11-03-11

Экономика

Отталкиваясь от дна

Промышленность региона подаёт слабые признаки выздоровления

В Нижегородской области официально подведены итоги работы промышленности региона в прошедшем году. Почти по всем отраслям зафиксирован рост объёмов производства. Однако «подъём промышленности» подаётся в речах чиновников с изрядной долей лукавства. Честнее было бы сказать так: «Мы растём сегодня главным образом потому, что слишком низко упали в 2009-м кризисном году».

Новая стратегия

Автомобильную промышленность ещё 10 лет назад называли «локомотивом развития региона». Экономический кризис наглядно продемонстрировал, что локомотив этот если и не пущен под откос логикой экономического развития страны и мира, то резко сбавил обороты. Государство не дало обанкротить ГАЗ. Насколько правильным было это решение, окончательно не ясно. Ряд экспертов утверждают, что само по себе банкротство — это не конец, а всего лишь продолжение истории «с чистого листа». Однако премьер Владимир Путин решил по-своему, и Горьковский автомобильный завод получил огромные кредиты «на поддержание штанов». Сегодня завод в долгах как в шелках, однако позитива в чиновничьих отчётах явно прибавилось.

По словам министра промышленности и инноваций Нижегородской области Владимира Нефедова, по итогам 2010 года объём производства основных видов продукции «ГАЗа» увеличился на 66% по сравнению с 2009 годом. Объём реализации лёгких коммерческих автомобилей марки ГАЗ в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40%. «Существенное значение имели федеральные и региональные меры поддержки автопрома», — сообщил министр. (Пожалуй, слово «существенное» следовало бы заменить на «решающее», но министерским спичрайтерам виднее).

По словам министра, «важным событием в 2010 году стало принятие нормативного акта по проведению эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». На ­реализацию областной ­программы ­утилизации транспортных средств из бюджета области в 2010 году было выделено 292 млн рублей, реализовано 2820 автомобилей. В 2011 году по программе утилизации из бюджета области выделено 240 млн рублей, планируется реализовать 4 тысячи автомобилей.

Действительно, программа утилизации — это несомненный плюс как для федерального, так и для регионального правительства. С другой стороны, чуть менее трёх тысяч реализованных по этой программе авто за целый год — для ГАЗа это «капля в море», «слону — дробина» и тому подобные устойчивые выражения. Зато про вваленные государством в завод миллиарды рублей — всего два слова. Про фиаско проекта «Волга Сайбер» — вообще ни слова. Дескать, и так всё сами знаете.

«Итоги работы ведущих предприятий автопрома области в 2010 году показали, что удалось справиться с кризисом, который выявил главные проблемы российского автопрома — качество работы местных поставщиков и низкий уровень интегрированности в глобальный автопром. Это видение было положено в основу Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», — резюмировал Владимир Нефёдов. Главные проблемы российского автопрома были видны невооружённым глазом даже не вчера. Просто кризис показал, что российский автопром не просто приближается к пропасти, а уже как минимум «висит над бездной». Поэтому и стратегии развития автомобильной промышленности в нашей стране меняются через каждые несколько лет. Например, 10 лет назад, когда Дерипаска пришел на ГАЗ, предыдущая стратегия развития автомобильной промышленности делала упор на то, что отечественные авто смогут потеснить иномарки по крайней мере на отечественном рынке. Ошиблись стратеги, с кем не бывает!

Но где гарантия, что не ошибутся те, кто будут констурировать новый вариант развития автомобильной промышленности?

Зачем государство помогает банку?

На последнем заседании Законо­дательного собрания Нижегородской области принят проект закона «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области». Подобного регионального законопроекта (как и соответствующего федерального) в настоящее время не существует ни в одном субъекте федерации. Поэтому нижегородские власти, грубо говоря, в определённом смысле рискуют бюджетными деньгами.

Капитальные проблемы промышленности никуда не делись. Но чиновникам областного правительства по статусу предписано демонстрировать оптимизм, пусть и сдержанный

В областном министерстве инвестиционной политики убеждены, что финансовая поддержка технопарков есть ни что иное, как первая в стране попытка перевести ­инновационный процесс на «рельсы прибыльности», отказываясь признавать затратность проекта. В то же время государственно-правовое управление Заксобрания на сегодняшний день имеет ряд претензий к проекту и пока не давало своего положительного заключения. Тем не менее данное обстоятельство не стало препятствием для принятия закона. По словам председателя комитета по экономике и промышленности Николая Пугина, «надо быть новаторами, а внести изменения и дополнения к закону мы всегда успеем».

Спешка в данном вопросе объясняется тем обстоятельством, что один из резидентов технопарка «Анкудиновка» — Сбербанк — уже в апреле собирается начать на территории парка строительство инновационного центра. Как уже было сказано, соответствующей законодательной базы для проекта пока не существует. В частности планируемое строительство не подпадает под действие областного закона «Об инвестиционной деятельности», поскольку Сбербанк планирует построить некий расчётный центр, который не является производственным объектом, как того требуют положения закона «Об инвестиционной деятельности».

Заместитель председателя Законо­да­тельного собрания Ольга Сысоева выразила сомнение: а стоит ли государству вообще предоставлять поддержку коммерческому банку? Внятного ответа на свой вопрос депутат Сысоева так и не получила. «Надо предоставить поддержку именно в феврале, иначе всё отложится на апрель, резидент может нас не понять и уйти в другой регион», — высказал свое понимание проблемы министр внутренней политики Нижегородской области Александр Цапин. Больше вопросов ни у кого не возникало. Другое дело, что если громкий проект по тем или иным причинам всё-таки провалится, чиновники всегда найдут оправдание своим действиям.

Оптимизм «со слезами на глазах»?

Темпы роста промышленного производства в Нижегородской области в 2011 году составят 105%. В областном правительстве надеются, что данное обстоятельство позволит к 2013 году выйти на уровни докризисного 2008 года. С другой стороны, никуда не делись проблемы, присущие всей промышленности области: высокий износ основных производственных фондов, низкая инновационная активность предприятий, энергетические проблемы (рост тарифов на энергоресурсы, недостаток энергоресурсов при реализации проектов), кадровая проблема (старение и недостаток квалифицированных рабочих кадров). Эти проблемы копились годами, и решить их за два ближайших года будет крайне сложно. Я понимаю, что чиновникам областного правительства по статусу предписано демонстрировать оптимизм, пусть и сдержанный. Сегодня повод для такого оптимизма, пусть и в микроскопических дозах всё же имеется — промышленность региона работает чуть лучше, чем в провальном 2009-м. Но кто сказал, что рост производства непременно продолжится и последующие годы? Сколько будет стоить нефть на мировом через год-два сегодня не знает никто, а без этого знания строить планы на целое десятилетие вперёд бессмысленно. Разговоры о второй волне кризиса немного поутихли, но не прекратились. Поэтому предлагаю вместе с записными оптимистами-чиновниками негромко порадоваться обнадеживающим цифрам промышленного роста. Но не более того.


Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была утверждена 10 марта 2006 года. В момент принятия в неё были включены следующие объекты:

1. «Технопарк Самарской области».

2. «Дмитровский технопарк» (Москов­ская область).

3. «Черноголовский технопарк» (Московская область).

4. Технопарк «Идея» (Казань, Татарстан).

5. Технополис «Химград» (Казань, Татарстан).

5. Западно-сибирский инновационный центр — объект «Геолог» (Тюмень).

7. Западно-сибирский инновационный центр — объект «Алебашево» (Тюмень).

8. Технопарк Новосибирского Академ­городка (Новосибирск).

9. Обнинский Технопарк — объект ИАТЭ (Обнинск, Калужская область).

10. Обнинский Технопарк — объект РМЦ (Обнинск, Калужская область).

11. Нижегородский Технопарк «Анкуди­новка» (Нижний Новгород).

12. ИТ-парк Санкт-Петербург.

В 2007—2008 годах в программу также включили объекты на территории Кемеровской области и Республики Мордовия.

27 марта 2009 года было объявлено о приостановлении федерального финансирования Программы.

Сергей Анисимов