11-01-17

Экономика

Промышленность не наш приоритет

Общественность уже начала терять интерес к кадровым вопросам в рамках нижегородского правительства. Но фигура экс-министра промышленности Нижегородской области Николая Сатаева настолько колоритна, что многие сомневались, что в его кресле окажется такая же сильная фигура. Сомневались не зря. Что бы это значило?

Комплексную оценку ухода Николая Сатаева из областных министров в главы Канавинского района Нижнего Новгорода не дал только ленивый. С моей точки зрения, даже такой активный и энергичный человек, как Сатаев понял, что качественных и количественных сдвигов в нижегородской промышленности и инновациях добиться удастся вряд ли. И поэтому он с удовольствием вернулся к привычному территориальному управлению. Где можно получить конкретный результат — например, сделать Канавинский район лучшим в городе. Министерский пост старшего по промышленности такого дать не мог.

Надо отметить, что приход Николая Сатаева в министерство промышленности и инноваций чаще всего рассматривался как трамплин для прихода в сити-менеджеры Нижнего Новгорода. Однако некоторые эксперты полагали, что при Сатаеве повысился вес его ведомства. Мол, из технического ведомства получилось нечто более значимое и влиятельное. Николай Петрович светился в средствах массовой информации, был на виду, и это привлекало внимание к минпрому.

И вот мы видим, что ведомство опять опустилось на досатаевский, так сказать, уровень. А, может быть, и ниже. Сейчас минпром действительно приобретает статус технической структуры. Я не думаю, что все так и задумывалось. Просто у губернатора Валерия Шанцева и вице-губернатора Вадима Иванова не получилось найти сильную фигуру на этот пост.

Справедливости ради стоит отметить, что в министры промышленности Нижегородской области за последние годы никто и не рвался. По моим данным, губернатор вел переговоры с несколькими крупными директорами заводов, известными управленцами, но никто не горел желанием отвечать за то, что невозможно контролировать. Промышленность в частных руках. Как заставить владельцев работать так, как хотят чиновники?

Я думаю, что и Сатаев ни за какие коврижки не пошел бы в минпром, поэтому его сначала сунули на обидную должность заместителя к министру социальной политики Никите Гурьеву. Чтобы выбора не оставлять.

И вот мы видим возвышение бывшего замминистра Владимира Нефедова, который уже давно трудится в министерстве. Шанцев и Иванов дали явную слабину. Они могли бы изобразить и нечто более элегантное. Можно было разделить минпром на две части: промышленность и инновации. Или, например, поменять приоритеты — поставить на первое место инновации. Но возобладала проза жизни. Кроме того, Нефедов вряд ли сможет олицетворять инновационный рывок. А, может быть, действительно не стоит даже надувать щеки? Правительство Шанцева и промышленность: это как киплинговские Запад и Восток — им никогда не сойтись.

Областной бюрократии совершенно неинтересны все эти медведевские модернизации. Она активно прет туда, где можно реально заработать. Например, пост заместителя губернатора по энергетике и строительству, занятый Антоном Авериным, смотрится очень хлебным местом, интересным во всех отношениях. А промышленность — это совсем другое дело, это неинтересно. Пахать надо без откатов, а тут еще и неизвестно, будут ли положительные результаты.

Губернатор Шанцев так и остался «хромой уткой». Оценивать его работу, наверное, и стоит рассматривать через эту призму. В том числе и принимаемые Валерием Павлиновичем кадровые решения. Конечно, и Шанцев, и его окружение будут скакать с бубном и произносить ритуальные заклинания о промышленном приоритете. Но это все для отвода глаз. На строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов средства осваивать гораздо интереснее. Вот и стадион придется строить к Чемпионату мира.

Конечно, региональная политика Валерия Шанцева гнила, но зато теперь она стала прозрачной и понятной. Это большой плюс. А Законодательное собрание Нижегородской области слегка прикроет фиговыми бумажками практически полное отсутствие интереса к промышленности. Например, утвердит новую промышленную политику или еще что-нибудь инновационное. И будет нам всем счастье.

Виктор Деменев