11-02-25

Политика

Выборы: пять лет без права на перемены

Выборы в Законодательное собрание Нижегородской области проходят не скучно, не весело и очень похоже на выборы 2006 года. Единственное их отличие в том, что роль «Российской партии пенсионеров» теперь исполняет КПРФ. Стратегические линии те же, что и пять лет назад.

В 2006 году основную опасность для «единороссов» представляла «Российская партия пенсионеров». У этой партии, единственной из числа оппозиционных, было несколько конкурентоспособных одномандатников, а также сильный список. Напомню читателям, что тогда у РПП одномандатниками были Роман Антонов, Валерий Анисимов, Александр Бочкарёв, Ольга Сысоева, Александр Косовских. Сейчас все они в рядах «единороссов» и «справороссов». В прошлые выборы Антонов, Антипов и Косовских выиграли, Сысоева уступила конкуренту-«единороссу», а Бочкарёва сняли по суду.

Тогда нижегородские «пенсионеры» под управлением молодых бизнесменов стартовали крайне удачно. К нам был вызван федеральный лидер РПП, фамилию которого не вспомнят даже историки. Так или иначе после его визита местное отделение обороты сбавило, а Антонову, Антипову и другим пообещали, что их с выборов не снимут. Зато снимут «пенсионера» Бочкарёва и для баланса «единоросса» Вадима Жука. В последнем случае в Ленинском районе открывалась дорога Ольге Сысоевой. Однако размен не вышел. Жука восстановили в Москве, и он выиграл у Сысоевой. Правда, она прошла в региональный парламент по партийному списку и тоже стала депутатом. Но факт обмана очевиден.

Так вот сейчас то же самое происходит с КПРФ. Компартия — это единственная сила, в активе которой несколько вполне себе успешных одномандатников, да и партийный список коммунистов можно считать сильным. В округах для «единороссов» опасны действующие депутаты Александр Кузнецов и Владислав Егоров, а также Сергей Кузнецов, Владимир Буланов, Сергей Лесков. Из других «неединороссов» выдержать ­гонку может только Александр Косовских от «Справедливой России».

В этой кампании КПРФ достаточно быстро стартовала, явив избирателям новый образ, в изменении которого, между прочим, большую роль сыграл бизнес, перешедший по разными причинам под флаги КПРФ. Областная власть на это реагирует болезненно. По некоторым данным, лидера областного списка Николая Рябова уже второй раз призвал к себе перед ясны очи губернатор Валерий Шанцев. Якобы коммунистам предлагается сбавить обороты, и тогда можно будет договариваться по-хорошему. Некоторые эксперты говорят, что при нынешнем руководстве области это вообще первая попытка заговорить с КПРФ как с реальной политической силой, имеющей право ставить условия.

Пять лет назад «пенсионеры» пошли на договоренности с властью. Опасались, что партию с выборов снимут. С коммунистами это сделать труднее. КПРФ — парламентская партия, которую даже Кремль бросил, так и не додушив насмерть. В общем, Рябов может и не пойти на договорённости с властями. Запросто.

«Единороссы» приватизировали бюджеты всех уровней и перед каждыми выборами демонстрируют аттракционы невиданной щедрости. Перед выборами в Городскую думу Нижнего Новгорода на новые дороги в городе партия якобы выделила 1,7 млрд рублей чуть ли не своих денег.

Казалось, что дальше таких шикарных подарков избирателям уже не достанется. Но по сравнению с текущими подношениями электорату октябрьские подачки представляются приятными пустячками. В текущую кампанию нижегородцев просто завалили миллиардами. На реконструкцию и модернизацию больниц и поликлиник дают аж восемь млрд рублей. Правда, изначально говорили о трёх–четырёх, потом ставки повысились до шести млрд, но в итоге — восемь, правда, на два года.

От таких больших цифр и сама «Единая Россия» вошла в раж. На ремонт дорог опять выделяется один млрд рублей из партийной ­кассы. Понимая, что это всё подарки из федерального сундука, в регионе в разы повысили и пособие на рождение ребенка.

То же самое было и в 2006 году. Тогда долго и мучительно принимали областной закон о ветеранах труда. С соответствующими доплатами в 300—400 рублей в месяц. Только за неделю-другую до выборов закон был принят, но выплаты должны были начаться с 1 января 2007 года. Народ что-то прослышал о невероятной щедрости, но наличных до выборов в Госдуму не получил. Потому голосование за «Единую Россию» прошло в среднем хуже, чем по стране.

Сейчас всё идёт по тому же сценарию. Губернатор до последнего сдерживал напор, не повышая пособие на ребёнка. И всё же за пару недель до выборов ситуация изменилась. Интересно, успеет ли народ проникнуться благодарностью к нему за предвыборную раздачу благ? Не опоздают ли с щедротами?

А тем временем кампания КПРФ набирает обороты. Теперь уже не с кем им соперничать за второе место, в то время как в в 2006 году с теми же «пенсионерами» боролись за серебряную медаль.

В октябре 2010-го шла битва со «справороссами». Сегодня позиции стали крепче. Коммунисты расширяют предвыборный арсенал. Вернулся в лоно партии Александр Проханов. Как и в девяностые, он подтянул свою артиллерию в виде газеты «Завтра». В кои-то веки там зазвучали нижегородские темы.

«Левые» наметили даже визит Зюганова, который не был в регионе ни разу за последние семь лет. Одна из причин — заместителем губернатора долгое время был Сергей Потапов, когда-то приближённый к Зюганову. Потом Потапов пытался расколоть КПРФ — и сам был изгнан из рядов партии. Вряд ли Геннадия Андреевича будут просить, чтобы КПРФ сбавила обороты. Все-таки Зюганов — это не забытый всеми лидер «Российской партии пенсионеров», который зарубил проект, впоследствии трансформировавшийся в «Справедливую Россию».

«Справедливая Россия» в выборной кампании выглядит как-то зажато. Если на выборах в Гордуму «эсеры», по крайней мере верхней части Нижнего Новгорода, смотрелись бодрячком, то сейчас огонька нет.

Отчасти это объяснимо: полгода назад «эсеры» во главе с Бочкарёвым воевали не столько с «единороссами», сколько с Булавиновым. Был чётко обозначенный враг. И задача взять как можно больше голосов, чтобы не допустить переизбрания Булавинова. Поэтому тогда поддерживали оппонентов мэра из «ЕР».

А вот сейчас у «справороссов» нет ни врага, ни задачи. Антигубернаторских позиций они не придерживаются. Фактор борьбы с партией власти, безусловно, присутствует. Но тут им тоже нежелательно очень усердствовать. Можно было бы вступить в противостояние с КПРФ, но для избирателей партии это будет не очень понятно. Всё-таки «Справедливая Россия» должна придерживаться имиджа оппозиционной партии, а не дубинки в руках «Единой России».

Помимо Александра Косовских, пожалуй, только Владимир Герасичкин из зоопарка «Лимпопо» мог претендовать на победу в одномандатном округе. Однако он снялся с выборов и стало ясно — до последней капли крови «справороссы» биться не будут. Хотя, как говорят партийные источники и в Москве, и в Нижнем Новгороде, многие недоумевают по поводу происходящего с региональным отделением. Не самым слабым, между прочим. Очевидно, «справороссы» взяли паузу.

А вот либерал-демократы как раз договариваются с местным кремлём. В октябре 2010 года ЛДПР работала против Вадима Булавинова, а сейчас — против КПРФ. В нынешнем составе Заксобрания аж два либерал-демократа, которых не видно и не слышно. Тут ЛДПР нужен просто психологический эффект. Мол, партия ещё может прорываться в Госдуму.

Вот, собственно, и весь небогатый расклад перед 13 марта. Остаётся только сожалеть, что нет больше «Российской партии пенсионеров». Или аналога. Было бы интереснее.

Виктор Деменев