11-01-24
Среда обитания
Евроконтейнер против русского менталитета
Почему буксует дзержинский эксперимент по раздельному сбору мусора?
Два года назад власти Нижегородской области во всеуслышание объявили, что в регионе впервые в России внедряется европейская система раздельного сбора мусора. Начать эксперимент решили с Дзержинска. Что получилось, а что — не очень? Об этом мы беседуем с независимым экологом Дмитрием Левашовым.
Дмитрий Левашов
Этот мусор уже не разделить
— Дмитрий, вот мы много ругаем региональные власти, а в таком важном экологическом направлении, как раздельный сбор мусора, наша область, получается, «впереди планеты всей»?
— В Дзержинске сейчас проводится далеко не первый эксперимент по раздельному сбору мусора в России. С 2002 года раздельный сбор мусора внедряется в Санкт-Петербурге под эгидой «Гринпис». Первоначально это было экспериментом общественной организации, поддержанным частной компанией, а уж затем — властями. Подобный опыт уже был поставлен ранее в Новочебоксарске и в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Конечно, в 1999 году в Нижнем не было евроконтейнеров, и эксперимент однозначно провалился. Кстати, попытки внедрить раздельный сбор мусора предпринимались и в Арзамасе.
— Эксперимент в Дзержинске проводится второй год. Насколько удачно, на твой взгляд, проходит эта работа?
— Руководство компании «Ремондис-Дзержинск» заявляло, что евроконтейнеры будут установлены на каждой городской контейнерной площадке. Но это далеко не так. В Дзержинске сегодня действует 127 контейнерных площадок «Ремондиса», с которых в месяц собиралось не более восьми тонн отходов, — это очень мало для такого города, как Дзержинск. Мусор далеко не всегда разделяется. Даже дворник, работающий в горадминистрации, бросает в контейнеры для раздельного сбора всё подряд, и я сам был тому свидетелем.
Конечно, надо начинать с повышения экологической грамотности населения, как это делалось, например, в Швеции и в Германии. В первый год работы компании «Ремондис» в Дзержинске никакой просветительской работы с населением не проводилось, если не считать немногочисленных листовок и публикаций в прессе. Только в конце прошлого года началась планомерная работа со школьниками. Работа с общественными организациями пока вообще не ведётся.
Другая проблема заключается в том, что евроконтейнеры периодически опустошают бомжи, потому что дворники не заинтересованы их охранять. Другая беда — поджоги контейнеров. Кто это делает — непонятно, но можно предположить, что здесь работают конкуренты «Ремондиса». Один из «мусорных королей» Нижнего Новгорода, например, заявил в приватной беседе, что сейчас они такими вещами, как поджоги контейнеров конкурентов, не балуются. Из чего можно сделать вывод, что раньше всё-таки подобные методы практиковались.
— Раздельный сбор мусора, когда пластик, бумага и стекло сортируются, составляет 40% мусорного рынка в Европе. Однако половину европейского мусора все же сжигают. Почему считается, что раздельный сбор ТБО лучше, чем строительство мусоросжигательного завода?
— Сторонниками строительства мусоросжигательных заводов являются в первую очередь чиновники всех уровней — которых в свое время свозили за границу и показывали, как хорошо эти заводы работают в Европе, — и «профильные» бизнесмены. В Дзержинске еще в 1993 году пытались построить мусоросжигательный завод. Австрийцы предлагали сжигать половину нашего мусора, а другую половину привозить из Европы: «Мы вам построим завод, а за это вы будете сжигать наш мусор». Из-за ряда махинаций с австрийской стороны этот проект не был реализован. В коридорах власти в Нижнем Новгороде примерно раз в год появляются представители различных компаний, которые предлагают построить в Нижнем мусоросжигательный завод. В 2001 году в Арзамасе на 90 % уже был построен такой завод, который, к счастью, так и не был запущен. Дело в том, что нам пытаются внедрить устаревшие образцы заводов, которые действуют, сейчас, например, во Владимире, Мурманске, Владивостоке. Такие заводы с простейшими технологиями были спроектированы в Чехословакии еще в конце семидесятых. Там мусор не сортируется. Поэтому в один котел идут и батарейки с тяжелыми металлами, и ртутные градусники, и лампы — все, что угодно. Тяжелые металлы, которые относятся к первому классу опасности, накапливаются в золе мусоросжигательных заводов и составляют до четверти от сжигаемого сырья. Для таких отходов нужно строить отдельный полигон.
Одна из проблем — поджоги контейнеров. Возможно, здесь работают конкуренты «Ремондиса». Один из «мусорных королей» Нижнего Новгорода заявил в приватной беседе, что сейчас они этим не балуются. Значит, раньше подобные методы всё-таки практиковались
— То есть раздельный сбор мусора — стопроцентно выигрышная экологическая альтернатива мусоросжигательным заводам?
— На Западе раздельному сбору мусора стали уделять повышенное внимание как раз с семидесятых. В Европе мало собственных энергоресурсов. Например, углеводородное сырье они получают из-за рубежа. Мусоросжигательный завод помимо отходов в золе — это еще и атмосферные выбросы — своего рода «помойка на небе». Раздельный сбор мусора позволяет решить эти проблемы, да еще и с немалой выгодой, если учитывать последующую переработку мусора. Но в России мусорный бизнес не всегда рентабелен. Один из факторов — низкая закупочная цена на вторичное сырье. Например, на макулатуру. Один килограмм макулатуры сегодня принимают по цене не более полутора рублей за килограмм. Поэтому заниматься той же макулатурой, особенно после кризиса 2008 года, невыгодно. Сегодня, кстати, наиболее выгодный вид мусорного бизнеса — стекло. Пивные и прочие стеклянные бутылки будут востребованы всегда. То же самое относится к пластиковым бутылкам и жестяным банкам.
— Помнится, когда начинали эксперимент по раздельному сбору мусора, говорилось, что население Дзержинска нужно попытаться заинтересовать, в том числе и материально. Насколько это реально?
— Если население Дзержинска в качестве некоего поощрения освободить хотя бы от половины месячной суммы, которую с нас берут за вывоз мусора, это было бы здорово. Если такого рода экономический стимул будет разработан, речь может идти об очень больших деньгах, которые позволили бы сделать мусорный бизнес весьма выгодным занятием. Речь идёт о нескольких миллионах рублей. У города лишних денег нет. «Ремондис» тоже не станет раскошеливаться. Почему, например, в 1999 году такой же эксперимент в Автозаводском районе Нижнего Новгорода провалился? Во-первых, никакой работы с населением власти не проводили вообще. Администрация района просто поставила бачки для раздельного сбора мусора и решила, что народ сейчас сам все правильно рассортирует. Власти решили, что людям больше делать нечего, как сидеть и сортировать мусор, а потом с отдельным пакетиком или ведром идти к контейнеру. Но мы не в Швеции или Германии — у наших людей другой менталитет. Еще одна причина, по которой провалился автозаводский эксперимент, — бомжи. Дзержинск сегодня повторяет ошибки Нижнего Новгорода десятилетней давности. То есть если в Нижнем тогда совсем не работали с населением, то сегодня в Дзержинске с ним, конечно, работают, но крайне плохо.
И ещё один аспект. У тогдашней автозаводской администрации была хотя бы минимальная заинтересованность в удачном исходе эксперимента, а у администрации бывшего мэра города Виктора Портнова мотивации не было вообще никакой, кроме использования удачного повода делать красивые заявления перед прессой. На мой взгляд, глава города должен был показать собственным примером, что раздельный сбор мусора — это не прихоть начальства, а веление времени. И не только мэр, но и сотрудники администрации города вообще.
— Что, на твой взгляд, нужно сделать, чтобы дзержинский эксперимент не повторил судьбу аналогичных начинаний в других российских городах?
— Для того, чтобы эксперимент по раздельному сбору мусора в Дзержинске не провалился окончательно, коммерческому предприятию «Ремондис-Дзержинск» нужно обратить внимание на общественные организации, существующие в городе. Это ветеранские, молодежные, экологические и любые другие объединения граждан. Конечно же, не обойтись без целенаправленной работы со средствами массовой информации. В администрацию города сегодня пришли люди, неравнодушные к экологическим проблемам города. Это обстоятельство внушает определенный оптимизм.
Сергей Анисимов