11-03-18

Политика

Перестарались…

В ходе прошедшей выборной кампании методы использовались традиционно основанные на огромном потенциале административного ресурса. Например, по нашим данным, сверху была получена разнарядка о том, что педагоги, все как один, должны проголосовать за «Единую Россию». Указание из районных и городских управлений пришло всем директорам школ Нижегородской области. Разумеется, разнарядка была устной, нигде не документированной, — ведь это подсудное дело, нарушение статьи Конституции о свободе совести и закона о выборах. Но в России еще со времён Петра Первого устные распоряжения, неофициальные циркуляры и даже простые намёки власти исполняются гораздо шибче и проворнее, чем сами законы, — это тоже наша национальная особенность, как и привычка «не стоять за ценой».

По итогам наших разговоров с преподавателями нескольких школ картинка нарисовалась живописная.

Получив разнарядку, директора образовательных учреждений, кто преодолевая внутренний протест, кто бодро взяв под козырёк, начали «работать» со своими коллективами. В этой непростой «работе» проявилось всё: и ­человеческие ­качества, и уровень ­интеллигентности, и степень заинтересованности в доверии и уважении коллектива, и просто гражданская позиция — другими словами, свою роль, как всегда, сыграл человеческий фактор. В итоге немногие смелые, независимые и ценящие собственную честь выше почестей директора попросту проигнорировали полученное сверху указание и не стали «речью недостойной» оскорблять слух своих коллег и подчинённых. Они поступили мудрее всех, ибо понимали, что их бездействие не может быть расценено как саботаж — ведь у отдавших распоряжение у самих рыльце в пуху.

Была и другая категория руководителей. Эти, желая сохранить лицо и одновременно выполнить волю начальства, не стали действовать огульно: зная о настроениях отдельных членов своего коллектива, они поговорили с глазу на глаз только с конформистами — завучами и педагогами, готовыми на всё ради того, чтобы угодить руководству.

К сожалению, была и третья, весьма многочисленная категория. Эти директора повели себя подобно хорошо известному герою русской пословицы, который от усердия лоб расшиб. Они подвергли свои коллективы массированному психологическому давлению. В ход были пущены все средства: от прямых угроз («Будет проверка, и все, кто за «ЕР» не проголосует, будут наказаны») до чисто женских уловок, рассчитанных на жалость и сострадание («Вы меня очень подведете, Марь Васильна, если не проголосуете за «ЕР» — меня уволят, ну, сделайте это ради меня, что вам стоит»).

Плюясь и ругаясь, испытывая неприязнь к той самой партии, которая, не гнушаясь средствами, буквально «выцарапывает» их голоса, учителя в большинстве своем шли и ставили галочку там, куда было велено. Особенно это касается небольших населенных пунктов — в самом Нижнем Новгороде учительскому голосу гораздо проще затеряться среди хора многочисленного электората.

Но в деревнях и поселках… Как мы поняли, некоторые директора даже график составляли для своих учителей: «В 9.00 идет Анна Павловна, в 9.30 — Инна Георгиевна…» — и так далее, вплоть до закрытия избирательных участков. Это чтобы весь коллектив одновременно скопом не пришёл и не выдал своим поведением заранее спланированной акции. Ведь кругом сидят наблюдатели. Директора городских школ предлагали своим учителям брать открепительные талоны по месту жительства и голосовать по месту работы. Чтобы на отдельном участке, подавляющее большинство населения которого настроено оппозиционно или может попросту не придти на выборы (это относится к некоторым центральным районам Нижнего Новгорода), прошла всё-таки нужная партия.

На всех нижегородских интернет-форумах после выборов весь день велось обсуждение итогов. Судя по комментариям, голосовали только бюджетники, армия и некоторые хорошо оплачиваемые работники госкорпораций. Остальное население — а это 57% — голосовало против. Не за КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию», а против «ЕР». И в итоге, мы имеем минус 14% по сравнению с осенней кампанией.

Вера Кострова