10-12-06

Политика

Законы партийной дрессировки

Итоги первичных выборов «Единой России» перед избирательной кампанией в нижегородское Заксобрание дают почву для серьёзной дискуссии о перспективах регионального парламентаризма и о положении дел в «ЕР». Похоже, система региональной власти переживает возвращение к прежним «жанрам» — в ходу вновь авторитаризм. В таких условиях представительная власть не живет, точнее не выживает.

Результаты праймериз в Заксобрание ставят перспективы регионального парламентаризма под сомнение

Виктор ДЕМЕНЕВ: Наиболее точным индикатором положения дел в той или иной сфере можно считать список людей, выбиваемых из действующей системы. Если брать Законодательное собрание Нижегородской области, то тут ситуация более чем показательная. В фаворе — спикер регионального парламента Виктор Лунин. Из двух его заместителей выдавлена наиболее профессиональная и активная Ольга Сысоева. Из девяти председателей комитетов неугодными стали пятеро: Александр Сериков (жилищная политика и градостроительство), Сергей Красиков (информатизация и СМИ), Александр Тимофеев (экология), Дмитрий Малухин (регламент), Вячеслав Лазарев (социальная политика). Как мне кажется, до последнего момента не было ясности и с Александром Шароновым (финансы и бюджет). Но он, критикуя отдельные шаги исполнительной власти, поддерживает ее в самом главном — масштабных заимствованиях и наращивании госдолга. Это его спасло.

Получается, что губернатор Нижегород­ской области Валерий Шанцев из девяти председателей комитетов Заксобрания благоволит только к трем: Николаю Пугину (экономика и промышленность), Николаю Шкилеву (сельское хозяйство) и Валерию Осокину (госвласть). Согласитесь, не слишком высокая оценка законодателей главой региона. На словах все вроде бы терпимо, хотя в публичных комментариях губернатора можно встретить слова «амбиции», «политиканство» и «пустословие». Но факты свидетельствуют о куда более низких показателях КПД ЗС НО в представлении Валерия Павлиновича.

Денис НИКИФОРОВ: Ну, а что вас так удивляет? Была война, и сейчас поле битвы усеяно политическими трупами. Это нормально. Из оставшихся в живых будут вычищены те, кто не шёл за вождем и не кричал «Ура!», а наносил удары и исподтишка, и напрямую. И попадание в расстрельный список глав комитетов отразится на работе будущего созыва регионального парламента. Эти люди составляли костяк депутатского корпуса, за счёт которого держалась рыхлая масса новичков и тех, кто не первый срок дремлет на парламентских стульях. А сейчас выяснилось, что ребята сделали ставку не на тех, поэтому проиграли и должны встать к стене. Команду на политрасстрел даст именно спикер Виктор Лунин, который сам очень хочет стоять на мавзолее и махать оттуда рукой. А чтобы махалось спокойно, надо убрать всех этих амбициозных и очень умных.

В.Д.: Всплывают два интересных факта. Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин вроде бы кровно заинтересован в том, чтобы руководители комитетов сохранили свои позиции. Они его надежда и опора. Тем более что Лунину теперь приходится отвлекаться от законотворчества на партийные дела. Но он почему-то не защищает своих людей. А ведь Лунин сейчас находится на гребне своего влияния. Он и председатель Заксобрания, и руководитель парламентской фракции «Единой России», и исполняющий обязанности секретаря областного политсовета «единороссов».

Если у Тимофеева не заладились дела в областном политсовете по партийной, как говорится, линии, то за экологию он в комитете дрался как лев. А получается, что он и в этой ипостаси не очень нужен. Понятно, что незаменимых людей нет. Уже сейчас понятно, кого наметили на пост нового председателя комитета по экологии.

Второй факт. Валерий Шанцев прошел свой экватор. Но губернатору Нижегородской области не нужно активное, способное к дискуссии областное заксобрание, где работали бы опытные, знающие депутаты.

Д.Н.: Мне кажется, здесь сказывается нежелание губернатора переживать политические потрясения. Потому что думать, что победа над Вадимом Булавиновым далась ему легко, не стоит. Это была тяжелая война. И сейчас надо зализать раны и с улыбкой поднимать региональную экономику из образовавшихся в ходе долгих и кровопролитных воин руин. Носить бревна на плече, как Ленин на субботнике. Правда, региональные власти чаще носят надувные бревна. И вот это может раскусить не совсем карманный парламент. Тогда начнется. Зачем так портить свои нервы? Лучше если будет тишина, как на погосте, — чистенько и цветочки.

В.Д.: Если двигаться дальше — вниз по депутатской иерархии, то заметно, что опала затрагивает и ряд простых депутатов: Александра Кузнецова, Владимира Жигалова, Алексея Боброва и Игоря Литяка. Это в основном активно работающие депутаты, инициативные и полезные для законотворчества. Становится понятно, что неестественный отбор депутатов Заксобрания идет не по рабочему признаку. А по какому?

С моей точки зрения, основных причин целых пять. Известно, что несколько депутатов около года назад получили партийные взыскания за несанкционированное голосование против принятия бюджета-2010. Эти взыскания до сих пор не сняты. И ряд депутатов попали в черный список именно после этого.

Также около года назад группа депутатов направила письмо в Москву, чтобы снять Александра Вайнберга — человека губернатора Валерия Шанцева — с поста руководителя фракции «Единой России» в Законодательном собрании.

В свое время депутатам из Российской партии пенсионеров при их вступлении в «Единую Россию» были обещаны проходные места в региональный парламент. По рассказам некоторых депутатов, это обещание исходило лично от главы региона. Но, видимо, в дальнейшем руководство решило, что «пенсионеры» не до конца встроились в систему партии власти. Что мы видим в итоге? Роман Антонов ушел в Госдуму, Виктор Сопин избрался в мэры Дзержинска (вопреки позиции губернатора, да и «Единой России» тоже). Валерию Антипову в ходе праймериз не смогли найти достойного конкурента, Сергей Зуденков присягнул губернатору и мягко вписался в вертикаль, Александр Табачников работает в системной структуре и поэтому лоялен губернатору, Иван Сидорок прагматично решил не идти на внутрипартийные выборы, а Ольгу Сысоеву и Дмитрия Малухина явно и без затей валят на праймериз. Понятно, что делается все возможное, чтобы пенсионерской фронде не было места в Заксобрании следующего созыва.

Еще одна причина: мартовские выборы в МСУ стали хорошим фоном, на котором напряжение вокруг губернатора Валерия Шанцева было очевидным. По партийной, причём, линии, чего и не простили секретарю областного политсовета, депутату Александру Тимофееву.

Наконец, губернаторская команда тщательно анализирует выступления и голосования депутатов. Видимо, Александр Кузнецов не угодил из-за своей чрезмерной самостоятельности.

Д.Н.: Да можно сколько угодно анализировать, кого и за что вытесняют из власти. Составить список и каждому приписать причину. Но это будет не совсем верно. Кто-то не молчит никогда и держится, а кто-то простоял в стороне от войны и вроде и не участвовал вовсе, а теперь вылетает. Нет единой системы критериев. Да, конечно, ради введения в состав своих сторонников, вычистят и рядовых. Из всех перечисленных вами депутатов особенно интересен Зуденков, который избирался депутатом от Российской партии пенсионеров, работал в статусе «справоросса», а теперь вот — «единоросс». Я рад, например: наконец-то, человек встроился, поймал волну. Кстати, вполне можно и не анализировать выступления депутатов. За пять лет можно было изучить, в каких случаях губернатор ошибся в далеком 2006 году. Тот же Кузнецов никогда и не был в губернаторском фан-клубе. И все относительно и конкретно независимые будут вычищены из регионального парламента, чтобы высвободить места под депутатов-поклонников.

В.Д.: В соответствии с виртуальной программой максимум по разным причинам не додавили только депутатов Александра Шаронова, Сергея Березина и Валерия Антипова. Видимо, за Шаронова в виде исключения вступился даже Лунин. За Березина мог вступиться «ГАЗ», а против Антипова у исполнительной власти аргументов нет. Не все понятно и по поводу Серикова. Видимо, его будут по-настоящему тормозить на выборах.

Возникает резонный вопрос: а кто же идет на замену опытным депутатам? Уже приходилось отмечать, что это или спонсоры футбола, хоккея и баскетбола, или статусные люди, у которых на активную работу в Заксобрании просто нет времени. Хотя тут ситуация тоже разная. Мы видели, например, что генерального директора «Газпром трансгаза» Игоря Щеголева не встретишь на заседаниях комитетов, а генеральный директор «ЛукойлВолганефтепродукта» Андрей Спирин исправно посещает чуть ли не все заседания комитетов, в которых работает. Николай Нестеров от НМЖК на заседания комитетов не ходит, но опять баллотируется в Заксобрание. Возможно, теперь он будет активнее.

В то же время стоит позитивно оценивать выдвижение «Единой Россией» целой группы ученых и промышленников: ректора ННГУ Евгения Чупрунова, генерального директора «Завода имени Свердлова» Вадима Рыбина, генерального директора АПЗ Олега Лавричева, начальника Горьковской железной дороги Анатолия Лесуна.

Хотя и тут во время праймериз произошли потери. Например, отодвинули исполняющего обязанности директора «Арзамасского машиностроительного завода» Василия Шупранова.

Д.Н.: Вы не озвучиваете самое главное. На замену опытным депутатам идут спонсоры футбола другого — партийного. Далеко не все новые кандидаты имеют достаточно средств на выборную кампанию и опыт участия в них. Вот так просто вынуть из кармана порядка 20 миллионов рублей могут далеко не все из тех, кого партия поддержала. Для этого в списках есть «паровозы», которые везут не своими именами, известными только подчиненным, а финансами. Прием совершенно не новый — им даже коммунисты пользуются. Просто те, кому купят выборную кампанию, потом будут и комитеты посещать за своих «паровозов».

Из всех перечисленных вами «местных олигархов» все заседания посещает действительно только Спирин. И то коллеги смеются над ним — мол, катается, так как у него бензин халявный. Остальные зачастую не просто не посещают комитеты, но, бывает, прогуливают и сами пленарные заседания, а уж если посетят, то рта не откроют. ГЖД за влияние в целом ряде районов, где жизнь теплится только ­вокруг станций и ­железнодорожных путей, видимо, вообще купила себе абонемент в региональный парламент, как в филармонию. Каждый начальник, даже если он не местный, бонусом к назначению получает депутатство.

На этом фоне выдвижение и поддержка ученых и промышленников — это просто прорыв. Как говорится, очнулись, решили разбавить строителей, сырьевиков и прочих монополистов. Ну, а что остается делать, когда после чисток ряды так поредели? Приходится вытаскивать тех, кого раньше задвигали или просто игнорировали.

В.Д.: Если говорить о положении дел в областной «Единой России», то оно вызывает скептическую улыбку. Это не партия, а инструмент начальников разных уровней для продавливания своих интересов. Другое дело, что кому-то из руководителей это удается лучше, а кому-то хуже. Особенно это относится к районам Нижегородской области, в Нижнем Новгороде и Дзержинске картина все-таки другая. Тут директивное управление не всегда проходит.

Не берусь оценивать общие результаты праймериз «Единой России», но случаи протеста против продавливания тех или иных победителей можно пересчитать на пальцах одной руки. В Сормовском районе вдруг восторжествовала внутрипартийная демократия. Там то один, то другой участник праймериз заявлял о том, что его поддерживает губернатор Валерий Шанцев. А вот действующий депутат, главврач городской больницы № 12 Вячеслав Лазарев этого не сказал. Тогда гендиректор завода «Красное Сормово» Николай Жарков вышел на трибуну и заявил, что заводы и другие предприятия района поддерживают Лазарева. Мол, для сормовичей очень важно построить новые корпуса больницы. И тут есть задел у главврача. Он сумеет все это довести до конца. А, мол, подводные лодки заводу «Красное Сормово», за которые ратует другой кандидат, делать не дадут. У государства на атомные подлодки денег нет, а заказы на дизельные подлодки для Вьетнама отдали другим заводам.

Не боятся в партии репутационных потерь. Единственные цифры, которые покроют всё, — партийный результат на выборах. Если достаточно ретивые активисты есть в каждом районе, то мы скоро приблизимся к Мордовии, которая уже имеет в активе победу партии, превышающую 100% голосов избирателей

Это был открытый протест против навязывания сверху победителя праймериз. А тихим протестом можно считать заявление об отказе участвовать во внутрипартийных праймериз депутата Ольги Сысоевой по Ленинскому району. Видимо, она посчитала, что кто организовывает праймериз, тот их и выигрывает. И зачем тогда участвовать в чужих играх?

Д.Н.: А вы правы. Перед нами грандиозное полотно под названием «Шанцевский призыв в региональный парламент», где лидер просит вложиться в освобождение Законодательного собрания от захватчиков с политически неверными установками. Мол, скидывайтесь. И лояльный бизнес тащит золотые чаши, мешки монет и вынимает из ушей серьги. Оценить это полотно можно только на расстоянии. То есть следует подождать окончания выборной кампании, посмотреть новый состав парламента и тогда дать оценку праймериз. Будет поздновато, но зато верно.

Ваша мысль о том, что партия есть не только инструмент в начальственных руках, не нова. А вот проявление демократии — это скорее исключение. И за эти исключения потом больно достается «демократам». Тем, кто просто выходит из этой системы, как Ольга Сысоева, ничего уже не будет. Поняла, что вытесняют, сама вышла из этого поезда, который давно в огне. Профессионализм давно перестал быть тем критерием, по которому «Единая Россия» ценит людей.

В.Д.: Соглашусь. Кстати, можно понять, когда на официальных выборах торжествует принцип: неважно, как голосуют, важно, как сосчитают. Но когда подобные ситуации просматриваются на уровне праймериз, возникает вопрос: а что, в партии есть свои и чужие, в отношении которых все можно? Мне рассказывали, что в одном из районов произошло следующее. За кандидата региональной группы на праймериз проголосовали 415 партийцев. А вот за кандидата Валерия Шанцева из общеобластного списка почему-то проголосовало меньше — 364 бюллетеня «за», 5 — «против» плюс испорченные. Тогда представителей одного из праймериз начали терзать смутные сомнения: куда, мол, делись остальные шанцевские бюллетени, а именно 46 штук? В счетной комиссии начали искать выход из ситуации: мол, никуда они не делись, бюллетени ваши, — остались чистыми. В итоге, возникла версия: бюллетени по региональной группе вбросили, чтобы был нужный результат, а вот добавить соответствующее число по общемуниципальному списку забыли. Вот такие бывают накладки в рамках партийного товарищества.

Д.Н.: Не боятся в партии репутационных потерь. А что? Единственные цифры, которые покроют всё, — это партийный результат на выборах. Кстати, если такие ретивые активисты есть в каждом районе, то мы уже скоро приблизимся к соседней дружественной Мордовии, которая имеет в активе победу партии, превышающую 100% голосов избирателей. Видимо, даже умершие граждане не смогли отвертеться от выборов и были вынуждены голосовать. О внутрипартийных чудесах, впрочем, говорят в «единороссовском» закулисье очень много. И если раньше было смешно, то сейчас уже страшно.

В.Д.: Некоторое время назад экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов дал сенсационную пресс-конференцию. Он пытался донести мысль: мол, это не партия «Единая Россия» нарушила договоренности с ним, а группа лиц, у которой были частные, корыстные интересы. Получается, экс-глава Нижнего Новгорода перед началом областной выборной кампании пытался смягчить репутационные потери «единороссов».

На праймериз в одном из районов Нижнего Новгорода один из участников так объяснил свою позицию: мол, вы знаете, что произошло с выборами главы города на заседании Городской думы, это предательство, но я хочу донести до избирателей, что в партии не все так плохо, — там есть и хорошие люди.

Как говорят в народе, черного кобеля не отмоешь добела. И стоит ли этим заниматься? Дело даже не в застое, о котором говорит даже президент,— имеет место глобальная деградация.

С точки зрения политического развития региональной системы ситуация, при которой «Единая Россия» в нынешнем нездоровом состоянии получит 80% мест не является здоровой. Необходимы еще две крупные фракции в Законодательном собрании, чтобы оно стало местом для дискуссий, где бы принимались взвешенные и хорошо просчитанные решения. Нужно наладить в региональном парламенте нормальный политический процесс. А то все происходит по принципу «как губернатор Шанцев приказал».

Д.Н.: Вот вы сами верите в то, что это возможно? Я не верю. У нас же парламент давно не место для дискуссий. А те, кто не мог молчать и ощущал себя свободным в своем мнении, с марта 2011 года могут быть абсолютно свободны, так как их мандаты отдадут другим. Парламент превращается в любимый губернатором цирк. И демократии в нем не больше, чем в кошачьем коллективе у Куклачева. В общем, если кто-то готов прыгать через обруч и подавать голос исключительно в тех случаях, когда дрессировщик скажет, — вперед. Дерзайте!

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ