10-12-20

Культурный слой

Джазовая миграция Яны Тюльковой

Яна Тюлькова — главное нижегородское джазовое дарование. Выпускница консерватории, она поет джаз уже лет пятнадцать. Яна организовала в нашем городе Jazz Vocal Studio, через которую прошло немало вокалисток. Постигала мастерство в американском колледже Беркли, выпустила несколько альбомов, записывалась и концертировала с ведущими джазменами страны и даже с мировыми знаменитостями. А сегодня она работает в Америке…

«Учите сольфеджио!»

— Один из твоих альбомов называется «From Nizhny to Pittsbrgh/A Journey in Real Time». И ты сейчас живешь как раз в Питтсбурге. Как ты там оказалась?

— Тот альбом я записала с командой из Питтсбурга осенью 2009 года. Идея — показать, как в одном проекте можно соединить две очень разные культуры, американскую и нашу. Причем и в студии, и во время выступления на площадке. Да, сейчас я живу в Штатах. Не могу сказать, что это навсегда, потому как каждые два-три месяца возвращаюсь в Россию. Думаю, мою ситуацию можно назвать маятниковой миграцией. Причина простая — любому музыканту нужно расти в профессии. Поездки в Америку как раз и дают мне такую возможность: выступать, преподавать, развиваться не только как джазовой вокалистке, но и как пианистке — классической и джазовой. В России у меня не было возможности выступать с оркестрами. Здесь же я работаю параллельно с двумя ведущими оркестрами Питтсбурга.

— Ты проходила прослушивание? Очень интересна тамошняя кухня…

— В первый оркестр, Latshaw Orchestra, прослушивание проходило за три месяца до начала проекта. Конкурс — человек тридцать на одно место. Нужно было исполнить два разных джазовых стандарта. Я пела In a Sentimental Mood и Love for Sale. Затем нужно было импровизировать на заданную тему. Ко второму этапу прослушивания осталось только двенадцать человек. Пели с листа по группам на четыре голоса. Короче, кто хочет попасть в серьёзный музыкальный проект — учите сольфеджио и гармонию, а также купите книгу по импровизации и штудируйте её. Весьма немаловажно, как человек выглядит. Жюри, которое состояло из семи человек, то есть продюсер, два аранжировщика, администраторы оркестра, еще до прослушивания в моём профайле отметили фотографии и сказали, что эта вокалистка не потерялась бы и на конкурсе красоты. К слову, народ тут в большинстве своем красотой не блещет, поэтому любая русская девушка воспринимается как Венера Милосская. И где-то недели через две мне позвонили и сообщили, что я прошла. Недавно вернулась из тура. Выступала в Балтиморе, в Ланкастере, в штате Нью-Йорк.

— А в другой оркестр — тоже прослу­шивание?

— Нет, туда я попала почти случайно. Просто повезло. Я выступала на джем-сейшене в одном из престижных джазовых клубов Питтсбурга — CJ’s Jazz Club. После моего выступления ко мне подошёл человек, представившийся руководителем Vince­Villanova­BigBand, и пригласил выступить с ними. После дебюта с этим оркестром мне предложили продолжить сотрудничество. Совет мой такой: главное — оказаться в нужном месте в нужное время. Я думаю, в жизни любого человека выпадает случай, когда можно сделать рывок. Важно его не проглядеть и показать себя.

«По дороге с битлами»

— В Нижнем ты последние годы часто выступала и записывалась с американским джазменом Куртисом Джонсоном и его группой. Как случился этот альянс? Как он повлиял на твое восприятие музыки?

— С Куртисом я познакомилась в июле 2007 года, когда ездила с моими ученицами в Польшу по линии образовательной джазовой программы. Трудно объяснить, но когда ты выступаешь с музыкантами такого уровня как Куртис, возникает ощущение, что любое твоё исполнение должно иметь успех. В такой компании других вариантов быть не может. Выходя на сцену, ты, естественно, волнуешься, но осознание того, с кем ты выступаешь, помогает выйти на совершенно иной уровень. Недаром говорят, что музыкальное обучение возможно в двух вариантах: в классе за партой и на сцене. Затем мы пригласили Куртиса Джонсона с его квартетом выступить в Нижнем на фестивале «Джаз России-2008». Тогда и был записан материал для моего альбома. В январе прошлого года Куртис пригласил меня в Америку на гастроли. И по сей день принимает активное участие в моём музыкальном развитии.

— Джаз пришел из Америки. Ты пела и с русскими джазменами, и с американскими. Действительно уровень первых и вторых несопоставим?

— Выступая в Штатах, как вокалистка и пианистка я поняла одну вещь — здесь никто не сравнивает, кто лучше, а кто хуже. По словам Куртиса, людям необходима вариация. Поясню — здесь нет соперничества, здесь есть разнообразие. Вопрос стоит так: насколько ты сам по себе интересен, насколько ты отличаешься от других. Согласись, совершенно не интересно слушать музыкантов, которые играют на довольно высоком уровне, но в музыкальном плане словно братья родные. В апреле я выступала с Куртисом на джазовом фестивале в городе на Неве. Аккомпанировали питерские музыканты. Не могу сказать, что это был американский джаз. Но мне было очень приятно выступать с этими ребятами. В каждой стране своя культура, и соответственно своя музыка. И это нормально. Джаз и интересен тем, что везде он звучит по-разному. Поэтому он и развивается. Стагнация ведёт к угасанию процесса.

— В 2003-м ты организовала обучающую студию Jazz Vocal Studio в Нижнем. Твои воспитанницы много выступали и участвовали в культурной жизни города. Что сейчас со студией?

— Вообще-то студия была образована в начале 2002 года. Поскольку жизнь моя кочевая, занятия проходят не так интенсивно, как хотелось бы. Однако в этом есть свои плюсы. Во время моих приездов мы занимаемся усиленно и успеваем подготовить очередной отчётный концерт. Куртис Джонсон стал нашим постоянным гостем. Думаю, для моих девочек это огромный плюс. В мае планирую приехать в Нижний и провести концерт JazzVocalStudio «On the Road with Beatles». А в июне пройдут мастер-классы Куртиса Джонсона. Нужно продолжать то, что делал Вячеслав Уланов, — продвигать джазовую культуру на родной земле.

— То есть твои ученицы будут петь битловские каверы?

— Мы с Jazz Vocal Studio уже не в первый раз проводим концерты, посвящённые творчеству великих музыкантов. Были концерты, вдохновленные песнями Стиви Уандера и Рея Чарльза. Сейчас новая идея — творчество группы «Битлз». Кстати, недавно я побывала на концерте группы «1964». В группе четыре человека, которые выглядят точь-в точь как битлы и поют их вещи. Зал просто огромный — четыре тысячи человек. Концерт прошёл на одном дыхании. У меня было ощущение, что я побывала на концерте настоящих «Битлз». И на пресс-конференции к ним относились, как к реальным битлам. Вообще, в Штатах выступать под какого-то известного музыканта — достаточно распространённая тенденция. Я знакома с двумя Фрэнками Синатрами. Проводятся серьёзные конкурсы на роль Дина Мартина и Стиви Уандера. Некоторые даже делают пластические операции, чтобы выглядеть еще более похоже. Я как-то сказала, что ни за что не согласилась бы на эти операции, хочу оставаться Яной Тюльковой. Но мне резонно ответили: «Когда цена вопроса приближается к десяти тысячам за выступление, то любой призадумается».

«На жизнь хватает»

— У меня несколько друзей и знакомых сейчас живут в США. И все жалуются, что адаптация идет сложно. Совершенно разные ментальности, привычки, отношение к свободе — личной и общественной. Легко ли ты адаптировалась?

— Я уже не первый раз нахожусь в Штатах, в начале нулевых годов обучалась в Беркли, а также ездила учиться в Италию, Польшу, бывала во Франции, в Германии. Поэтому постепенно географические границы начали стираться. Неважно, где ты живёшь. Важно — чем занимаешься. И никакой адаптации не было. А если и была, то я её не чувствовала. Джазовая атмосфера — моя основная составляющая комфорта.

— А английский язык? Я слышал, ты его усиленно изучала на родине. Но хватило ли этих штудий?

— Язык — одна из основных составляющих проживания за границей. Английский я учила достаточно много, но на практике выяснилось, что недостаточно. Думаю, самый короткий путь освоения — проживание в языковой среде.

— Джаз сегодня не самая модная музыка, не Lady Gaga. Ты участвуешь в двух проектах. Но хватает ли этого заработка на жизнь? Или в Америке джаз еще не утратил былой популярности?

— Скажу сразу, кто хочет на джазе заработать большие деньги — вам не сюда. Джаз — это стиль жизни, возможность отдохнуть душой, и уже потом способ заработка. Только десять процентов американцев слушают джаз, остальные любят поп-музыку. Поэтому собственный самолёт купить не получится, а вот хорошую машину вроде «Мерседеса» — вполне.

— Где выступают оркестры, с которыми ты поешь? В клубах? В залах? На опен-эйрах?

— В клубах выступаем малыми составами — не больше шести-семи человек. А с оркестрами в концертных залах и на открытых площадках. Питтсбург с музыкальной точки зрения город весьма плодотворный. Каждый день проходят джазовые мероприятия. Иногда даже бесплатные. Например, этим летом к Питтсбург приезжал известнейший клавишник Джо Сэмпл, и вход был свободный. И вот ещё пример джазового «волшебства»: на моих глазах к одному известному музыканту подошёл после выступления человек и подарил чек на десять тысяч на поддержание его оркестра, о как бывает! Впрочем, моя творческая жизнь — это не только те два оркестра, а ещё и преподавание, и наш совместный проект с Куртисом — «Yana Tyulkova & Curtis Johnson Jazz Quartet». Так что на жизнь хватает.

Вадим Демидов