11-03-11

Политика

Казаки-районщики

Иногда глава Советского района — это просто глава Советского района

Назначение министра поддержки предпринимательства Василия Казакова главой Советского района — свидетельство сращения областной и городской властей. Сначала кадры передвигались традиционно — по вертикальным лифтам наверх. А здесь движение в обратном направлении. Странно.

Реальное дело вместо пиара

Василий Казаков совершенно неожиданно для широкой публики стал министром поддержки предпринимательства, а сейчас также неожиданно стал исполняющим обязанности главы Советского района. Скорее всего, дело не в том, что в Казакове увидели идеальную кандидатуру, а в том, что его необходимо было куда-то трудоустроить. Просто потому, что Казаков и куратор блока, в которой входит его министерство, Дмитрий Сватковский несовместимы.

Надо отметить, что структура нынешнего правительства весьма своеобразная. Порой создаётся впечатление, что исполнительная власть в регионе мало что решает. На должности замминистров традиционно назначались рабочие лошадки. Сейчас же заместителями назначают по настолько размытым критериям, что, кажется, критериев этих нет, а работают факторы политических соображений, блата, внутриструктурных коалиций и войн. В такой ситуации собственно министры, которые обычно опираются на замов, зачастую становятся фигурами номинальными. Получается, что реально решают вопросы заместители губернатора, и главным образом — теневые фигуры.

Так вот министерство предпринимательства всегда было в большей степени пиар-проектом. То есть красивой сказкой с многообещающим началом: «В Нижегородской области теперь есть министерство, которое занимается малым и средним предпринимательством». Критики не раз говорили о том, что климат для развития бизнеса создается всей государственной системой. В том числе и под влиянием того, как работают суды и надзорные органы. Поэтому очевидно, что минпредпринимательства — структура избыточная по сути своей. Очень скоро стало понятно, что создание данного ведомства и есть чистой воды показуха.

Министерство предпринимательства может декларировать что угодно, но многочисленные контролёры и надзиратели не помогают предпринимателям решать проблемы, а банально работают на уничтожение их бизнеса. Поэтому возникает вопрос: уход Казакова — сигнал о том, что показуха с поддержкой бизнеса подходит к концу? Или структура правительства всё же не будет оптимизирована в ближайшее время? Сейчас среди областных чиновников модно утверждать, что любая региональная структура исполнительной власти должна соотноситься с аналогичной федеральной. А вот там, на федеральном уровне, министерства предпринимательства вроде бы нет.

Поэтому, если учитывать все факторы, Василий Казаков вряд ли держался за министерское кресло. Очевидно, в администрации Советского района ему будет комфортнее: это реальная работа, а не имитация деятельности. И как бы ни были хороши министерские эполеты, это не влияет на статус человека в этом чиновничьем сюртуке — влияния у него попросту нет. Поэтому переход Казакова можно рассматривать даже как повышение. По крайней мере Николай Сатаев, ушедший из министерства промышленности в главы Канавинского района, вряд ли комплексует. Скорее, наоборот.

Надо полагать, что некоторые министры охотно бы ушли в районы, чтобы заняться делом, а не изображением «координирующей работы». Трудно представить себе что-то более тоскливое, чем областной минфин.

Не политик, а управленец

Что же касается кресла главы Советского района, то ситуация вокруг него странная. В марте выборы в Законодательное собрание, а у «единороссов» в этом районе сплошные проблемы. Казалось бы, ещё в декабре нужно было поставить на это место сильного, жёсткого организатора, который попытался бы переломить ситуацию в пользу партии власти. Но нет, в Советском районе новые городские руководители довольствовались безвластием. С чего бы это? От некомпетентности? Или шли какие-то политические игры с сильной в Советском районе «Справедливой Россией» во главе с Александром Бочкарёвым?

В итоге, выбран вариант со спокойным, исполнительным и далёким от политики главой администрации района. В принципе, очень неплохое кадровое решение. Насколько нам известно, Василий Казаков работал в Советском районе. Здесь тоже надо развивать малый и средний бизнес. Как раз есть, где развернуться экс-министру предпринимательства.

Понятно, что Казакову будет непросто, хотя в его опыте и компетенции управленца сомневаться не приходится. Просто это несколько иной опыт. У Советского района исторически сложился имидж проблемной территории. И телеканалы обожают этот район за образцово-показательные жилищно-коммунальные язвы. По крайней мере, у опытнейшей Веры Золотницкой решить эти проблемы не получилось. Хотя в городском хозяйстве она разбиралась на профессиональном уровне. В том числе и в сфере ЖКХ.

Бесспорный кандидат

При всё при этом Советский район в масштабах города считается достаточно престижным. И различные политические силы не прочь побороться за контроль над этой территорией. Отсутствие конкурса на вакансию главы вряд ли имело место. Поэтому кадровое решение, видимо, принималось в первую очередь в рамках политически обоснованного сценария.

Казаков вряд ли держался за министерское кресло. В администрации Советского района ему будет комфортнее: это реальная работа, а не имитация. Влияния у министров всё равно нет. Поэтому переход Казакова можно рассматривать даже как повышение

Может быть, выявились разногласия между главой города Олегом Сорокиным и главой администрации Олегом Кондрашовым. Именно из-за этого конфликта интересов вакансия осталась свободной. И как нельзя кстати подвернулась проблема: как быть с Казаковым, который не умеет излагать нужную информацию красиво и гламурно и при этом не нравится заместителю Сватковскому.

Понятно, что у губернатора и новых городских руководителей несколько иные отношения, нежели были с Вадимом Булавиновым. Но вряд ли город находится под фактическим руководством губернатора. Вернее всего, кадровые предложения губернатора просто рассматриваются в приоритетном порядке. Он предложил кандидатуру Казакова — Сорокин и Кондрашов согласились. Традиционная схема. Никаких тектонических изменений не произойдёт. Скорее всего.

Если без политики

Вряд ли нужно излишне политизировать случившуюся кадровую перестановку. Но есть один интересный аспект, который проявился, когда в город вернулся Николай Сатаев. В правительстве в структуре отраслевого управления есть несколько ведомств, у которых не было, нет и не будет реальных результатов. Это касается промышленности в той же степени, что и предпринимательства. Сколько бы ни говорили о выходе на 30—40-процентный уровень малого бизнеса во внутреннем региональном продукте — показатели не меняются. И ВРП держится на уровне 15% на протяжении уже лет так шести-семи. И Казакову это должно было быть известно лучше, чем кому бы то ни либо. А что привлекательнее? Территориальное управление, ибо там всё не так кисло. ­Что-то строить, ремонтировать, убирать намного легче, чем поднимать неподъёмный малый и средний бизнес на высокий уровень. Потому что сделать это в нынешней ситуации невозможно. Поэтому пусть другие морочат голову нижегородской публике, что предпринимательство у нас растёт как на дрожжах, а доля малого бизнеса в ВРП увеличивается и скоро будет как в Европе.

А преемники нам объяснят, что у нас и с туризмом тоже всё налаживается — скоро будет как в Европе. Вот-вот догоним Испанию и Египет…

В принципе, на таких должностях, как у Казакова, долго не работают. Дело в том, что смена персонажей в министерском кресле создаёт иллюзию движения вперед и мнимость ведущегося критического анализа. И если нижегородский малый бизнес и развивается, то явно не так быстро, как в других регионах. В 2005—2006 годах предшественник Казакова на посту министра Денис Лабуза говорил, что мы по всем показателям не передовики в Приволжском федеральном округе, но по малому бизнесу — всё-таки почти лидеры.

Возникает вопрос, кто займёт место Казакова. Очевидно, что продуктивнее всего просто ликвидировать министерство предпринимательства. Но эта структура вряд ли будет признана ошибкой своими создателями, а решения принимают всё ещё они.

Поэтому разговор о заменах не имеет принципиального значения. Когда уволили Лабузу, местное бизнес-сообщество требовало назначить на эту должность нижегородца. Сейчас впору назначать варяга. Может быть, у соседей можно чему-то поучиться? Хотя понятно, что дело в другом — надо менять систему. Тем более сейчас все в чиновники хотят, а не в предприниматели, которых так стремятся «развивать».

Виктор Деменев