10-11-29

Культурный слой

«Андеграунд сейчас никому не нужен»

Дзержинская команда «Мотоциклеты» образовалась восемь лет назад. Поначалу ребята исполняли песни на французском. Потом все-таки стали русскоязычной группой и снискали локальную известность. Но записав в 2006-м альбом «Свобода», «Мотоциклеты» распались. Спустя два года осколки группы склеились, но уже без вокалиста «Маугли». Надо сказать, ребрендинг коснулся всего — и формы, и содержания. Это уже другие «Мотоциклеты» — этакие апологеты социально-уличного рока. На французском уже не поют. Зато матерятся и рубят правду-матку. Костяк «Мотоциклетов» остался прежним: Александр Былкин (гитара), Дмитрий «Доктор» Суханов (бас) и Алексей «Коварный» Кузьминов (барабаны), но Былкин теперь еще и поет. Плюс в состав влился скретчист Михаил «Бисер» Ожеред.

— Саша, я послушал песни и понял, что «Мотоциклеты» сегодня на переднем крае социально-уличного рока. Такая эстетика задумывалась?

— Когда мы решили вновь собраться, перед нами встал вопрос, может быть, и банальный, но определяющий концепцию, идеологию и эстетику группы: а что мы, выходя на сцену, хотим сказать людям? И из нас, что называется, «поперло». Мы даже не сразу осознали, что герои наших песен — это по большому счету мы сами. Мы вдруг поняли, что нас напрягают правила игры, которые нам навязывает общество. Мы не хотим жить по правилам, когда главной целью существования человека становятся деньги, когда они не средство, а именно цель. Мы ведь, по сути, в своих песнях кричим: неужели деньги — наш новый бог?!

— Я запомнил вашу крутую строчку: «Одним доступно все, другие просто с**** — так обычно устроен социальный институт». Проверено на собственном опыте?

— Здесь речь идет о социальном неравенстве. За конкретными примерами далеко ходить не надо — достаточно оглядеться вокруг и заметить, что в нашем обществе достойное существование человека зависит не от его способностей, ума, образования, трудолюбия, а от таких факторов, как блат, родственные связи, близость к власть предержащим. Обрати внимание, мы говорим то, что, в принципе, все и так знают. Но проблема в том, что большинство приняло такой порядок вещей.

— Думаю, все-таки талант, работоспособность и сегодня имеют значение.

— Значение-то они, конечно, имеют, но не определяющее.

— А живьем вы звучите как питерские «Кирпичи». Даже кепочка у тебя под Васю Васина. Нравятся они тебе?

— Ты не первый, кто подмечает наше родство с этой группой. Сам я их особо плотно не слушал, но вот наш басист и текстовик Доктор Суханов в свое время находился под влиянием Васина. «Кирпичи» мне нравятся, но специально мы под них не косим. Просто мы с этой прославленной группой движемся в одной струе.

— У вас, я вижу, состав поменялся. Мы с тобой в последний раз виделись лет шесть назад. И долгое время вы не подавали сигналов. Что произошло за последнюю пятилетку?

— Что касается стиля… Два года назад мы поняли, что хотим стать ближе к слушателям, доступнее. Сознательно стали минималистичными. Когда мы в первый раз вышли на сцену с новым материалом, нам показалось, что у наших старых слушателей случился культурный шок. Во всяком случае раньше мы не использовали такого количества ненормативной лексики, как сегодня. В итоге, идейное содержание нашего нового материала и определило стиль «Мотоциклетов», его мы назвали БДР.?Эту аббревиатуру можно расшифровывать как «бескомпромиссный дзержинский рок».

— Много концертов дали в новом составе?

— Хочется выступать чаще. Дебют состоялся в дзержинском клубе «Галактика» — на разогреве у питерских панков «П.?Т.?В.?П.». Потом дали дюжину концертов в Нижнем. Отыграли в Питере. Что касается отдачи, тут раз на раз не приходится: бывает фурор, бывает игнор. Сегодня мало просто выйти на сцену с гитарой — этим зал уже не покорить. Как считает Вася Васин, надо «жестоко рубиться».

— Вообще, рок за последние год-два резко дал крен в сторону «социалки». Как ты думаешь — в связи с чем?

— А я такой тенденции не заметил. Может быть, мало слушаю отечественный рок… Мне кажется, наоборот,?— все пытаются играть мейнстрим. Во всяком случае выступая в столицах и в Нижнем, мы пока не нашли группы, близкой нам идеологически. Сегодняшние «Мотоциклеты» — это ­андеграунд. Но, к ­сожалению, андеграунд сейчас никому не нужен, потому что он напрягает человека, заставляет его думать, колет его правдой в глаза. Сегодня среднестатистическому гражданину напрягаться не нравится.

— Ты говоришь, что у старых фанатов на вашем концерте случился шок. Да, пожалуй, когда я послушал новые вещи — тоже был удивлен. Вы теперь прямо как FPG…

— Все-таки FPG — я их очень люблю — поют немного о другом. У них в текстах присутствует навеянный цоевской лирикой Герой с большой буквы, который ­противопоставляет себя даже не государственной машине, а целому миру, впрочем довольно абстрактному. В этом я вижу здоровый идеализм. А что касается нас… К примеру, звукорежиссер и участник группы EleFunk Макс Созонов наше творчество определил так — «никакого пафоса и гламура». И сложно не согласиться. Герой «Мотоциклетов» — человек, за спиной которого нет ни богатых родителей, ни блата. Он может рассчитывать только на свои силы. Повзрослел и понял, что мир не изменится от пафосных речей и главное — миру на него плевать с высокой колокольни.

— Однако меня не оставляет чувство, что сегодняшний мейнстрим — это как раз то, что вы делаете. То есть громко, матерно и «за жизнь». Поэтому ваш успех не за горами, чего я действительно вам желаю.

— Нет, все-таки не мейнстрим. Для этого нам необходимо встать в пафосную позу и добавить трагических интонаций в голос. Но мы этого не сделаем никогда.

— И вот еще что. Не кажется ли тебе, что сегодня употребление мата — своего рода популизм, а, может быть, даже попса? То есть поешь матом — и ты уже в топе в социальных сетях…

— У нас ненормативная лексика не основополагающая, как у Шнура. Мы с ее помощью просто усиливаем эмоциональные акценты в текстах. И вообще не следим за конъюнктурой. Просто сейчас мы чувствуем и выражаемся именно так! Мат в песнях должен быть органичным. Меня напрягает, когда мат идет вкупе с пафосными интонациями — в этом есть искусственность, неискренность, пошлость. Даже используя ненормативную лексику, мы, тем не менее, не опускаемся в лирике до уровня гопника. Мат у нас как в поговорке — не в бровь, а в глаз.

— Дзержинский рок всегда узнаваем. Будешь смеяться, но между «Чкаловым» и «Мотоциклетами» не такая уж пропасть. Обе довольно социальны. Слышал ли ты их последний альбом «Я хочу быть мэром Сочи!»?

— Конечно. Качественный стеб. Весело. Я удивлен, что «Чкалов» до сих пор не в звездном статусе. Однако мы с «Чкаловым» на разных волнах. Их целевая аудитория — представители среднего класса, которые приходят в «Рок-бар» оттянуться под живую музыку и которым по приколу послушать песню про Рыбнадзор — возможно, нечто подобное с ними приключалось. Наша аудитория — интеллигенция, которая начала ругаться матом.

— А что с ней произошло, что она стала ругаться? Ведь лет 20 назад выражаться перед девушками было чем-то гопническим…

— Девушки тут ни при чем. Ругнуться можно и про себя в порыве отчаяния — на жизненные трудности. Если ты спрашиваешь: неужели, чтобы достучаться до слушателя, надо орать матом? Отвечаю: необязательно. Да, обратить на себя внимание слушателя при помощи такой провокации можно, но если он поймет, что кроме пошлятины и ширпотребщины за душой у исполнителя ничего нет, удержать его будет невозможно. Завоевать слушателя могут только личности, которым есть, что сказать — пусть даже и матом! — те, что заставляют задуматься о вечном или о сиюминутном, но злободневном.

— Насколько я знаю, вы с автором текстов Дмитрием — совсем не маргиналы…

— Я сейчас работаю главным редактором дзержинской газеты, а Дмитрий Суханов — доцент. Но не вижу ничего противоречивого в том, как мы так самовыражаемся. Ведь желание заниматься творчеством не зависит ни от социального статуса, ни от профессии, ни от возраста.

— Но почему до сих пор нет студийного альбома с этим материалом? Копите деньги?

— Альбома нет и из-за нехватки денег в том числе. К тому же, хочется подойти к записи альбома с четким пониманием того, как материал должен звучать. Пока, к сожалению, такого понимания нет. А я не хочу отдавать все на откуп звукорежиссерам, которые порой подходят к работе с группой с мыслью быстренько записать, заработать денежку и все. Но альбом запишем, конечно же. Потому что мы уже думаем о новом материале, а чтобы свободно двигаться вперед, надо «избавиться» от старого.

Вадим Демидов