11-02-16

Экономика

Коммунальные секреты: «Холодно, холодно… теплее»

По остроте и количеству затронутых людей проблемы ЖКХ соперничают только с темами роста цен и несправедливым распределением доходов. Кроме счастливых обладателей собственных коттеджей и особняков да ещё деревенских жителей, являющихся сами себе и ДУКом, и обслуживающей организацией, все остальные граждане, так или иначе, являются потребителями коммунальных услуг. И — часто — заложниками проблем, накопившихся в «лихие девяностые», а также в ходе коммунальной реформы последнего десятилетия.

Решить накопившиеся проблемы невозможно без масштабных инвестиций, объясняют горожанам, оправдывая рост коммунальных тарифов, приватизацию ДУКов, а также тихий саботаж в регистрации ТСЖ. Но изношенность инфраструктуры — только часть правды. Где и насколько она изношена, остается тайной за семью печатями. Где-то тепловые сети находятся во вполне исправном состоянии, но точечная застройка настолько повысила нагрузку на них, что они уже не в состоянии обеспечивать нужные параметры теплоносителя во всех подключенных к каждой отдельной теплотрассе домах.

А где-то изношенность теплотрассы не позволяет поддерживать необходимое давление или отсутствие должной теплоизоляции вызывает охлаждение теплоносителя, из-за чего самые «дальние» дома на теплотрассе получают недостаточно горячую воду.

Не будем задавать сакраментальный вопрос: «Кто виноват?» Виноватых нам найдут в избыточном количестве от дежурных стрелочников Ельцина-Гайдара-Чубайса. Спросим лучше: «Что делать?». Вопрос сразу распадается на два. Что делать руководителям коммунального хозяйства вплоть до мэра и сити-менеджера и что делать простым гражданам, мерзнущим в квартирах. Для последних вариант покупки мощного электрокамина мы не рассматриваем как очевидный, но затратный в эксплуатации и не решающий проблему в принципе.

С физическим лицом в «калашный ряд»

На уровне города надо проанализировать ситуацию, чтобы понять, где и какие требуются «методы лечения». Но сокровенной информацией владеет только «Теплоэнерго», да и то, скорее всего, далеко не в полном объеме. Обратная связь поставщиков тепла с потребителями оного выстроена по схеме, родившейся во времена царя Гороха. Мёрзнущие жители направляют жалобы-челобитные в домоуправляющие компании, которые эти жалобы рассматривают и лишь при известной настойчивости заявителя начинают на них реагировать. А именно: присылать комиссии для проверки факта обоснованности жалобы. Дальше начинаются споры ­жалобщика с ­проверяющими: «а на какой высоте должен располагаться градусник?», «а как долго продолжалось ­зафиксированное во время проверки понижение температуры?», «а насколько хорошо утеплены рамы?». Жалобщик должен доказать, что он предпринял все меры для того, чтобы обеспечить себя теплом, и лишь тогда жалоба будет признана обоснованной. А дальше… всё зависит опять-таки от активности самого жалобщика. Если холодно в одной отдельно-взятой квартире, то возможно всё дело в воздушном пузыре или засоренности батареи. Эти болезни в принципе «лечатся». Но если холодно во всем доме или во всём подъезде, то, значит, причина носит системный характер. Впрочем, установить это получается далеко не всегда.

Активных жильцов, жалующихся в ДУК и иные инстанции, сравнительно немного. И им охотно приводят в пример их более «спокойных» соседей, у которых «всё в порядке», хотя на самом деле эти соседи либо заняты и не имеют времени на препирательства с коммунальщиками, либо не верят в успех и решают свои проблемы самостоятельно (чаще всего покупкой пресловутого электрообогревателя и оплатой возросших счетов за электроэнергию).

Домоуправляющая компания, призванная отстаивать интересы жильцов перед тепло­энергетиками (как перед поставщиками одной из коммунальных услуг), на самом деле является буфером, который должен гасить наиболее активные проявления недовольства и не более того. С организаций, нанимаемых для обслуживания домов, ДУК худо-бедно спрашивает за проделанную работу. Как спрашивает и какая польза жильцам от того спроса, об этом разговор ниже.

А вот в общении с монополистом «Теплоэнерго» ДУК не очень-то активен. Что и понятно. Обслуживающую организацию можно поменять, что порой и происходит, когда жалобы жильцов достигают критического уровня. Обслуживающую организацию можно оштрафовать, выплатив ей не все полагающиеся по тарифу деньги, а только девяносто или семьдесят процентов. Это право ДУКа прописано в договоре. Не полностью или не с должным качеством выполнены работы — нет и полной оплаты. Правда, на сумму квартплаты в квитанции эти штрафы никак не влияют. Жильцы продолжают платить ДУКам все сто процентов. Но «Теплоэнерго» и «Волгоэнергосбыт» — монополисты. И их не поменяешь на других производителя и поставщика тепла. Поэтому в договоре… А, кстати, что в договоре? А вот это вот, как поётся в одной песенке, «для маленькой такой компании огромный такой секрет». Хотя, может быть, «Теплоэнерго» не совсем правомерно называть «маленькой компанией»?

Одна активная пенсионерка, как рассказал мне знакомый, работающий руководителем обслуживающей организации, попыталась добиться от ДУКа, чтобы ей показали договор с теплоснабжающей компанией (чтобы грамотно составить жалобу о нарушении условий договора по обеспечению теплом дома, в котором она жила). Угадайте, какой ответ она услышала? Ей объяснили, что этот «договор заключен между юридическими лицами» и, мол, ей как физическому лицу, никто эти условия не покажет! Что же получается, если ты не в ТСЖ, то ты совершенно бесправен?

Моральное удовлетворение согреет

Сегодня панацеей объявляется повсеместное внедрение теплосчётчиков, которые, наконец, помогут определить, сколько тепла действительно поступило в дом и, следовательно, поставить оплату за теплоснабжение в соответствие с реально полученным теп­лом. Надо подчеркнуть, что в большинстве случаев речь может идти об установке теплосчётчика на элеваторе — узле подключения дома к теплотрассе. Квартирные теплосчётчики в большинстве наших домов установить невозможно из-за «стоячной системы» — на каждый отопительный прибор счётчик не поставишь. Значит, счета за тепло будут формироваться пропорционально занимаемым жильцами квадратным метрам из расчёта тепла, потреблённого всем домом. Течь в подвале, например, будут оплачивать всем домом. Если же один теплопункт обеспечивает теплом несколько рядом стоящих домов, у них будет общий учёт. И если в одном доме слишком холодно, а в другом — слишком жарко, платить они будут в соответствии с одним тарифом.

Но даже в самом лучшем случае одна установка счётчиков не решит проблемы. Конечно, замерзая в квартире и кутаясь в шубы или, включив электрообогреватель и махнув рукой на бешено вращающийся электросчётчик, мы получим моральное ­удовлетворение, увидев в квитанции уменьшение суммы в строке «теплоснабжение». Хотя для большинства в холодные дни, я думаю, важнее было бы, чтобы в квартире было тепло, а не экономия на оплате теплоснабжения. Может быть, показания счётчиков дадут возможность поспорить с энергетиками? Сомневаюсь. Всё будет зависеть от формулировок в договоре между ДУКом и теплоснабжающей организацией. Том самом, который простым жильцам не показывают. Очень боюсь, что в нём будет записана обязанность теплоснабжающей компании поставлять тепло, а обязанность ДУКа — собирать с жильцов плату, «согласно показаниям счетчиков». Более того, может оказаться так, что в особо холодные месяцы счётчик покажет, что тепла поставлялось больше, чем обычно, и поэтому, несмотря на холод в квартире, платить придется тоже больше, а не меньше. Уже случающиеся скандалы с требованиями о доплате «за сверхнормативное потребление тепла» — яркое тому доказательство.

Нужно верно поставить диагноз

Между тем, рецепт наведения порядка даже в имеющихся условиях — существует. Более того, это не какое-то недавно созданное ноу-хау, а созданные ещё с пятидесятых годов XX века нормативы теплоснабжения многоквартирных домов. Да-да, утверждённые в эпоху строительства первых хрущёвок, когда термин центральное отопление подразумевал наличие домовой котельной, отапливающей как минимум его, как максимум — ещё несколько соседних, а не централизованное теплоснабжение целых районов города. Эти нормативы представляют собой таблицу, в которой в одном столбце проставлены значения температуры воздуха, а в других — соответствующие этим значениям параметры горячей воды на вводе в дом и выходящей из него обратно. Обеспечение этих параметров должно было гарантировать тепло в доме при любой (до -50) температуре воздуха на улице. Более того, расчёт был сделан, исходя из естественной циркуляции воды, без использования насоса.

Сейчас параметры подаваемой и поступающей обратно воды не контролируются. Специалисты обслуживающих организаций утверждают, что если бы им дали возможность регулировать эти параметры они могли бы подобрать такой режим, при котором в квартирах было бы тепло. Более того, есть сильное подозрение, что эти параметры были бы очень близки к параметрам в тех самых старых нормативах.

Есть, правда, опасность, что во всех домах по одной теплотрассе окажется невозможно обеспечить эти параметры. Может не хватить пропускной способности теплотрассы, может не хватить тепловой мощности котельных. Но пока этого никто не проверял! Если опасность реальна — можно говорить о необходимости провести реконструкцию теплотрассы или вводить новые мощности теплогенерации. Скорее всего, это понадобится сделать в центре города, где строились новые дома, торговые центры, в отличие от заречной части, где строительство велось в меньших объемах, а из-за остановки многих промышленных предприятий появился резерв тепловой мощности. Если объективные данные подтвердят такое предположение, об этом должно быть открыто сказано. И не просто сказано.

Во главу угла всё-таки должно быть поставлено обеспечение комфортных условий проживаний в квартирах многоэтажных домов, а не поставка энного количества гигакалорий за отопительный сезон. Если руководствоваться именно таким подходом, перед городской и областной властями встанет задача планирования мероприятий по ликвидации возникших диспропорций, то есть по поиску средств на строительство новых или реконструкцию и повышение мощности старых котельных.

И пока эта проблема не будет решена, в домах, где нет возможности обеспечить нормальное теплоснабжение, люди должны платить не в полной мере. И, возможно, им придётся дополнительно предоставить скидки (или дотации) на оплату электроэнергии при использовании электронагревательных приборов. В противном случае могут возникнуть вопросы у жилищной инспекции. Но делать вид, что всё в порядке и виноваты жильцы, не утеплившие окна, или обслуживающие организации, не продувшие как следует батареи и не отремонтировавшие внутридомовые коммуникации, значит прятать голову в песок.

Дмитрий Скворцов