11-02-16

Общество

«Власть просто имитирует решение серьёзной проблемы»

Похоже, слухи об окончательном решении квартирного вопроса «договорников» ГАЗа сильно преувеличены

О проблеме «договорников» ГАЗа «Новая» в Нижнем» не раз писала. Под Новый год нам позвонили обрадованные представители инициативной группы, рассказавшие, что всё у них теперь хорошо, потому что область заплатит за их квартиры. Обнадёжившее людей Постанов­ление № 881 облправительства вышло в декабре. Отношение к нему среди «договорников», мягко говоря, неоднозначное. Одни в эйфории, другие — в панике. Мы решили поговорить с руководителем Приволжского отделения Интернационального союза в поддержку трудовых мигрантов Николаем Николаевым — именно он сейчас оказывает помощь «несогласным» «договорникам».

— Николай, вы помогаете «договорникам» ГАЗа. В каком статусе? И по чьей инициативе?

— Во время одной из акций «Стратегии-31» на площади Свободы ко мне обратилась группа жителей Автозаводского района Нижнего Новгорода с просьбой помочь в решении их проблемы. Напомню вкратце суть проблемы, хотя читатели «Новой» в Нижнем», думаю, уже хорошо знакомы с ней. На протяжении длительного времени бывшие и настоящие работники ОАО «ГАЗ» не могут решить вопрос о передаче им в собственность жилых помещений, которые они в своё время получили, работая на вредных производствах этого предприятия. Ни публичные акции, ни обращения в различные инстанции не помогли автозаводцам в разрешении ситуации. Поэтому инициативная группа «договорников» посчитала необходимым обратиться ко мне за помощью в поиске возможных путей разрешения конфликта.

Я выступаю общественным представителем части «договорников», которые не согласны с теми условиями, которые областное правительство, администрация предприятия предложили в качестве меры для урегулирования проблемы. Мои полномочия определены протоколом собрания. Среди них — организация и проведение прямых переговоров с представителями заинтересованных сторон, в первую очередь институтами власти, администрацией «ГАЗа». Плюс широкое и гласное обсуждение возникших вопросов с привлечением специалистов и экспертов в правовой области.

— Вот как раз об этом хотелось бы поговорить подробнее. Итак, в декабре было выпущено постановление облправительства, которое обещало «договорникам» окончательное решение квартирного вопроса. Решают?

— Постановление № 881 «Об утверждении Порядка представления гражданам социальных выплат на приобретение в собственность занимаемых ими жилых помещений, принадлежащих юридическим лицам, находящимся либо ранее находившимся с ними в трудовых отношениях» было выпущено 7 декабря. Согласно этому постановлению, региональное правительство должно организовать работу по «назначению и осуществлению социальной выплаты для приобретения жилых помещений в соответствии с порядком, утверждённым этим же постановлением.

— Это правда, что среди ­договорников наметился чёткий раскол между противниками и сторонниками Постановления?

— Линия водораздела прошла несколько раньше выхода данного документа. И причина — непрозрачные условия, которые администрация области предложила «договорникам». Одни участники безоговорочно приняли эти условия, вторые, а их оказалось значительно меньше, предлагали обсудить выдвигаемые исполнительной властью меры с участием экспертов?юристов, привлечь общественность, СМИ. Представителям первой категории администрация обеспечила встречу с губернатором Валерием Шанцевым буквально в «секретном режиме», без составления протоколов. Решения в конечном итоге не были озвучены, зато стали предметом спекуляций со стороны участников этой «встречи в Филях», которые пытаются привлечь людей на свою сторону, пообещав взамен лояльности власти решение проблемы. Это и стало причиной выделения из общего количества «договорников» так называемой группы «несогласных». Немалую роль в развитии конфликта сыграла позиция некоторых депутатов Заксобрания, которые общались с договорниками. Плюс со второй группой высшие руководители области встретиться не пожелали, то есть широкого обсуждения так и не произошло. А именно открытое общение, в общем-то, могло примирить в то время стороны.

— Давайте пройдёмся по тексту Постановления. Я так понимаю, у вас вопросов к разработчикам «примирительного» документа много.

— Первый и основной вопрос — из каких источников, за счёт каких средств будет финансироваться эта программа. Постановлением предлагается ежегодно, при подготовке закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год представлять в областной минфин расчеты потребностей в средствах на социальные выплаты (пункт 2.2), а следующий пункт (2.3) предлагает подготовить предложения о финансировании «при наличии доходных источников». Что это означает? На мой взгляд, только одно — бюджетные деньги будут использоваться нецелевым образом. Их будут изыскивать из других статей бюджета, возможно, даже в ущерб иным категориям населения и программам.

Другой момент. Сам факт уточнения условия — «при наличии доходных источников» — делает Постановление весьма спорным и проблемным с точки зрения надлежащего исполнения. Я не предсказатель, но весьма вероятно, что благие пожелания аппарата губернатора, оформленные министерством социальной политики в данный документ, таковыми и останутся.

— Вы предполагаете, что это махинация? Или, скажем мягче, осознанный обман?

— На самом деле текст документа интересен как пособие по коррупционным схемам. Обращает внимание, прежде всего, непрозрачность всего процесса передачи жилья в собственность и финансирования сопутствующих процедур. Самое главное — выплаты по Постановлению будут проводиться в течение 10 лет, равными долями, в размере десяти процентов от общей суммы социальной выплаты. Но при этом оценка жилья производится по рыночной стоимости, и областной бюджет выплачивает не более 80??% от неё.

Возникает вопрос, а является ли рыночная цена справедливой для граждан, которые своим «потом и кровью» заработали это жильё? Если оценка жилья производится по расценкам БТИ, то каким образом в схеме взаимных платежей между администрацией области и ГАЗом возникли «рыночные отношения»? Администрация ГАЗа в лице главы БТИ Алтушкиной утверждает, что это предусмотрено действующим законодательством. При этом ссылается на то, что между администрациями предприятия и области имеется договорённость по сумме оценки «независимой компанией» квартир, которые подлежат передаче.

Разве администрация области не заинтересована в оптимизации бюджетных расходов? Почему с такой легкостью, без должной правовой оценки, бюджетные средства в значительно большем объеме, чем это надлежит по закону, переходят на счета частной компании? Квартиры, которые по оценке БТИ стоят 180 тысяч, в одночасье превращаются в двух-трёхмиллионные хоромы. И где при этом контрольно-надзорные органы, которые обязаны следить за правильностью расходования бюджетных средств?

Господин Николай Пугин, президент ОАО «ГАЗ» на одной из встреч с группой «несогласных» заметил, что вся сделка, по крайней мере в 2011 году, будет финансироваться из фонда непредвиденных расходов губернатора. Но если я правильно понимаю, этот фонд предусматривает только целевое назначение и направлен на финансирование областных программ в случае чрезвычайных ситуаций, таких, как пожары и иные ЧП.?Бюджет, который утверждают депутаты ЗС НО, постатейно, приобретает силу Закона области. Трения, которые обычно возникают при утверждении этого документа, бывают весьма бурными. Знают ли депутаты Заксобрания о действиях губернатора области в части расходования бюджетных средств таким образом? Крайне интересно, кто те лоббисты, которые подвигли губернатора на эти шаги.

— Вы готовы предложить какую-то альтернативу?

— Основной вопрос, который задают люди, почему они стали заложниками, фактически крепостными, в процессе, казалось бы, рядового события, отношений между двумя хозяйствующими субъектами? Вся наша группа настаивает на том, что вполне возможна передача имущества гораздо менее коррупционным способом. Для этого всего лишь необходимо заключить договор (которого, кстати, нет до сих пор) между уполномоченным органом администрации Нижегородской области и собственником жилья, то есть на данный момент администрацией ГАЗа (отбросим на мгновение вопрос о правомочности), по которому бюджетные средства перечисляются предприятию. А предприятие при этом обязуется передать жильё в собственность людям. При этом необязательно делать людей заложниками того Порядка, который предусмотрен Постановлением № 881.

И, как следствие, область и частное предприятие ГАЗ могут, по этому соглашению, принимать деньги, проводить взаиморасчёты или год, или сто лет, но при этом люди статут собственниками сразу. Для этого всего лишь нужна добрая воля обеих сторон, а не серые схемы, которые предлагаются сегодня.

На мой взгляд, главным шагом, который должен быть сделан уже сегодня — со стороны администрации области — это предоставление гарантий со стороны данных должностных лиц о том, что в течение всего срока действия Постановления, вне зависимости от «наличия доходных источников», «договорники» могут быть уверены, что финансирование будет постоянным и правительство исполнит свои обязательства по отношению к ним. И через год, и через 10 лет. Гарантии должны быть предоставлены не на словах, а в форме имеющего юридическую силу документа, который в случае необходимости может быть предъявлен в суде для защиты прав собственности.

— Как вам кажется, что грозит людям, если они будут играть по предлагаемым правилам?

— Последствия очевидны. В случае прекращения финансирования со стороны правительства области люди окажутся в заложниках у системы, как собственники, которые несут уже свою персональную ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в том числе гражданско-правовую и уголовную. Ответственность за ежемесячные платежи в пользу администрации ГАЗа. В случае несвоевременности платежей совершенно очевидно, что через некоторое время в каждую квартиру неспособных платить людей придут судебные приставы. А правительство как всегда будет ни при чём…

— Вы допускаете, что можете ошибаться, или факты настолько очевидны, что разночтений быть не может?

— Конечно, я допускаю, что могу ошибаться. Но факты в данном случае свидетельствуют о том, что имеются вопросы к составителям Постановления и его подписантам о том, как правильно расходуются средства бюджета, имеется ли эффективный контроль, за целевым финансированием отдельных программ, насколько открыт и прозрачен процесс принятия управленческих решений со стороны высших должностных лиц области. И главное — как эти средства будут расходоваться ГАЗом. А тем временем люди, проживающие в этих квартирах сегодня, уже платят, например, за капремонт, который должен оплачивать собственник. Возможно, что эти деньги будут разделены между теми лицами, кто придумал эту программу и принимает в ней самое деятельное участие?

Мы сегодня много говорим о борьбе с коррупцией, создаём всевозможные комиссии. Власть сегодня только имитирует решение проблем. Точку в этом вопросе может поставить только прокуратура, которая может истребовать все документы по данной проблеме. Но захочет ли она брать на себя риски? Плюс, на мой взгляд, важна и система общественного контроля, поэтому депутаты и независимые эксперты должны сказать своё слово.

В любом случае для измученных многолетним противостоянием «договорников» важно получить возможность вздохнуть свободно не через 10 лет, а уже сегодня. И власть должна сделать всё возможное для того, чтобы эта проблема была решена максимально быстро, прозрачно и не унизительно для людей.

Эмилия Новрузова