10-12-20

Общество

Смута «мутного времени»

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев объявил 2011 год годом гражданина Минина в регионе. Как пояснили в областном правительстве, сделав громкое заявление, глава региона заложил новую региональную традицию — объявлять наступающий год в Нижегородской области в честь известного нижегородца или события. Скептики в свою очередь утверждают, что таким способом областные власти пытаются выбить средства из федерального бюджета на празднование 400-летия нижегородского ополчения в 2012 году.

Зачем Минина и Пожарского хотят сделать святыми?

Как рассказал глава региона, в следующем году в Нижнем Новгороде и районах области пройдут мероприятия, посвященные подвигу нижегородского гражданина Минина, — открытые уроки в школах и детских садах, выставки в музеях, организация телевизионных проектов, посвященных знаменитому земляку. Одновременно ряд общественных православно-патриотических организаций направили в адрес архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия обращение, в котором ходатайствуют о канонизации народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

«Воины Христовы, люди удивительных духовных качеств, прекрасные семьянины — именно такие образы, примеры для особого почитания нужны сегодня нашему бедствующему народу, в особенности молодежи! — считает один из авторов обращения, координатор Движения «Народный Собор» Сергей Скатов. — Однако сегодня вдруг выясняется, что денег на достойную встречу 400-летия народной победы в обедневшей государственной казне не найти. Напомню, что весной 2008 года губернатор Шанцев выступил с инициативой по созданию всероссийского оргкомитета, который бы загодя готовил комплекс юбилейных торжеств, связанных с преодолением Смуты. Возглавить оргкомитет дал согласие президент России. Администрацией президента был подготовлен проект соответствующего президентского указа, который прошел многочисленные согласования, включая научную академическую среду. Однако в последней инстанции — в Правительстве РФ проект указа отклонили, ссылаясь на кризис и недостаток денежных средств. Между тем, с международным размахом недавно прошли юбилейные торжества города Ярославль. Насколько известно, немало федеральных средств отряжается на 200-летие народной победы над Наполеоном. Предстоящий 400-летний юбилей, на мой взгляд, ставит и перед Русской православной церковью особые неотложные задачи. Одна из таких задач — канонизация Минина и Пожарского. Если это произойдет, канонизация станет событием не только церковной, но и светской жизни — на смутное время будет лишний раз обращено внимание властей».

Сам Сергей Васильевич считает нынешнее время «мутным». Празднование окончания смутного времени таким образом должно послужить неким сигналом для завершения «мутного» времени в истории России. Праздновать без денег — народ смешить. Жаль, что этого не понимают в московском кремле.

«Наш центр — не краеведческий музей»

Пока федеральные власти отмалчиваются в преддверии знаменательной даты, в регионе предпринимаются попытки ­пересмотра региональной культурой парадигмы в духе приближающегося юбилея. Так, например, некая инициативная группа граждан выступает за передачу исторического здания Арсенала в нижегородском кремле, где сейчас располагается филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ) под музей народного ополчения. Здание XIX века, находящееся в федеральной собственности в начале двухтысячных было передано филиалу ГЦСИ. Сегодня в определенных кругах бытует мнение, что широкий жест тогдашнего полномочного представителя президента в Приволжском федеральном центре Сергея Кириенко был ошибкой, которую нужно как можно быстрее исправить. Один из аргументов «патриотов» заключается в том, что рядом с Арсеналом некогда стояла церковь, где покоился прах Козьмы Минина. В советское время храм был взорван, а мининский прах перенесен в другой храм на территории нижегородского кремля. Но изначально могила Минина на протяжении трех веков была рядом со зданием Арсенала. И, вообще, дескать, Арсенал — это сооружение для военного ведомства, где логичнее расположить музей оружия или воинской славы, а не так называемое актуальное искусство, чуждое простому народу.

«Передача здания арсенала под центр современного искусства — это, конечно, не дело, — согласен с представителями инициативной группы Сергей Скатов. — Центр современного искусства мог бы располагаться в любом другом помещении, а в сердце Нижнего Новгорода — Кремле должно быть совершенно другое учреждение культуры. Кремль сам по себе — оборонное сооружение. Все, что находится внутри него, имеет определенную историческую и духовную ценность. Если в Арсенале в конечном итоге разместится музей нижегородского ополчения, я буду только «за». В России до сих пор нет ни одного музея ополчения 1612 года. Панорама Бородинского сражения, после которого «Москва, спаленная пожаром, была французу отдана», представьте себе, есть, а панорама битвы 400-летней давности, когда иноземцы из столицы с позором были изгнаны, отсутствует. В стране также нет ни одного музея Минина и Пожарского — только отдельные экспозиции. Поэтому, если музей нижегородского ополчения или народного единства в Арсенале все-таки появится, нижегородцы и россияне, думаю, воспримут эту новость на «ура». Центру современного искусства можно подыскать помещение в другом месте, поскольку для них этот момент не принципиален».

В нижегородском филиале ГЦСИ знакомы с требованиями инициативной группы товарищей, однако полагают, что их претензии необоснованны.

«Юридически желание неких людей и организаций занять помещение Арсенала не имеет под собой никаких оснований, — говорит директор нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. — Если полностью следовать логике этих людей, то выселять нужно здание мэрии, которая находится гораздо ближе к церкви, где когда-то находился прах Минина, нежели здание Арсенала. Сейчас здание Арсенала ремонтируется на федеральные средства, которые вписываются в определенную государственную политику. Некий инженер Карпов (если это только не мифологическая фигура) написал письма во все возможные инстанции — от нижегородской епархии РПЦ до президента страны, в которых требует выселить наш центр в преддверии мининских торжеств. Но нас может выселить только суд и только в случае, если здание используется не по прямому назначению. Например, если мы будем здесь продавать колготки. А пока мы в этом здании занимаемся искусством и ремонтируем его под эти цели. К нам не поступало никаких обращений от властей с просьбой «отра­зить в своей деятельности» приближающееся 400-летие нижегородского ополчения. Современное искусство вправе работать с любым историческим материалом, но каким образом — это уже прерогатива художников. В конце концов, наш центр — не краеведческий музей: у нас немного другие задачи».

Минин — это наверняка

В общем вопрос о передаче здания Арсенала под музей нижегородского ополчения пока завис в воздухе и, скорее всего, там и останется. Еще более злободневный вопрос о выделении денег из столицы в Нижегородскую область на проведение мероприятий в память о событиях 1612 года пока тоже не получил своего разрешения. Возможно, заявление нижегородского губернатора о годе Минина в Нижегородской области поможет сдвинуть процесс с мертвой точки на федеральном уровне. Хотя бы потому, что за юбилейным 2012-м годом последует не менее юбилейный 2013-й.

«Все зависит от самих нижегородцев — насколько мы будем настойчивы в своих требованиях к федеральным властям, — убежден Сергей Скатов. — Если нам дорога история, надо убеждать российское правительство выделить средства на подготовку 400-летия мининского ополчения, которое планируется праздновать на протяжении целого года. А в 2013 году торжества должны плавно переливаться в 400-летие династии Романовых».

Вот так вот. Плевать мы хотели на какой-то там кризис — гулять, так гулять!

В этой связи хотелось бы напомнить, что в прошлом году в Нижнем Новгороде прошли так называемые «александровские дни», посвященных Александру Невскому.

Как известно, именно этот исторический персонаж был признан «Именем России» в ходе одноимённого телепроекта. Нижегородские власти проницательно восприняли данный факт как недвусмысленный сигнал сверху и решили отпраздновать «Александровские дни», что и было сделано в сентябре прошлого года. При этом было заявлено, что идея будет подхвачена сначала в Приволжском федеральном округе, а затем и по всей России.

Пошел уже второй год, а идею так и не подхватили. То ли в Москве внезапно охладели к фигуре Невского, то ли еще какая напасть приключилась. В этих условиях снова решено делать ставку на Минина. Видимо, нынешнее «мутное» время подсказывает власть предержащим: Минин — это наверняка. Беспроигрышный вариант.

Сергей Анисимов