10-12-06

Политика

Оттепель, застой — что дальше?

Проблемы городского развития на прошлой неделе попали в центр внимания тех, кто следит за отношениями федерального центра и регионов. По своему значению проблемы эти выходят далеко за пределы конкретных субъектов РФ.

Президент Медведев публично обнаружил в российской политике признаки застоя

Всё началось со сферы ЖКХ. Находясь с инспекторским визитом в Сыктывкаре, президент Дмитрий Медведев перешёл на весьма жёсткий язык: «ужас», «катастрофа», «безалаберность», «расхлябанность», «топтание на месте». Президентский призыв навести порядок в этой сфере постепенно подводил к логической мысли о том, что сделать это можно только там, где до этого порядка не наблюдалось.

В результате стало понятно, что ЖКХ превратилось в один из тех критериев, которыми федеральный центр будет мерить результативность региональных и муниципальных органов власти, а значит — делить их на эффективные и неэффективные. В этом смысле выпуск программы «Специальный репортаж» Аркадия Мамонтова на телеканале «Россия» стал своего рода «жёлтой карточкой» для властей Ленинградской и некоторых других областей, где дела с ЖКХ обстоят из рук вон плохо. И, наоборот, хвалебные оценки в адрес Альметьевска и Набережных Челнов означали, скорее всего, дополнительный политический бонус в адрес новых властей Татарстана.

На этом фоне интересно наблюдать за тем, как новый мэр Москвы Сергей Собянин публично и ежедневно рассказывает и показывает всей стране, какой беспорядок творился в столице все предыдущие годы, причём не где-нибудь, а буквально под носом у Кремля. Не там строились парковки, не там размещались киоски и ларьки, не такие здания и монументы водружались, не такие рекламные растяжки вешались, не такие коммунальные тарифы устанавливались. Подпольные казино попутно выявили, не говоря уже о местах массового проживания нелегальных иммигрантов в условиях, далёких от элементарных санитарных норм. Понятно, что все эти «ужасы нашего городка» уходят своими корнями в «лихие девяностые», но продолжились-то они и обрели новые краски уже в текущие «нулевые». То есть как раз в то время, когда у руля страны стоял не кто иной, а предшественник нынешнего президента. Возникает вопрос: как все эти безобразия были возможны в период президентства Владимира Путина — во время, которое было принято считать самым успешным в новейшей истории России?

Кстати сказать, на прошлой неделе сам премьер-министр фактически признал, что отношения федерального центра с регионами находятся в состоянии административного кризиса. Путин на всю с страну устроил очередную выволочку губернаторам, заявив, что прекрасно знает те регионы, где деньги, выделенные на нужды пострадавших от засухи регионов, зависли и не дошли до потребителей. Просто позорить их не хочет пока. Напомним лишний раз, что речь идёт о губернаторах, которые взялись не из ниоткуда, а являются прямыми ставленниками партии, у руля которой стоит сам Владимир Владимирович.

Что касается Собянина. то он явно пытается воплотить иную, новую и более свежую модель городского управления эпохи президентской модернизации. Именно под его строгим и пристальным взглядом начальник московской подземки Дмитрий Гаев, не затягивая зря время, пообещал в несколько раз увеличить километраж проложенных подземных линий. Когда градоначальник уточнил, отчего же его собеседник так быстро переориентировался, тот ответил просто: «Мы просто по-другому посмотрели на ситуацию». Урок для всех зрителей этой истории состоял в том, что любой управляющий любой компании, оказывающей любые услуги населению, может в считанные дни, по-иному взглянув на мир, в разы усилить эффективность работы своих подчинённых. Но на все случаи жизни мэров не напасёшься, а так хочется, чтобы в каждом городе был градоначальник, одного разговора с которым было бы достаточно, например, для того, чтобы в пару-тройку раз чего-нибудь сократить или, наоборот, увеличить.

Может быть, на этом фоне станет более понятной ещё одна существенная деталь: из уст президента Медведева прозвучала нетривиальная мысль о том, что в российской политике наблюдаются признаки застоя. После этого признания и возникла крамольная мысль: не являемся ли мы свидетелями начала переоценки режима «вертикали власти» и «суверенной демократии», которые до этого было принято оценивать как исключительно позитивные. А о том, что за застоем следует перестройка, мы в курсе. Равно как знаем мы и то, что многие комментаторы расценили нынешнее ежегодное послание президента Федеральному собранию как речь кандидата в президенты.

Андрей Макарычев