10-11-15

Политика

Партийный цирк по-нижегородски, или Трудно быть голубем мира

Нижегородская «Единая Россия» стала притчей во языцех. Сплошные скандалы, распри, конфликты. Не сумел стабилизировать ситуацию даже секретарь Александр Тимофеев. В этой должности он продержался только полтора года. Это хороший повод поговорить не только о причинах ухода Тимофеева, но и о положении дел в «Единой России».

Виктор ДЕМЕНЕВ: С моей точки зрения, за последние полтора-два года в нижегородском региональном отделении «Единой России» существенно изменилась ситуация. Если ранее губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отдал партию группировке Хинштейна — Антонова, то сейчас он вновь взял «Единую Россию» под свой контроль.

Мне представляется, что Валерий Шанцев после двух неудачных федеральных выборных кампаний и некрасивого ухода секретаря областного политсовета Сергея Некрасова посчитал, что за контроль над партией держаться не надо. Он, видимо, решил, что организация выборов, партийная рутина — не царское дело.

Потому и согласился на компромиссную фигуру Александра Тимофеева. Тем более что ярый сторонник Шанцева Александр Вайнберг, который хорошо знает Тимофеева, пообещал, что рано или поздно тот пе­рейдет на сторону губернатора. В свою очередь Тимофеев согласился не добивать Вайнберга, который в то время терял политические позиции. В итоге Вайнберг остался заместителем председателя Заксобрания, хотя законодательная деятельность — это далеко не его конек.

Денис НИКИФОРОВ: Когда губернатор говорит, что у нас самый лучший цирк в России, мне все время кажется, что он говорит про региональное отделение самой правильной партии. Потому что в России есть цирк покруче, чем наш. А вот таких партийцев с невероятной моделью политического поведения точно нет нигде. Они, как клоуны, пинают друг друга от души, падают, встают, плачут фонтанами слез, таскают из карманов кроликов и вытаскивают из рукава результаты праймериз. Мы не знаем, трясет ли федеральное руководство партии от наших «единоросов», но они очень стараются, чтобы это было.

Даже замена секретарей происходит в лучших традициях фарса. Евгения Люлина «съел» губернатор, Сергея Некрасова «съели» хинштейновцы и антоновцы, Александра Тимофеева «съел» всё тот же губернатор. Отгадайте, кто «съест» Виктора Лунина? Правильно, молодость обязательно победит это политбюро политических мамонтов. Александр Тимофеев слетел с кресла только потому, что пользовался в этом цирке надув­ной дубинкой, чтобы никого не покалечить. Надо было давно брать уже на арену реальную биту и истреблять клоунов — публика кричала бы «бис!». Правда, это тоже требует мужества и смелости.

В.Д.: Александр Тимофеев на посту секретаря политсовета — фигура компромиссная. Соответственно свойствам он и действовал. Давайте вспомним, как разворачивалась дзержинская ситуация. Тогдашний мэр Дзержинска Виктор Портнов убрал из городского политсовета неугодных лиц, в том числе Галину Савченкову, а включил — подконтрольных семье коммунальщиков. Группе Хинштейна — Антонова это не понравилось. Тогда областной политсовет продавил расширение городского политсовета на восемь человек из числа независимых от Портнова фигур. И больше по партийной линии область ничего не делала.

В итоге Портнов продолжал верховодить, а политсовет «Единой России» находился на обочине политических процессов. Видя, что область не знает, что делать с Дзержинском, мэр перехватил инициативу и в партии. Праймериз прошли по его сценарию, выборы в Гордуму — тоже. Сам же Портнов выдвинулся в мэры от «Единой России». И теперь Александр Тимофеев отвечает не за то, что не затормозил Виктора Портнова полностью, а за то, что «единороссы» Виктор Сопин и Галина Савченкова без разрешения партии пошли на выборы и отбросили заведомо непопулярного Портнова. Это абсурд. Да, Тимофеева надо было подвергнуть суровой критике, но только за то, что он не «замочил» Портнова еще до выборов.

Д.Н.: Говорю же, «мочить» — страшно. Дзержинск, эта столица российской химии, потенциально опасен для политических карьер. Тут, как в химлаборатории, — разливая по колбам реактивы, надо быть предельно осторожным. И переборщивший с химикатами Виктор Портнов, и химичивший над созданием таблетки мира Александр Тимофеев вызвали реакцию. Как результат — погорели оба. А заодно прожгли еще пару дырочек в парадном портрете нашей любимой региональной «Единой России».

И думается мне, дзержинские опыты были не единственными, за которые Александр Тимофеев был приговорен к «съедению». Не обладая какой-то политической смелостью, будучи не склонен к ярким публичным заявлениям, он допускал такое, что у губернатора, должно быть, вызывало, как минимум, мурашки. Вы помните, как Шанцеву досталось за мартовские выборы в органы местного самоуправления в районах Нижегородской области? На него же даже письма писали в Москву. Мол, способствует расколу. Это был апогей. И непонятно, где в это время был Тимофеев — в партере с поп-корном в руках или за кулисами в рыданиях.

Не исключено, что выйдя из нокдауна от Шанцева, Тимофеев, может, и попробует сохраниться в политике, прислонившись к другому лагерю. Но вот на выборах в Законодательное собрание ему шансов оставляют вроде как немного

В.Д.: Для любого регионального политика очевидно: сделал что-то ­вопреки Шанцеву, губернатор будет добивать тебя до конца. Скорее всего, Тимофеева Шанцев мысленно списал с корабля истории именно в марте 2010 года. Тогда на президиуме политсовета досталось за антипартийную деятельность и Шанцеву, и некоторым районным его сторонникам. Тогда же против Тимофеева оказался настроен и умеренный во всех отношениях председатель Законодательного собрания Виктор Лунин. В Москве заговорили о том, что секретарь политсовета, который обеспечил победу «Единой России» на выборах в Заксобрание, вправе претендовать на пост председателя законодательного органа. Поэтому у Тимофеева появился не просто враг, а широкая вражеская коалиция Шанцев — Лунин — Вайнберг.

Это толкало Тимофеева в сторону Хинштейна, Антонова и Булавинова. А там накануне выборов в Городскую думу Нижнего Новгорода проблем становилось все больше и больше. Шанцевцы и на городском уровне не позволили Тимофееву в полной мере реализовать его интересы.

Д.Н.: Мне кажется, что изображать из себя голубя мира — это очень рискованная политическая тактика. Особенно когда реешь над двумя лагерями, ведущими перестрелку. А уж если чисто по-голубиному послать кому привет с небес в виде замечания об антипартийной деятельности, то, точно, пострадаешь. А вообще, мне нравится версия о том, что секретарь политсовета может претендовать на пост спикера регионального парламента. Тогда даже кандидатура Виктора Лунина, севшая в еще теплое тимофеевское кресло кажется очень логичной. Ведь именно тогда, когда годы шепчут, что пора освободить место на трибуне мавзолея и сидеть утром с удочкой на реке, а вечером — с чашечкой кофе на террасе загородного дома — начинает хотеться политической власти. Но зато у нас теперь полное политбюро КПСС. Улыбаемся и машем.

В. Д.: Логично также заявить, что изменилось соотношение сил в ­региональном ­отделении «Единой России», а значит, секретарь политсовета просто должен был смениться. Это и понятно. Губернатор Валерий Шанцев и его сторонники не могу доверить проведение выборной кампании в Заксобрании Тимофееву и хинштейновцам. Видимо, за выборы будут отвечать не Михаил Манухин и Сергей Пименов, а Александр Вайнберг и Людмила Щетинина. Но я не исключаю и другой подтекст.

После ухода Вадима Булавинова Тимофеев мог принять решение не держаться больше за пост секретаря областного политсовета. Мол, в нынешней ситуации акции «Единой России» котируются в регионе очень низко. Вот, мол, пусть Шанцев и его нукеры и провалятся на выборах в региональный парламент — в особенности в Нижнем Новгороде и Дзержинске.

А Москва после этого отреагирует и сделает соответствующие выводы. Тем более что вице-премьер Вячеслав Володин и заместитель главы администрации президента Владислав Сурков только и ждут провала губернатора.

Д.Н.: Мне кажется, Москва уже шарахается от Нижегородской области, как от зачумленных. Не исключено, что нам скоро устроят политический карантин с дезинфекцией. Так лихо менять секретарей, да еще и со скандалом — до этого не в каждом регионе додумаются. В принципе, если размышлять об очередной жертве нашего Минотавра, то, может быть, подобный неудачный политический опыт поможет Тимофееву раз и навсегда сделать выбор в пользу бизнеса.

В.Д.: Один умный человек сказал, что главной проблемой являются события. К сожалению, для Александра Тимофеева события развивались в невыгодном для него свете. Что-то противопоставить этому событийному потоку он не смог. А зная характер Валерия Павлиновича, можно предположить, что экс-секретаря областного политсовета попытаются не пропустить в следующий созыв регионального парламента. А ведь казалось, что все у него в руках: и пост спикера Заксобрания, и депутатство в Госдуме. Выбирай — не хочу. Сейчас же Тимофееву надо думать: как выжить в большой политике?

Д.Н.: Я не исключаю, что выйдя из нокдауна от нашего любителя цирка, Тимофеев, может, и попробует сохраниться в политике, прислонившись к другому лагерю. Но вот на выборах в Законодательное собрание ему шансов оставляют, вроде, как немного. Впрочем, его непопадание в парламент я вижу даже справедливым. Вы помните, как он оказался в областном парламенте? Так же, как и некоторые другие партийные пассажиры: сначала не прошёл в Городскую думу, а потом прошёл в Заксобрание. Словом, селекция кадров, как всегда на высоте. Большим профессионалом, просто горящим на законодательной работе, его мало кто считает, поэтому, может быть, его проигрыш и будет закономерен. Зато будет время оглядеться, отдохнуть. Вот как только пойдет седьмой десяток лет — можно будет цепляться в политике. Сейчас так модно. По крайней мере, в Нижегородской области.

Виктор Деменев, Денис Никифоров