никакой демократии, нет никакого отношения к «Единой России». Областной бюджет (правильно это или нет — другой вопрос) оказывает помощь ГАЗу сотнями миллионов рублей. Вот почему Автозаводский район отправил Булавинова в отставку.

Плюс ко всему, на антибулавиновскую сторону, видимо, перешел Вадим Агафонов. Тут скорее всего, события развивались так: фирме АГЖО сказали, что новый полигон по переработке мусора может ей не достаться, если голосование Агафонова будет неправильным.

И, наконец, в другой лагерь ушел голос Олега Владимировича Сорокина. Видимо, тут хорошо поработал друг депутата Антон Аверин — заместитель губернатора. Он же «хозяин» мнения депутата Аксиньина. Не исключено, что Сорокину пообещали решить вопрос по главе Московского района правильным образом, а также гарантировали участие в хороших стройках. Вот такая лунинская демократия. Идет обработка депутатов, в том числе и по бизнесу. Кнутом и пряником. Первое — Котельникову и Аношкину, второе — Олегу Владимировичу Сорокину.

Странная вещь: когда речь идет о подкупе избирателей, об административном давлении на них, мы осуждаем эти уродливые явления. А когда обрабатывают депутатов, то это «демократия в действии». Может быть, поэтому и настояли на уходе от прямых выборов мэра, чтобы в условиях лунинско-шанцевской демократии кулуарно решать вопросы, побуждая нескольких депутатов к предательству?

Справедливости ради надо отметить, что смена власти подобным образом открывает ряд возможностей для победивших депутатов. Мы хорошо помним, что в 2002 году, когда Юрия Лебедева менял Вадим Булавинов, в некоторых районах Нижнего Новгорода именно у депутатов была возможность повлиять на назначение глав районов. Тогда на откуп депутатам, в частности, отдали Канавинский район. Сейчас я не удивлюсь, если депутат Кондрашов (один из главных претендентов на пост сити-менеджера) будет монопольно определять, кто же возглавит Приокский район. То же самое может произойти в Московском и Сормовском районах. Как скажет один из депутатов, так и будет. В мутной воде кулуарных договоренностей и сговоров всегда легче «демократично» ловить рыбку.

Крепкий бизнесмен

Не менее лицемерно откомментировал события и губернатор Валерий Шанцев. Он использовал привычную для себя тактику — демагогия. Например, заявил, что результаты «Единой России» показали, что Булавинов потерял рейтинг. Мол, в 2005 году за него голосовали 77% нижегородцев, а в 2010 году — около 60%. Да и явка была сейчас ниже, чем пять лет назад. Это неправда.

Дело в том, что без Булавинова «Единая Россия» набрала в 2005 году только 27% голосов, а сейчас с ним — под 60%. Хорошо, что голоса «Единой России» Шанцев считает чисто булавиновскими.

Но и «Единая Россия» — это не только Вадим Евгеньевич, но и Валерий Павлинович, Олег Валентинович и другие. Поэтому и результат у «Единой России» заведомо ниже, чем у Булавинова. Он на прямых выборах главы города явно взял бы больше 60%.

Что касается явки, то она снизилась, так как не было прямых выборов главы города. Думаю, в этом случае явка зашкалила бы за 40%, особенно, если к Булавинова появились бы сколь-нибудь значимые оппоненты, вроде Александра Бочкарева. И уж Олег Сорокин на прямые выборы вряд ли пошел бы.

Теперь о власти Шанцева, в которой он приветствует приход к власти крупного бизнеса. Получается, что в Москве сидят неадекватные люди. Надо было менять Юрия Лужкова на Елену Батурину, которая, собственно, и отстраивала Москву. А там пошли по неверному, судя по мыслям Валерия Павлиновича, пути.

Вместо крепкого хозяйственника там поставили крепкого администратора Сергея Собянина. А надо было, оказывается, ставить крепкого бизнесмена, как в Нижнем Новгороде. У нас же главой города как раз и был крепкий администратор Вадим Булавинов. Но это, видите ли, неправильно. Шанцеву понадобился крепкий бизнесмен.

Помнится, при согласовании Валерия Шанцева на второй губернаторский срок немало говорилось о том, что он умело ведет диалог. Это сомнительно. У него и с монологами не очень получается. Потому что мало кому нравится лапша на ушах.

Очевидно, что никакой демократии на заседании Городской думы Нижнего Новгорода 25 октября не было. И рейтинг Булавинова раздражал тем, что он выше, чем у Шанцева. В этом и была одна из проблем Вадима Евгеньевича.

Нас всех просто обманули. С использованием административного ресурса в виде кнута и пряника в отношении некоторых депутатов. В этом и состоял стратегический замысел губернатора Шанцева по смене нижегородской власти: трудно уговорить сотни тысяч нижегородцев, но просто обработать нескольких депутатов. Вот и вся демократия — в действии.

Виктор Деменев